Экспорт украшений из России упал за девять месяцев 2016 года почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Освоенные ювелирами рынки СНГ переживают кризис, а выходу в дальнее зарубежье мешают дорогие кредиты и бюрократические процедуры
Невывозимая роскошь
За девять месяцев 2016 года экспорт из России готовых ювелирных изделий и их частей из драгоценных металлов снизился на 46%, примерно до $89 млн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). В натуральном выражении падение оказалось еще больше — с 77,8 до 21 т.
Хуже всего дела обстоят с золотыми изделиями. По данным Пробирной палаты России, их экспорт за шесть месяцев 2016 года по сравнению с первым полугодием 2015-го сократился в шесть раз, до 376,3 т (учитывается лигатурная масса изделий, то есть с добавлением различных примесей). Экспорт серебряных изделий, по данным Пробирной палаты России, остался примерно на прошлогоднем уровне и составил 951,6 т.
По итогам года сокращение экспорта может составить примерно 35% в денежном выражении, подсчитал генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. По его словам, это связано с тем, что ювелирное производство в стране в целом с начала 2016 года уменьшилось примерно в два раза. Из-за кризиса и падения покупательной способности россиян производители не могут позволить себе большие оборотные средства или кредиты, а это необходимое условие для работы на внешних рынках, говорит Уткин.
Неповоротливое законодательство
Стимулирующим фактором могло бы стать ослабление рубля, удешевившее труд российских ювелиров. Однако кризис коснулся и зарубежных рынков. Традиционно российские производители сбывали свою продукцию в странах СНГ, но спрос на ювелирные изделия упал там еще больше, чем в России, отмечает президент «Алмаз-Холдинга» Флун Гумеров. В итоге его компания обратила внимание на рынки дальнего зарубежья: с 2015 года «Алмаз-Холдинг» стал поставлять свои изделия в Китай и США.
Оперативно удовлетворять спрос из-за рубежа порой мешает законодательство. Большая часть оптовых продаж ювелирных украшений происходит на выставках, приводит пример Уткин. Однако согласно российскому законодательству производитель должен сперва привезти изделия обратно в Россию и только затем, под заключенный контракт, поставить их партнеру, пройдя процедуру таможенного оформления и государственного контроля. В общей сложности это занимает около месяца. Ни один крупный зарубежный ретейлер не готов столько ждать, сетует Уткин.
Золотое импортозамещение
Ввоз ювелирных изделий в Россию по итогам трех кварталов 2016 года также сократился, хотя и не столь драматично — примерно на 11%, по данным ФТС. При этом импорт золотых украшений снизился на 10%, а серебряных — на 3%, свидетельствует статистика Пробирной палаты России.
Это подтверждают и опрошенные РБК участники рынка. Из-за девальвации рубля Sunlight перешла на продукцию российских производителей, говорит гендиректор и совладелец компании Алексей Коновалов. Доля импортных товаров в ассортименте «Адамаса» никогда не превышала 5%, а сейчас ее практически нет, рассказывает представитель сети.
Если до кризиса, в 2014 году, 50% продукции, которая продавалась через фирменные магазины Московского ювелирного завода (МЮЗ), было завезено из-за рубежа, то сейчас около 80% украшений производятся в Перми, сообщила директор по закупкам и ассортименту компании Ирина Гусакова на встрече с журналистами 2 декабря.