Илья Костунов и Николай Ковалев внесли в Госдуму два законопроекта, касающихся уголовного наказания за самовольную добычу драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга, полудрагоценных камней или янтаря.
Речь идет об изменениях в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также о поправках в КоАП в связи с изменен6ия УК и УПК.
Изменения направлены на совершенствование законодательства в части противодействия незаконной добыче полудрагоценных камней и янтаря. При этом действие поправок распространяется также на самовольные перевозку, хранение и сбыт таких камней. Уголовное наказание таким «предпринимателем» грозит в случае, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или совершены в крупном размере, а равно совершены лицом, подвергнутым ранее административному наказанию.
Авторы отмечают, что штрафы за самовольную добычу, например, нефрита и янтаря несопоставимы с доходностью данного вида противоправной деятельности, специфика которого заключается в том, что нелегальный доход формируется не одномоментно, а в результате неоднократных действий по незаконной добыче и сбыту нефрита или янтаря. Так, сегодня наступление уголовной ответственности поставлено в зависимость от извлечения дохода, превышающего два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей (или совершения сделки в размере, превышающем два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей), а совершение этих административных правонарушений влечет наложение на граждан штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. «В этой связи следует признать, что в настоящее время создаются условия, при которых лица, специализирующиеся на незаконной добыче нефрита или янтаря небольшими партиями (так называемые «черные копатели»), заплатив незначительные административные штрафы, возобновляют свою противоправную деятельность. Экономическую привлекательность самовольной добычи янтаря и нефрита определяет повышенный спрос на данные полезные ископаемые за рубежом, что подтверждается данными правоприменительной практики», - говорится в пояснительной записке. Инициаторы закона приводят такие данные: за 2014 год количество привлеченных к административной ответственности «черных копателей» составило 1229, у них было изъято 91 кг янтаря. При этом анализ криминогенных факторов в янтарной отрасли показывает, что примерное количество нелегально добытого янтаря-сырца составляет 75 тонн в год, что сопоставимо с объемами официальной добычи. За 2014 - 2015 годы в Республике Бурятия, на территории которой сосредоточено около 95 % разведанных российских запасов нефрита, к административной ответственности за незаконную добычу нефрита привлечено 30 физических лиц и 1 юридическое лицо, в МВД Бурятии поступило 481 сообщения о преступлениях, связанных с незаконной добычей нефрита. С учетом того, что основным мировым потребителем нефрита является Китайская Народная Республика, собственная минерально-сырьевая база которой существенно истощена, следует прогнозировать увеличение объема добычи нефрита, в том числе и незаконной, и его экспорта в КНР, отмечают авторы. Таким образом, учитывая особый статус янтаря и нефрита среди полезных ископаемых, следует признать, что их незаконная добыча не только наносит значительный экономический ущерб Российской Федерации, но и приводит к такому ухудшению качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат. Также необходимо отметить, что, несмотря на отнесение нефрита и янтаря к числу стратегически важных товаров и ресурсов. При этом в связи с отсутствием фиксированной стоимости нефрита на российском рынке один и тот же образец может быть оценен как по чрезмерно высокой, так и по крайне низкой цене в зависимости от субъективного усмотрения эксперта. Стоимость янтаря определяется специалистами на основании отпускных цен ОАО «Калининградский янтарный комбинат», которые в 10 раз меньше стоимости янтаря на внутреннем и внешнем рынке.
В этой связи законопроект дополнен положениями, предусматривающими установление уголовной ответственности за самовольную добычу драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга с месторождений или мест промышленной разработки по принципу административной преюдиции, а также в зависимости от размера названных незаконно добытых полезных ископаемых. Одновременно в редакцию статьи 171 УК включены положения, устанавливающие ответственность за самовольную добычу полудрагоценных камней с месторождений или мест промышленной разработки, а равно хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт незаконно добытых полудрагоценных камней в натуральном и (или) переработанном виде.
Принятие этих законов является новым источником для обогащения чиновников и силовиков. Люди становятся "черными копателями" из за невозможности получить лицензию на легальную работу с недрами, содержащими камнесамоцветное сырье. Надо изменить порядок выдачи лицензий на камни самоцветы и прописать ответственность для чиновников Роснедра за необоснованный отказ и волокиту. Тогда не надо будет забивать без того переполненные тюрьмы безработными из отдаленных регионов страны, где туго с возможностью как то жить.