Сделано в Китае: мифы и правда о латвийском янтаре

Раздел: Драгоценные камни
04 ноября 2016 г.

М­но­го лет в Ри­ге дей­ству­ет Клуб лю­би­те­лей ка­м­ня, ко­то­рый воз­глав­ля­ет один из са­мых из­ве­ст­ных ма­сте­ров в Бал­тии, ху­до­ж­ник Сер­гей Алек­се­ев.

О­со­бая лю­бовь ма­сте­ра – ян­тарь. Сер­гея то и де­ло при­гла­ша­ют на лек­ции — рас­ска­зать об уди­ви­тель­ном ми­не­ра­ле, за­сты­в­ших сле­зах до­че­ри мор­ско­го ца­ря. Мно­гие ис­крен­не удив­ля­ют­ся, узнав, что, ока­зы­ва­ет­ся, лат­вий­ско­го ян­та­ря не су­ще­ству­ет, а в стра­нах Бал­тии дав­но идет пе­ре­дел огро­м­но­го "слез­но­го ры­н­ка".

Лат­вий­ский ян­тарь ка­ли­нин­гра­д­ско­го про­ис­хо­ж­де­ни­я

"В Лат­вии сво­е­го ян­та­ря тол­ком ни­ко­г­да и не бы­ло, а был ка­ли­нин­гра­д­ский. Есть по­ня­тия: ко­рен­ные ме­сто­ро­ж­де­ние и ал­лю­ви­аль­ные — на­нос­ные. В Лат­вии на­хо­дят ян­тарь ал­лю­ви­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. В Ка­ли­нин­гра­де са­мые боль­шие на Зе­м­ле за­па­сы ян­та­ря: его там огро­м­ные пла­сты, от них от­хо­дят "то­нень­кие ру­чей­ки" — в том чис­ле и к на­м", — ска­зал Сер­гей кор­ре­с­пон­ден­ту Sputnik.

В мо­ре ян­тар­ные пла­сты раз­ла­мы­ва­ют­ся, раз­мы­ва­ют­ся — и ку­соч­ки по­ро­ды вы­но­сят­ся во­да­ми к бе­ре­гу. Хо­тя в Лат­вии мо­ж­но и на су­ше ян­тарь ко­пать, ку­да до­хо­дят ка­ли­нин­гра­д­ские пла­сты. Но на­ход­ки, ес­ли и бы­ли, то со­в­сем не­з­на­чи­тель­ные. Ян­та­ря на су­ше тут очень ма­ло.

Это под­твер­ж­да­ли и со­вет­ские спе­ци­а­ли­сты, за­ни­мав­ши­е­ся здесь гео­ло­го­раз­вед­кой. Вот в Ли­т­ве, в той же Па­лан­ге, ян­та­ря боль­ше — она бли­же к Ка­ли­нин­гра­ду.

Од­но вре­мя в Лат­вии чуть ли не весь ян­тарь, ко­то­рый здесь про­да­ва­ли ту­ри­стам, был из Ка­ли­нин­гра­да. Но те­перь его тут хо­ро­шо, ес­ли треть. В са­мом Ка­ли­нин­гра­де ян­тарь мас­со­во ску­па­ют ки­тай­цы. В Под­не­бес­ной ян­тарь — куль­то­вый ка­мень и ле­чеб­ный, плюс его еще и в про­мы­ш­лен­но­сти мас­со­во ис­поль­зу­ют.

© Sputnik / Ев­ге­ний ле­ш­ко­в­ский­

Ян­тарь из кол­лек­ции Сер­гея Алек­се­е­ва

Це­на во­про­са

В да­ле­ком про­ш­лом жи­те­ли при­мор­ских рай­о­нов по­с­ле силь­ных штор­мов со­би­ра­ли кор­зи­ны ян­та­ря кус­ка­ми раз­ме­ром с го­ло­ву, а по­том то­пи­ли ими пе­чи.

Но это вре­мя за­кон­чи­лось. Толь­ко за по­след­ний год це­на на ян­тарь в Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти под­ско­чи­ла в 25 раз. Ка­че­ствен­ный ян­тар­ный ша­рик ди­а­мет­ром 2,6 сан­ти­мет­ра там сто­ит ми­ни­мум 300 ев­ро.

