Экспорт ювелирных изделий из России сократился в два раза

Раздел: Рынки
08 декабря 2016 г.

Экс­порт укра­ше­ний из Рос­сии упал за де­вять ме­ся­цев 2016 го­да по­чти в два ра­за по срав­не­нию с ана­ло­ги­ч­ным пе­ри­о­дом пре­ды­ду­ще­го го­да. Осво­ен­ные юве­ли­ра­ми ры­н­ки СНГ пе­ре­жи­ва­ют кри­зис, а вы­хо­ду в даль­нее за­ру­бе­жье ме­ша­ют до­ро­гие кре­ди­ты и бю­ро­кра­ти­че­ские про­це­ду­ры­

Не­вы­во­зи­мая рос­кошь

За де­вять ме­ся­цев 2016 го­да экс­порт из Рос­сии го­то­вых юве­ли­р­ных из­де­лий и их ча­стей из дра­го­цен­ных ме­тал­лов сни­зи­л­ся на 46%, при­мер­но до $89 млн, по срав­не­нию с ана­ло­ги­ч­ным пе­ри­о­дом про­ш­ло­го го­да, сле­ду­ет из дан­ных Фе­де­раль­ной та­мо­жен­ной слу­ж­бы (ФТС). В на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии па­де­ние ока­за­лось еще боль­ше — с 77,8 до 21 т.

Ху­же все­го де­ла об­сто­ят с зо­ло­ты­ми из­де­ли­я­ми. По дан­ным Про­би­р­ной па­ла­ты Рос­сии, их экс­порт за шесть ме­ся­цев 2016 го­да по срав­не­нию с пе­р­вым по­лу­го­ди­ем 2015-­го со­кра­ти­л­ся в шесть раз, до 376,3 т (у­чи­ты­ва­ет­ся ли­га­тур­ная мас­са из­де­лий, то есть с до­бав­ле­ни­ем раз­ли­ч­ных при­ме­сей). Экс­порт се­реб­ря­ных из­де­лий, по дан­ным Про­би­р­ной па­ла­ты Рос­сии, остал­ся при­мер­но на про­ш­ло­год­нем уро­в­не и со­ста­вил 951,6 т.

По ито­гам го­да со­кра­ще­ние экс­пор­та мо­жет со­ста­вить при­мер­но 35% в де­не­ж­ном вы­ра­же­нии, под­с­чи­тал ге­не­раль­ный ди­рек­тор ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ард Ут­кин.​ По его сло­вам, это свя­за­но с тем, что юве­ли­р­ное про­из­вод­ство в стра­не в це­лом с на­ча­ла 2016 го­да умень­ши­лось при­мер­но в два ра­за. Из-­за кри­зи­са и па­де­ния по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти рос­си­ян про­из­во­ди­те­ли не мо­гут поз­во­лить се­бе боль­шие обо­ро­т­ные сред­ства или кре­ди­ты, а это не­об­хо­ди­мое усло­вие для ра­бо­ты на вне­ш­них ры­н­ках, го­во­рит Ут­кин.

Не­по­во­ро­т­ли­вое за­ко­но­да­тель­ство

Сти­му­ли­ру­ю­щим фа­к­то­ром мо­г­ло бы стать осла­б­ле­ние руб­ля, уде­ше­вив­шее труд рос­сий­ских юве­ли­ров. Од­на­ко кри­зис кос­нул­ся и за­ру­бе­ж­ных ры­н­ков. Тра­ди­ци­он­но рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли сбы­ва­ли свою про­дук­цию в стра­нах СНГ, но спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия упал там еще боль­ше, чем в Рос­сии, от­ме­ча­ет пре­зи­дент «Ал­маз-Хол­дин­га» Флун Гу­ме­ров. В ито­ге его ко­м­па­ния об­ра­ти­ла вни­ма­ние на ры­н­ки даль­не­го за­ру­бе­жья: с 2015 го­да «Ал­маз-Хол­динг» стал по­став­лять свои из­де­лия в Ки­тай и США.

О­пе­ра­тив­но удо­в­ле­тво­рять спрос из-­за ру­бе­жа по­рой ме­ша­ет за­ко­но­да­тель­ство. Боль­шая часть опто­вых про­даж юве­ли­р­ных укра­ше­ний про­ис­хо­дит на вы­став­ках, при­во­дит при­мер Ут­кин. Од­на­ко со­глас­но рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству про­из­во­ди­тель дол­жен спе­р­ва при­вез­ти из­де­лия об­рат­но в Рос­сию и толь­ко за­тем, под за­клю­чен­ный кон­тракт, по­ста­вить их пар­т­не­ру, прой­дя про­це­ду­ру та­мо­жен­но­го офор­м­ле­ния и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. В об­щей сло­ж­но­сти это за­ни­ма­ет око­ло ме­ся­ца. Ни один кру­п­ный за­ру­бе­ж­ный ре­тей­лер не го­тов столь­ко ждать, се­ту­ет Ут­кин.

Зо­ло­тое им­пор­то­за­ме­ще­ние

Ввоз юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сию по ито­гам трех квар­та­лов 2016 го­да та­к­же со­кра­ти­л­ся, хо­тя и не столь дра­ма­ти­ч­но — при­мер­но на 11%, по дан­ным ФТС. При этом им­порт зо­ло­тых укра­ше­ний сни­зи­л­ся на 10%, а се­реб­ря­ных — на 3%, сви­де­тель­ству­ет ста­ти­сти­ка Про­би­р­ной па­ла­ты Рос­сии.

Это под­твер­ж­да­ют и опро­шен­ные РБК участ­ни­ки ры­н­ка. Из-­за де­валь­ва­ции руб­ля Sunlight пе­ре­ш­ла на про­дук­цию рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей, го­во­рит ген­ди­рек­тор и со­вла­де­лец ко­м­па­нии Алек­сей Ко­но­ва­лов. До­ля им­пор­т­ных то­ва­ров в ас­сор­ти­мен­те «А­да­ма­са» ни­ко­г­да не пре­вы­ша­ла 5%, а сей­час ее пра­к­ти­че­ски нет, рас­ска­зы­ва­ет пред­ста­ви­тель се­ти.

Ес­ли до кри­зи­са, в 2014 го­ду, 50% про­дук­ции, ко­то­рая про­да­ва­лась че­рез фи­р­мен­ные ма­га­зи­ны Мос­ко­в­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да (МЮЗ), бы­ло за­ве­зе­но из-­за ру­бе­жа, то сей­час око­ло 80% укра­ше­ний про­из­во­дят­ся в Пер­ми, со­об­щи­ла ди­рек­тор по за­ку­п­кам и ас­сор­ти­мен­ту ко­м­па­нии Ири­на Гу­са­ко­ва на встре­че с жур­на­ли­ста­ми 2 де­ка­б­ря.

[ rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->