Первое, от чего люди обычно отказываются в кризис, — это развлечения и предметы роскоши. Но в каждом правиле есть исключения. Например, белорусы, хотя и стали покупать меньше ювелирных украшений, все равно стараются порадовать себя или близких драгоценными обновками. «Людям приятно осознавать, что они еще могут себе позволить что-то изысканное», — говорят ювелирные ритейлеры. Это сладкое ощущение не портит даже то, что чаще всего позволять приходится в рассрочку.
Продавцы ювелирных изделий сходятся на том, что кризис сейчас очень серьезный. Особенно сети прочувствовали падение спроса в регионах. Там уровень доходов населения просел настолько, что даже приходится закрывать магазины. Зато в столице продажи не снижаются, поскольку модниц, которые не готовы мириться с финансовой действительностью, здесь достаточно много. FINANCE.TUT.BY выяснил, кто и зачем сегодня покупает драгоценности.
Из-за снижения доходов белорусы стали либо покупать более дешевые изделия, либо просто наведываться в ювелирные магазины реже, чем раньше.
«Многие переходят на серебро. Но полностью отказаться от украшений люди не могут. Никакой кризис не заставит человека перестать хотеть, — уверена заведующая магазином „Чараўніца“ сети „Белювелирторг“ Юлия Плешко. — Ювелирные изделия всегда входили и входят в список самых желанных покупок и подарков. Когда человек приходит к нам, то он прежде всего хочет приобрести эмоцию, порадовать себя, подчеркнуть, что он еще может себе позволить что-то изысканное».
При этом средний чек последние пару лет остается примерно одинаковым — около 100−150 рублей. Может показаться, что это означает, будто люди покупают столько же. Однако все не так просто: как утверждают торговцы, цены на «ювелирку» растут из-за подорожания золота и драгоценных камней, поэтому, тратя аналогичные суммы, белорусы покупают значительно меньше.«Конечно, самый тяжелый период сейчас переживают бриллианты», — признает Юлия Плешко.
И вот чтобы как-то поддерживать продажи, ювелирные сети не только создают более демократичный по цене ассортимент и предлагают различные акции, подарочные сертификаты, но и охотно принимают предложения банков о предоставлении рассрочки.
«Она может длиться от 4 до 12 месяцев, — говорит глава розничной сети „Мономах“ и „Свадьба“ Ольга Звездкина. — Особенно с удовольствием этим пользуются молодожены, поскольку расходов у них и так много».
Но и обычные покупатели тоже активно используют «волшебные» банковские карточки, чтобы растянуть финансовые хлопоты во времени и сделать их менее ощутимыми. Но все-таки белорусы сейчас делают более осознанный выбор, приходя в ювелирный магазин. И даже больше, чем в докризисные времена, смотрят в первую очередь на качество. «Люди хотят, чтобы изделие было не одноразовым. Поэтому выбирают далеко не самые дешевые украшения, — делится Юлия Плешко. — Хотя, естественно, есть много и тех, кто берет лишь то, что по карману».
Так что любители драгоценностей становятся более требовательными и разборчивыми. Импульсивные покупки случаются редко. Как правило, люди ходят по разным магазинам одной и той же или нескольких сетей, выбирают, прицениваются. Потом, поняв, что именно хотят, либо сразу приходят за покупкой, либо месяц-другой собирают деньги. «Учитывая, что в основном наши покупатели — это женщины всех возрастов, то для них такие „розыски“ только в радость», — улыбается заведующая «Чараўніцы». А некоторые ждут еще какой-то акции, чтобы купить подешевле.
И все равно каждому хочется что-нибудь особенное. Поэтому ритейлеры сейчас больше тратят времени на отбор украшений во время визитов на заводы или при посещении выставок — нужно и качество, и хорошее исполнение, и приемлемая цена. В противном случае ничего не продашь.
Сами продавцы с таким положением уже смирились, но признают, что подобного кризиса еще не было. «К сожалению, очень упали продажи в регионах, — рассказывает глава розничной сети „Мономах“. — Поэтому мы приняли решение оттуда уйти. Закрыли уже пять магазинов. В ближайший месяц закрываем еще два. А вот минчанам подавай украшения в любые времена. В столице мы, наоборот, скоро откроем еще один салон».
Ювелирная сеть «Царское Золото» тоже признает тяжелое время, хотя и не закрывает магазины. «Мы принимаем любые трудности лицом к лицу и преодолеваем их вне зависимости от того, когда они наступают, какого они размера и сложности», — говорит управляющий ювелирной сети «Царское Золото» Елена Подоляк.
Больше всех храбрится государственный «Белювелирторг». «Во все предыдущие кризисы были такие же спады. Но нам некогда за этим следить, — отвечает Юлия Плешко. — Приходится активно действовать, чтобы выжить».
Лучше всего сейчас продаются обручальные кольца.«Этот атрибут всегда пользуется хорошим спросом, так как является традиционным символом любви и семьи», — говорит управляющий «Царского Золота».