До­сто­вер­но не­из­ве­ст­но, мень­ше ли Рос­сия экс­пор­ти­ру­ет в Лат­вию ян­та­ря. Но у не­го кон­ку­рен­тов ста­но­ви­т­ся боль­ше.

Са­ми су­ди­те, ки­ло­грамм не­об­ра­бо­тан­но­го ко­лу­м­бий­ско­го ян­та­ря сто­ит 70-90 дол­ла­ров, ка­ли­нин­гра­д­ско­го – боль­ше 1 000 ев­ро (и це­на уве­рен­но рас­тет). Ла­ти­но­а­ме­ри­кан­ско­го ян­та­ря (на вид – зе­ле­но­ва­тый, по ве­су – са­мый ле­г­кий) тут по­ка лишь 5%, но вид­на тен­ден­ция к ро­сту. За­то укра­ин­ско­го – бо­лее 60%. И он на 15-20% де­шев­ле ка­ли­нин­гра­д­ско­го.

"Укра­ин­ский ян­тарь (на­при­мер, в рай­о­не Кле­со­во) в мас­се сво­ей до­бы­ва­ет­ся без кон­тро­ля со сто­ро­ны го­су­дар­ства, и там, где его ко­па­ют, да­же ми­ли­ция бо­и­т­ся по­яв­лять­ся", — го­во­рит Сер­гей.

Ян­тар­ный Клон­дай­к

"На Укра­и­не ян­тарь до­бы­ва­ют вар­вар­ски: до го­ри­зон­та лун­ные пей­за­жи, вы­во­ро­чен­ные пни и гни­ю­щие ство­лы – там, где еще не­сколь­ко ме­ся­цев на­зад был гу­стой жи­вой лес. К ян­тар­ным пла­стам про­тал­ки­ва­ют тру­бу, по­да­ют во­ду, она под огро­м­ным на­по­ром вы­мы­ва­ет ян­тарь с глу­би­ны, а на по­верх­но­сти его вы­лав­ли­ва­ют са­ч­ка­ми — пря­мо в жи­же. Че­ло­век, что­бы по­пасть на день на "ян­тар­ный Клон­дай­к", пла­тит "смо­т­ря­щи­м" из­ряд­ные су­м­мы (и­но­г­да до 500 дол­ла­ров) – за пра­во до­бы­чи", — про­дол­жа­ет экс­перт.

Но са­мый ва­ж­ный во­прос: ка­кой ян­тарь ин­те­рес­нее для из­де­лий – бал­тий­ский или укра­ин­ский?

Сер­гей, как и мно­гие дру­гие, счи­та­ет: у ка­ли­нин­гра­д­ско­го ян­та­ря кон­ку­рен­тов не­т! А укра­ин­ский — ме­нее жи­во­пис­ный и раз­но­об­раз­ный, ра­бо­тать с ним ма­сте­ру скуч­нее, хо­тя в этом ян­та­ре и мень­ше де­фек­тов. Та­ко­го мне­ния при­дер­жи­ва­ют­ся и на Все­ми­р­ной вы­став­ке ян­та­ря в Гда­нь­с­ке.

Как от­ли­чить на­сто­я­щий ян­тарь от под­дел­ки

На этой же вы­став­ке есть стен­ды ди­а­г­но­сти­че­ской ла­бо­ра­то­рии, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет ими­та­ции ян­та­ря. Встре­ча­ют­ся, ко­неч­но, и яв­ные под­дел­ки (в­ро­де пи­ра­ми­док с мор­ски­ми звез­да­ми и скор­пи­о­на­ми), но ча­сто от­ли­чить, на­сто­я­щий ян­тарь или нет, мо­ж­но лишь ла­бо­ра­тор­ным ме­то­дом.

