Штраф для «янтарных браконьеров» увеличат в 100 раз

Раздел: Власть
25 октября 2016 г.

Ве­до­м­ство раз­ра­бо­та­ло за­ко­но­про­ект «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тью 7.5 КоАП РФ» в ча­сти уве­ли­че­ния ад­ми­ни­стра­тив­ных штра­фов за без­ли­цен­зи­он­ную до­бы­чу ян­та­ря. Как со­об­щил «Из­ве­сти­ям» гла­ва Мин­при­ро­ды Сер­гей Дон­ской, объ­е­мы не­за­кон­ной до­бы­чи это­го ми­не­ра­ла до­сти­га­ют бо­лее 70 т в год. А сто­и­мость ян­та­ря, кон­фис­ко­ван­но­го за три по­след­них го­да, оце­ни­ва­ет­ся в 3,8 млрд руб­лей. Од­на­ко для мно­гих жи­те­лей Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти соб­ствен­но­руч­но до­бы­тый ян­тарь — это ос­но­в­ной ис­точ­ник до­хо­да. На­при­мер, в груп­пу «ВКон­та­к­те» под на­з­ва­ни­ем «Клуб лю­би­те­лей ло­в­ли ян­та­ря го­ро­да Ка­ли­нин­град» вхо­дит 12 тыс. участ­ни­ков.

А для ме­ст­ных ху­до­ж­ни­ков и ре­мес­лен­ни­ков та­кое сы­рье — един­ствен­ная воз­мо­ж­ность ра­бо­тать. Экс­пе­р­ты ян­тар­ной от­рас­ли по­ла­га­ют, что вы­ход из си­ту­а­ции — дать воз­мо­ж­ность гра­ж­да­нам ле­галь­но до­бы­вать и сбы­вать ка­м­ни.

Ми­нистр Сер­гей Дон­ской от­ме­ча­ет, что при­чи­на мас­со­вой не­за­кон­ной до­бы­чи ян­та­ря — в по­вы­шен­ном спро­се на не­го за ру­бе­жом. При этом раз­мер ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа сей­час во мно­го раз мень­ше сто­и­мо­сти не­за­кон­но до­бы­то­го по­лез­но­го ис­ко­па­е­мо­го. По­это­му Мин­при­ро­ды на­ме­ре­но до­ве­сти раз­мер штра­фов до уро­в­ня, пре­вы­ша­ю­ще­го эко­но­ми­че­ские вы­го­ды от са­мо­воль­ной до­бы­чи и сбы­та ян­та­ря.

В Го­с­ду­ме пред­ла­га­ют раз­ре­шить по­ку­пать участ­ки ле­са и про­ве­рять до­ку­мен­ты у ту­ри­стов

За­ко­но­про­ект ве­до­м­ства пред­по­ла­га­ет уста­но­в­ле­ние раз­ме­ра ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа для фи­зи­че­ских лиц в раз­ме­ре 300–500 тыс. руб­лей (уве­ли­че­ние в 100 раз), для дол­ж­но­ст­ных лиц — 500–800 тыс. руб­лей (уве­ли­че­ние в 15 раз), а для юри­ди­че­ских лиц — 48–60 млн руб­лей (уве­ли­че­ние в 60 раз).

По дан­ным Мин­при­ро­ды, пра­к­ти­че­ски весь из­ве­ст­ный ми­ро­вой сы­рье­вой по­тен­ци­ал ян­та­ря со­сре­до­то­чен в Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти. Бо­лее 95% за­па­сов ян­та­ря стра­ны на­хо­ди­т­ся на ме­сто­ро­ж­де­ни­ях, пра­во поль­зо­ва­ния ко­то­ры­ми при­на­д­ле­жит Ка­ли­нин­гра­д­ско­му ян­тар­но­му ко­м­би­на­ту.

Ян­тарь в Ка­ли­нин­гра­де до­бы­ва­ют дву­мя спо­со­ба­ми: ли­бо вы­лав­ли­ва­ют са­ч­ком из мо­ря во вре­мя штор­ма, ли­бо вы­мы­ва­ют из грун­та, за­ли­вая пя­ти-­ше­сти­мет­ро­вый ко­т­ло­ван во­дой. Цен­ность ян­та­ря за­ви­сит от ка­че­ства и раз­ме­ра. Из мо­ря обы­ч­но до­ста­ют мел­кий ян­тарь, а вот ми­не­рал, до­бы­тый из грун­та, мо­жет до­сти­гать мас­сы до ки­ло­гра­м­ма.