При этом частенько молодожены сильно удивляют продавцов. Обычно они очень тщательно выбирают кольца. Но есть и такие, которые прибегают и говорят: «У нас через два часа свадьба. Срочно нужны кольца!». Это, как правило, молодые люди до 25 лет, уточняет Ольга Звездкина.
Конечно, также постоянно приходят за подарками к каким-то праздникам, знаковым событиям — рождению ребенка, крестинам и прочим. «После рождения ребенка приходит к нам счастливый папа, — делится глава розничной сети „Мономах“. — Особенно если это первый ребенок, он находится в состоянии безумного счастья и хочет купить что-то достойное. Чаще всего это украшения с бриллиантами».
Кстати, продавцы украшений в один голос говорят, что изделия с бриллиантами не такие уж и дорогие. Бриллианты, по их мнению, бывают разные и цены на украшения с ними — тоже. Есть и очень доступные.«Рублей за 500 можно купить качественное и красивое кольцо», — утверждает Ольга Звездкина.
Еще белорусы любят покупать украшения детям — как правило, сережки для девочек. Всегда пользуются спросом крестики для крещения и серебряные ложечки.
Интересно, что тяга к прекрасному не ослабевает и с возрастом. «Как-то пришла к нам 81-летняя бабушка покупать золотые часы. Достала несколько мешочков, знаете, таких из-под чая, блестящих, и раскладывает на кассе, — рассказывает Юлия Плешко. — А там у нее деньги. Она, получается, их специально собирала. Сказала, что у нее когда-то были похожие часы, но она их потеряла».
Несмотря на то, что на витринах ювелирных магазинов появляется все больше украшений с искусственными камнями и прочими синтетическими материалами, для эксклюзивных и самых дорогих изделий всегда находится свой покупатель. Кто-то использует такие покупки как инструмент инвестирования, а кто-то просто себя балует.
«Есть те, кто приходят к нам с модными журналами и пытаются найти то, что увидели в глянце. В Беларуси модниц очень много, — считает глава розничной сети „Мономах“ и „Свадьба“ Ольга Звездкина. — При этом цены в наших магазинах варьируются от 5 рублей до 20 тысяч — от небольших серебряных подвесок до колец с бриллиантами и сапфирами».
А, например, в магазине «Чараўніца» самое дорогое золотое кольцо с бриллиантом в 1 карат стоит почти 21 тысячу рублей. Но самое дорогое изделие — это серьги с бриллиантами. Они стоят больше 53 тысяч.
Есть и менее дорогие эксклюзивные украшения. Скажем, новая коллекция гомельского «Кристалла», которая называется «Византия». Честно говоря, нам эти украшения показались «на любителя», но все же: 3,5 тысячи рублей за золотые серьги с неограненными алмазами, как говорят продавцы, очень привлекают покупателей.
Обручальные кольца (с камнями и без) обойдутся примерно в 150−700 рублей за штуку. Но обычно берут подешевле — из соображений практичности. А вот те, кто приходит кольца обновлять на юбилеи (5, 10, 20 лет свадьбы), уже не скупятся.
Елена Подоляк говорит, что хорошо берут кольца с камнями-иллюзиями: «Уникальность украшений, изготовленных с использованием технологии „иллюзия крупного бриллианта“, заключается в том, что создается эффект крупного камня при использовании нескольких более мелких — плотно прижатых друг к другу. Либо же бриллиант обрамлен ограненным родированным металлом, который придает блеск и создает эффект крупного камня».
Есть еще одна услуга, на которой ювелирные магазины (и сами люди) могут хорошо заработать в кризис. Это прием украшений на комиссию. Вы приносите изделия, которые вам не нравятся или просто не нужны, заключаете договор. После продажи вам выплачиваются деньги.
Сейчас этим белорусы пользуются особенно часто. «На комиссию приносят советские украшения с „камнями“ а-ля рубины, аметисты, — рассказывает Юлия Плешко. — И очень удивляются, когда узнают, что это не настоящие, а синтетические камни. Но эти украшения очень любят покупать россияне».
Некоторые сдают и современные украшения, которые им просто не нравятся. Или если хотят купить что-то новое. В этаком ювелирном секонд-хенде можно найти что угодно. Это, кстати, хорошая возможность купить кольцо с крупным бриллиантом. Вот сейчас продается золотое кольцо с камнем в 2,5 карата всего за 12 тысяч рублей. Похожее в 1,5 карата недавно продали.
Вообще мотивация для сдачи украшений на комиссию бывает разная. Кто-то просто продает ненужные изделия, доставшиеся в наследство. «Другие приходят и сдают украшения, чтобы оплатить учебу детей в университете, — говорит Юлия Плешко. — На ремонт деньги берут. Было недавно, что молодой парень принес кучу старых колец. Сказал, что бабушка ему дала на квартиру».
Недавно была и такая история: «Одна женщина приносит жестяную банку из-под кофе и высыпает кучу изделий — и все новые, с ювелирными бирками. Стоит и говорит: „Муж умер, а я в гараже нашла“. Человек, видимо, собирал на черный день».
Бывает, что сдают обручальные кольца — собирались пожениться, а тут раз — и все расстроилось. Но белорусы, похоже, не суеверные — такие кольца тоже раскупают.