© Sputnik / Ев­ге­ний ле­ш­ко­в­ский­

Ян­тарь из кол­лек­ции Сер­гея Алек­се­е­ва

Масте­ра при­ме­ня­ют та­кие тех­но­ло­гии, что дочь мор­ско­го ца­ря, узнав о них, пе­ре­ста­ла бы ры­дать и уда­ви­лась на ка­кой-­ни­будь во­до­рос­ли.

Про­ве­рен­ные спо­со­бы, на­при­мер, опу­стить ян­та­рик в во­ду и смо­т­реть – всплы­вет или нет, мо­гут и не ра­бо­тать. Есть, кста­ти, та­кие ви­ды ян­та­ря, ко­то­рые то­нут… В Лат­вии обы­ч­ное де­ло — су­ве­ни­ры из прес­со­ван­но­го ян­та­ря. Ка­м­ни мел­кой фра­к­ции и от­хо­ды про­из­вод­ства на­гре­ва­ют и экс­тру­ди­ру­ют, а по­лу­чен­ные за­го­то­в­ки об­ра­ба­ты­ва­ют, как обы­ч­ный ян­тарь.

Насто­я­щий ма­стер мо­жет от­ли­чить ян­тарь не толь­ко вне­ш­не, но и по за­па­ху. Прав­да, ян­тарь для это­го на­до при­жечь, на­при­мер, рас­ка­лен­ной бу­ла­воч­ной го­ло­в­кой, что­бы по­чув­ство­вать за­пах (о­бы­ч­но – ла­да­на, сос­но­вой смо­лы). А кто это поз­во­лит в су­ве­ни­р­ной лав­ке?

Е­ще од­на тех­но­ло­гия – спе­ка­ние. Под­хо­дя­щие по фа­к­ту­ре и цве­ту ку­соч­ки ян­та­ря при боль­шой те­м­пе­ра­ту­ре сра­щи­ва­ют друг с дру­гом в азо­т­ной сре­де. Это но­вая тех­но­ло­гия и до­ста­точ­но до­ро­гая, за­па­тен­то­ван­ная, ис­поль­зу­ет­ся, на­при­мер, ко­г­да речь идет об из­го­то­в­ле­нии бу­син, ша­ров до 30 ми­л­ли­мет­ров.

"Но, ко­неч­но, не все, что про­да­ет­ся в Ри­ге, под­дел­ка. Насто­я­ще­го и ка­че­ствен­но­го ян­та­ря тут про­да­ют мно­го. Есть и дей­стви­тель­но за­ме­ча­тель­ные ра­бо­ты ме­ст­ных ма­сте­ров, пред­ме­ты на­сто­я­ще­го ис­кус­ства", — при­з­на­ет экс­перт.

Вот толь­ко нет в Лат­вии се­рьез­но­го мас­со­во­го про­из­вод­ства укра­ше­ний, как это бы­ло ра­нь­ше в объ­е­ди­не­нии "Дай­ль­ра­де" и на ко­м­би­на­те "Ма­к­сла", ко­то­рых дав­но уже нет.

"За­то те­перь в этом де­ле пре­успе­ли ли­то­в­цы: у на­ших со­се­дей по­то­ком де­ла­ют укра­ше­ния. Но еще боль­ший по­ток — ки­тай­ский. Ли­то­в­цы по­став­ля­ют в Ки­тай сы­рье — кус­ки ян­та­ря (как пра­ви­ло, ка­ли­нин­гра­д­ско­го или до­бы­то­го на не­ле­галь­ных план­та­ци­ях на Укра­и­не). В Под­не­бес­ной все об­ра­ба­ты­ва­ют и по­став­ля­ют в Лат­вию уже го­то­вые из­де­лия как "си­м­вол Бал­ти­и", — за­ме­ча­ет Сер­гей.

Ну а по­том в Ри­гу при­ез­жа­ют скан­ди­на­вы или рос­си­я­не, ду­ма­ют, что по­ку­па­ют лат­вий­ские из­де­лия из ме­ст­но­го до­ро­го­го сы­рья, а на де­ле вы­хо­дит, что при­об­ре­та­ют укра­ин­ский ян­тарь или укра­ше­ния made in China.

[ ru.sputniknewslv.com ]

Полезное

Полезное

 
-->