Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
Экспертное мнение о недавнем судебном прецеденте, который и по сей день трактуется членами профессионального сообщества неоднозначно. Эксперт по финансовому мониторингу предостерегает предпринимателей ювелирной отрасли относительно возможного привлечения к административной ответственности за ненадлежащее, по мнению судебного органа, исполнение обязанностей по представлению информации в Росфинмониторинг по договорам Поставки ювелирных изделий.
Относительно рекомендации в информационном письме № 50 Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 года
В частности, речь идет об отдельной рекомендации, изложенной в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 года № 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли" к вопросу:
«Кто должен представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ: продавец или покупатель?»
В письме Росфинмониторинга дан следующий ответ:
«В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Вместе с тем полагаем, что приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не влечет для них обязанности в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку выступая в качестве покупателя в рамках купли – продажи ювелирных изделий они являются клиентом по отношению к продавцу. Учитывая изложенное, сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли – продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий»
Обращаем ваше пристальное внимание на слово «полагаем» в тексте ответа Росфинмониторинга. Указанная позиция в отношении рассматриваемого вопроса, высказана как рекомендация уполномоченного органа, что привело к возникновению судебного прецедента, который сигнализирует о том, что суд принимает решения исключительно на основании норм законодательства о финансовом мониторинге, не учитывая рекомендации уполномоченного органа (Росфинмониторинга).
Рассмотрение судебного прецедента
В данном материале мы постараемся максимально кратко изложить ход судебного процесса вызвавшего разночтение среди профессионального сообщества и отметим наиболее важные, принципиальные его аспекты.
Итак, мировой суд признал индивидуального предпринимателя Сулейманову Ф.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и назначил ей наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Вина предпринимателя, по мнению суда, заключалась в неисполнении предпринимателем обязанности по представлению информации в Росфинмониторинг по операциям подлежащим обязательному контролю по договору Поставки, по которому Сулейманова обладала статусом покупателя.
Согласно постановлению суда:
«14 июня 2016 года Судьей Кузнецкого районного суда Пензенской области Бугаевой И.А., было вынесено решение по Делу 12-52/16 г. об административном правонарушении Сулеймановой Ф.А.
Решение вынесено по поводу жалобы индивидуального предпринимателя Сулеймановой Ф.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 28 января 2016»
Как пояснил суд:
«В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» Сулейманова осуществляла операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, в рамках договора поставки № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по закупке ювелирных изделий из драгоценных металлов, заключенного с ООО Торговый Дом не предоставляя в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю»
Напомним, что по договору поставки, Сулейманова являлась покупателем.
В своей жалобе Сулейманова Ф.А. указала, что с решением мирового судьи она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Она просила отменить постановление мирового судьи о признании ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Далее позволим себе привести в качестве цитаты текст оснований из решения суда, по которым Сулейманова просила отменить постановление мирового судьи:
«Защитник Сулеймановой Ф.А. Суду показала, что для привлечения Сулеймановой Ф.А. к административной ответственности нет оснований, так как по договору поставки № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. по закупке ювелирных изделий из драгоценных металлов в ООО «Торговый дом «<данные изъяты>» Сулейманова Ф.А. являлась покупателем, а сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а не покупатель. Данное утверждение следует из Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.6 которого приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не влечет для них обязанности в соответствии с п.п. 4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку выступая в качестве покупателя в рамках купли-продажи ювелирных изделий, они являются клиентом по отношению к продавцу. Следовательно, Сулейманова Ф.А. не обязана была предоставлять указанные сведения, являясь в рамках договора купли-продажи лишь покупателем. Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника заявителя адвоката Шевченко Н.В., помощника прокурора г. Кузнецка Козину Ю.С., находит постановление мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям: «Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Закона. Согласно п. 1 ст. 6 указанного Закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к купле-продаже драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Как следует из материалов дела, Сулейманова Ф.А., являясь индивидуальным предпринимателем, совершила неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части не предоставления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что поскольку действия Сулеймановой Ф.А. направлены на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов, указанные операции, сумма которых превышает 600 000 рублей, подлежали обязательному контролю и сведения о них - направлению в соответствующий орган. Действия Сулеймановой Ф.А. квалифицированы правильно по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку объективную сторону указанного правонарушения, образует бездействие индивидуального предпринимателя, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с денежными средствами и иным имуществом»
Еще раз отметим на наш взгляд, самое главное в доводах суда:
«Суд апелляционной инстанции обсуждал доводы защитника заявителя – адвоката Шевченко Н.В. о том, что по вышеуказанному договору купли-продажи Сулейманова Ф.А. являлась покупателем, и в силу положений Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10 февраля 2016 года приобретение для нее драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, не влечет для нее обязанности, в соответствии с п.п. 4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ представлять сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и находит эти доводы необоснованными»
Из вышесказанного следует, что суд не находит эти доводы обоснованными!
Далее суд поясняет свою позицию:
«Обязанность индивидуального предпринимателя Сулеймановой Ф.А., состоящей на специальном учете в Государственной инспекции пробирного надзора как лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, возложена на нее в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»
Таким образом, очевидно, что в данном деле суд основывает свои доводы на конкретной норме Федерального закона №115-ФЗ, а не на рекомендациях Росфинмониторинга:
«Из содержания п.6 Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10 февраля 2016 года «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями» Ювелирной отрасли следует, что трактовка п.п. 4 ч.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части возложения обязанности по предоставлению сведений об операциях на продавца (поставщика) носит рекомендательный характер и не может расцениваться как безусловное основание для не привлечения Сулеймановой Ф.А. к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Постановление мирового судьи судебного участка №<данные изъяты> Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Сулеймановой Ф.А. к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей - оставить без изменения, жалобу Сулеймановой Ф.А. - без удовлетворения»
Из вышеизложенного следует очевидный вывод о том, вышестоящие инстанции поддержали позицию Мирового судьи.
P.S
Мы надеемся, что данная статья окажется полезной профессиональному сообществу в понимании ситуации сложившейся вокруг описанного прецедента. Судя по практике, именно суд, исходя из своих предположений определяет, принимать ему решение на основании норм закона или рекомендательных писем уполномоченного органа. В данном случае суд поступил согласно букве закона, проигнорировав рекомендации Росфинмониторинга. Опираясь на эту практику, можно утверждать, что если продолжать следовать только позиции Росфинмониторинга, не учитывая подобные судебные прецеденты и не представлять информацию в Росфинмониторинг о сделках с драгоценными металлами, подлежащими обязательному контролю, в случае если организация выступает по договору поставки в статусе Покупателя, может привести к многотысячным штрафам.
Нам важно, чтобы предприниматели владели полной информацией и исполняли требования «антиотмывочного» законодательства исходя из всеобъемлющей судебной практики, в которую теперь входит данный прецедент.
Вопросы по материалам статьи, вы можете задать эксперту на электронную почту oootlt@mail.ru.
[ Ювелирные Известия ]
Да уж, умом Россию не понять...
Здравствуйте! А почему ч. 2 рассматривал мировой суд и ИП привлечен как должностное лицо?
А там в деле много несостыковок. Это суд не правильно дал оценку закона и поддержал нижестоящих судей.