Нестабильность рубля играет на руку китайским туристам: их доля в продажах крупнейших российских продавцов люкса продолжает расти. Магазины уже готовятся к еще большему «китайскому нашествию» — сразу после введения в 2017 году в России системы tax free
С 2014 года курс рубля упал в два раза по отношению к доллару, а юань — только на 7,7%, приводит данные аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Олег Душин. В итоге Россия стала для китайских туристов самым выгодным местом для покупок премиальных брендов.
Китайские покупатели русского luxury
На текущий момент иностранные туристы, основную часть которых составляют клиенты из Китая, почти втрое нарастили свою долю в структуре продаж Mercury, рассказал РБК представитель компании. Так, если в 2015 году на иностранцев приходилось только 3% выручки московского ЦУМа и 7% петербургского ДЛТ, то на текущий момент эти доли увеличились до 9% и 22% соответственно, приводит данные Mercury. Кроме китайских покупателей, увеличилось количество клиентов из Индии, Европы и Ближнего Востока, добавляют в компании.
Если еще год назад доля продаж иностранным туристам в общем объеме выручки составляла около 10%, то сейчас она выросла до 30%, подтверждает директор магазина Bulgari в России Шейла Маркина. В ближайшее время эта доля покупателей, «основу» которых составляют китайские туристы, может дорасти и до 50%, считает она. Резкое увеличение доли китайских покупателей подтверждают и представители марки Montblanc, рост спроса со стороны иностранцев зафиксировали и в магазинах Piaget. «Спрос со стороны туристов однозначно резко увеличился, — говорит гендиректор Carrera y Carrera в России Юлия Еремина. — Но наших бутиков это почти не коснулось: тренд относится к большим торговым центрам, где туристы могут прийти и взять все разом».
По данным туристической ассоциации «Мир без границ», туристы из Китая в среднем тратят в России за день около $530. Покупать в России они предпочитают часы, товары всемирно известных брендов, ювелирные изделия и оригинальную продукцию местного производства.
Доля продаж, которые приходятся на иностранных покупателей, увеличилась за последний год пропорционально увеличению туристического потока в Россию — примерно на 30%, говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2015 году российский рынок товаров класса люкс впервые сократился за пять лет — на 9%, до 227,2 млрд руб., следует из данных Fashion Consulting Group. По прогнозу компании, по итогам 2016 года продажи сократятся не более чем на 1%, до 225 млрд руб. Спрос со стороны туристов поддерживает рынок товаров сегмента люкс вместе с другими факторами: например, увеличением онлайн-продаж и агрессивной ценовой политикой крупнейших операторов, развитием аутлет-центров и сокращением выездного шопинг-туризма среди россиян, добавляет гендиректор «INFOLine Аналитика» Михаил Бурмистров.
Туристический поток из Китая в Россию стабильно самый высокий, причем 80% от него приходится на безвизовые групповые поездки, которые разрешены межправительственным соглашением с 2000 года, говорит исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка. При этом 98% туристов, приезжающих в Москву, в рамках одной поездки посещают и Санкт-Петербург, замечает она. По словам руководителя практики EY по работе с китайскими клиентами в России и СНГ Ка Ян Пау, в 2015 году Россию посетили 537 тыс. китайских туристов, что на 87% выше показателей 2014 года. По данным «Мир без границ», с января по сентябрь 2016 года Москву и Петербург без визы уже посетили около 320 тыс. туристов из КНР — это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом за последние шесть лет число граждан КНР, прибывающих в Россию для туризма, увеличилось в 4,3 раза, приводит данные «Мир без границ». Как отмечает Ка Ян Пау, в первой половине 2016 года тренд на высокий въездной трафик сохраняется: к традиционно популярным Москве и Петербургу также добавились поездки в Приморский край и Амурскую область. «В 2016 году китайцы занимают четвертое место среди всех мировых путешественников и второе по расходам на душу населения в зарубежных поездках», — говорит эксперт.
Заговорили по-китайски
В ближайшее время покупок со стороны иностранцев станет еще больше; для этого уже сформирована инфраструктура в аэропортах (перевод на китайский язык рекламы и информации), гостиницах и магазинах luxury, говорит Михаил Бурмистров. В Montblanc уже работают сотрудники, говорящие на китайском языке, в бутиках есть китайские буклеты и каталоги, рассказывают представители компании. В Piaget также принимают «все необходимые меры для работы со всеми клиентами».
По данным HeadHunter, в 2015 году в России количество вакансий с требованием знания китайского языка в сфере торговли, туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса увеличилось в четыре раза по сравнению с предыдущим годом, до 1194. По итогам 2016 года рост ожидается на уровне 10–15%, подсчитали аналитики сервиса.
Некоторые розничные сети действительно начали привлекать продавцов-консультантов со знанием китайского языка, подтверждает представитель Superjob.ru. Однако всего новых предложений от работодателей, в которых указано требование знания китайского языка, менее 1% от всех вакансий.
Сейчас магазины получают сертификат на соответствие стандарту China Friendly, размещая терминалы, принимающие карты национальной платежной системы Китая UnionPay, рассказывает Светлана Пятихатка. Такой сертификат в Москве уже получили ЦУМ, три косметических корнера L’Oreal, два магазина часов Omega, магазины Tissot и Swatch, говорит она.
Tax free поможет
Увеличить число иностранных туристов должно введение международной системы tax free — возврата иностранным туристам сумм, уплаченных в виде налога на добавленную стоимость, уверены опрошенные РБК эксперты. «Это будет заметная для ретейлеров мера даже при условии ограниченного перечня товаров», — отмечает Михаил Бурмистров. Эксперимент по внедрению tax free должен стартовать в январе 2017 года; пилотная версия заработает в ГУМе, ЦУМе, «Крокус Сити Молле» и в ряде других столичных магазинах. Вся российская розничная система сможет присоединиться к системе с 1 июля 2017 года после прохождения специальной сертификации в Минпромторге.