Ру­ко­во­ди­тель про­ек­та «Соз­да­ние са­мо­раз­ви­ва­ю­ще­го­ся ян­тар­но­го кла­сте­ра в Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти» Аген­т­ства стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив (АСИ) Сер­гей Пет­ров рас­ска­зал «Из­ве­сти­ям», что ме­ст­ные жи­те­ли по за­ко­ну мо­гут со­брать не­м­но­го ка­м­ней с по­бе­ре­жья без ли­цен­зии — всe за­ви­сит от раз­ме­ров на­ход­ки. А на до­бы­чу ян­та­ря из грун­та ли­цен­зии не вы­да­ют­ся, этим за­ни­мать­ся за­пре­ще­но.

— По­с­ле штор­ма воз­ле мо­ря де­жу­рит на­ряд по­ли­ции. Про­ве­ря­ют у лю­дей кар­ма­ны, — рас­ска­зы­ва­ет Сер­гей Пет­ров. Сто­и­мость ян­та­ря за­ви­сит от раз­ме­ра ка­м­ня. 1 кг (это при­мер­но по­лу­то­ра­ли­т­ро­вая бан­ка) мел­ко­го ян­та­ря фа­к­ти­че­ски сто­ит 60 руб­лей, ес­ли фра­к­ция кру­п­нее, то сто­и­мость ки­ло­гра­м­ма до­хо­дит до 3 тыс. руб­лей. Но ес­ли у ста­ра­те­ля без ли­цен­зии об­на­ру­жат ка­м­ни об­щей сто­и­мо­стью бо­лее 30 тыс. руб­лей, то его оштра­фу­ют, за­бе­рут весь «у­лов» и мо­гут кон­фис­ко­вать тран­с­пор­т­ное сред­ство.

— У нас в ре­ги­о­не 30% ра­бо­то­с­по­соб­но­го на­се­ле­ния при­бре­ж­ных зон за­ни­ма­ет­ся са­мо­воль­ной до­бы­чей и ло­в­лей ян­та­ря. По­то­му что ра­бо­тать не­г­де, на ян­тар­ный ко­м­би­нат ме­ст­ных по­чти не бе­рут, боль­шин­ство спе­ци­а­ли­стов из Бе­ло­рус­сии. А вся охра­на «за­воз­ная», в част­но­сти из Санкт-Пе­тер­бур­га, — ска­зал Сер­гей Пет­ров.

Он от­ме­ча­ет, что пра­к­ти­че­ски ни у ко­го из «ло­в­цов» нет ли­цен­зии на до­бы­чу. Ме­ст­ные му­ни­ци­па­ли­те­ты не­о­хо­т­но вы­да­ют та­кой до­ку­мент. С дру­гой сто­ро­ны, в Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти нет и вы­год­но­го ле­галь­но­го спо­со­ба сбы­та ян­та­ря. По сло­вам Сер­гея Пет­ро­ва, сей­час ян­тарь офи­ци­аль­но мо­ж­но про­дать толь­ко на ко­м­би­нат, но ме­ст­ные жи­те­ли это­го ни­ко­г­да не де­ла­ют.

— За ка­м­ни да­ют низ­кую це­ну, и эта про­це­ду­ра опас­на по­ста­но­в­кой на «кон­троль» спе­ц­служб, — го­во­рит Пет­ров. Он до­бав­ля­ет, что в ре­ги­о­не ра­бо­та­ет по­ряд­ка 300 пред­при­я­тий, ко­то­рые хо­те­ли бы ку­пить ка­м­ни с рук, но не мо­гут офор­мить сдел­ку. А вот ма­сте­ра ян­тар­но­го де­ла пред­по­чи­та­ют ра­бо­тать с част­ни­ка­ми. Что­бы при­об­ре­сти ка­мень на ко­м­би­на­те, ну­ж­но участ­во­вать в аук­ци­о­не и за­пла­тить пе­р­во­на­чаль­ный взнос в раз­ме­ре 20 тыс. руб­лей. А ес­ли ян­та­ря ну­ж­но не­м­но­го, то этот взнос мо­жет в не­сколь­ко раз пре­вы­шать су­м­му са­мой по­ку­п­ки.

За­ве­ду­ю­щая на­уч­но-­экс­по­зи­ци­он­ным от­де­лом Ка­ли­нин­гра­д­ско­го об­ласт­но­го му­зея ян­та­ря Ан­на Сми­р­но­ва рас­ска­за­ла, что ес­ли бы не част­ные ста­ра­те­ли, ме­ст­ным ху­до­ж­ни­кам и ре­мес­лен­ни­кам не с чем бы­ло бы ра­бо­тать.

— Я не бу­ду оце­ни­вать по­ли­ти­ку сбы­та ян­тар­но­го ко­м­би­на­та. Но факт — мно­гие ма­сте­ра пред­по­чи­та­ют по­ку­пать ка­мень у част­ни­ков, им ведь не ну­ж­ны огро­м­ные пар­тии, — го­во­рит Ан­на Сми­р­но­ва.

О­на от­ме­ча­ет, что са­мо­воль­ная до­бы­ча ян­та­ря из мо­ря аб­со­лют­но без­вред­на для окру­жа­ю­щей сре­ды, но очень опас­на для че­ло­ве­ка. Толь­ко в те­че­ние это­го го­да в Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти по­ги­б­ли два че­ло­ве­ка.

А вот до­бы­ча ян­та­ря из грун­та при­во­дит к то­му, что пло­до­род­ный слой зе­м­ли уни­что­жа­ет­ся. Тем вре­ме­нем в Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти та­ких «ко­па­те­лей» не­ма­ло.

— В Поль­ше, на­при­мер, гра­ж­да­не мо­гут ку­пить ли­цен­зию на до­бы­чу ян­та­ря из грун­та. Но глав­ное усло­вие — вос­ста­но­вить поч­ву, — рас­ска­зы­ва­ет Ан­на Сми­р­но­ва. По ее мне­нию, не­смо­т­ря на по­вы­ше­ние штра­фов, «ян­тар­ных бра­ко­нье­ров» мень­ше не ста­нет.

— Не ду­маю, что 100-крат­ное уве­ли­че­ние штра­фов оста­но­вит ло­в­цов ян­та­ря. Ну оштра­фу­ют че­ло­ве­ка на 300 тыс., он пой­дет и вы­ко­па­ет дру­гой ка­мень, что­бы про­дать его и рас­с­чи­тать­ся с дол­гом, — по­ла­га­ет Сер­гей Пет­ров.

Что­бы ли­к­ви­ди­ро­вать са­мо­воль­ную до­бы­чу ян­та­ря, по его мне­нию, не­об­хо­ди­мо обя­зать му­ни­ци­па­ли­те­ты вы­пол­нять за­ко­ны, упро­стить про­це­ду­ру вы­да­чи ли­цен­зии для ме­ст­ных жи­те­лей и за­пре­тить вы­воз из Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти не­об­ра­бо­тан­но­го ян­та­ря.

— Из До­ми­ни­кан­ской Рес­пуб­ли­ки, на­при­мер, мо­ж­но вы­во­зить толь­ко го­то­вые из­де­лия из ян­та­ря, — ска­зал Пет­ров.

Как со­об­щи­ли в пресс-слу­ж­бе Мин­при­ро­ды, за­ко­но­про­ект «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тью 7.5 КоАП РФ» в ча­сти уве­ли­че­ния ад­ми­ни­стра­тив­ных штра­фов рас­про­стра­ня­ет­ся и на не­за­кон­ную до­бы­чу не­ф­ри­та. Глав­ным ми­ро­вым по­тре­би­те­лем это­го ка­м­не­са­мо­цвет­но­го сы­рья яв­ля­ет­ся Ки­тай. По дан­ным Рос­при­род­на­д­зо­ра, за 2013–2015 гг. по­сту­пи­ло 138 ад­ми­ни­стра­тив­ных дел, воз­бу­ж­ден­ных в от­но­ше­нии фи­зи­че­ских лиц по фа­к­там са­мо­воль­но­го поль­зо­ва­ния недра­ми для до­бы­чи не­ф­ри­та, на­ло­же­но штра­фов на 285 тыс. руб­лей, об­ра­ще­но в соб­ствен­ность го­су­дар­ства 33 140 кг не­за­кон­но до­бы­то­го ка­м­ня. Еже­год­но кон­фис­ку­ет­ся не ме­нее 11 т «не­ле­галь­но­го» не­ф­ри­та.

[ izvestia.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->