Отличающиеся высоким качеством производства ювелирные изделия могут стать хорошим способом инвестирования средств в свете нестабильности финансовых рынков. Но чтобы получить доход, в России стоит правильно оценивать ситуацию и уметь распознавать цивилизованных игроков.
Оборот российского рынка ювелирных изделий сегодня оценивается примерно в $4 млрд, хотя еще три года назад цифры не превышали и $2,5 млрд. На фоне общемировой доли в почти $300 млрд — это немного. Однако, по информации экспертов, драгоценный сегмент в России показывает ежегодный прирост на 30%, исключением стал лишь 2015 г., когда спрос в условиях кризиса упал на 39%. Сейчас, если верить официальной статистике, спрос восстанавливается. Так, в первом полугодии 2016 г. производство в РФ ювелирных изделий с камнем выросло на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составило 4,8 млн штук.
По мнению аналитиков, 50% объема продаж изделий ювелирной промышленности России составляют товары из драгоценных металлов, таких как золото, серебро, платина
и т. п., и 50% приходится на украшения с полудрагоценными и драгоценными камнями. Наиболее популярны и пользуются большим спросом кольца, серьги, цепочки. В прошлом году только в Приморском крае изделий было продано более чем на 2 млрд руб. (то есть примерно 10% от всего российского рынка). Не исключено, что сказалось значительное удорожание украшений. Только цена золота за последний год увеличилась почти в два раза, а стоимость бриллиантов увеличилась примерно на 20%. Рубины и сапфиры в России не добываются, сети их закупают за границей. В этой ситуации участники рынка переориентировались на серебро. Во-первых, оно дешевле даже на импортном рынке, во‑вторых, оптовые компании возят этот товар вагонами и распределяют по всей стране. Поэтому цена все равно остается конкурентоспособной.
Впрочем, высокий курс доллара очистил рынок. Одни игроки ушли, потому как часто шалили контрафактом, другие — не выдержали кризиса или неправильно себя вели в сложных экономических условиях. Дело в том, что особая прибыльность ювелирной торговли — в значительной мере миф, ведь ограничителем сверху выступает платежеспособный спрос, а снизу — входная цена изделий, которая постоянно увеличивается, а также арендная плата. В крошечных магазинах есть два прилавка: с дешевыми изделиями и дорогими. Активно рекламируются дешевые изделия, на них есть хоть какой-то спрос. А дальше все зависит от умения продавца перенаправить потребителя на более дорогую продукцию. Если в месяц произойдут две-три дорогие покупки, то магазин сможет неплохо существовать.
При этом многие магазины едва ли не круглый год заманивают покупателей всевозможными спецпредложениями, скидками. Но, как уверяют эксперты, здесь существует риск стать жертвой мошенничества и некачественного товара. «Все зависит от политики розничной торговли самой ювелирной точки. Так, многие магазины сами ушли с рынка из-за того, что кризис наступил — они подняли цены. Я считаю, что так работать нельзя. Только профессионализм, только правильная ценовая политика, уникальный ассортимент, приятные бонусы и подарки для клиентов. Никаких скидок: где они есть — там большая наценка на изделия ужасного качества», — считаетНадежда Ткаченко, генеральный директор ООО «Минерал-1» (ювелирные магазины «Золотой ажур»).
Несмотря на то, что торговать чисто импортными изделиями стало невыгодно, на рынке еще встречаются точки по их сбыту. Только во Владивостоке, по некоторым данным, на драгоценном рынке работают 300 магазинов, во многих важен доход, поэтому они пробуют продать товар худшего качества, купленный у зарубежного производителя по самой низкой цене. По словам экспертов, российским производителям есть что терять. Они не могут производить «дрянь», потому что потом ее некуда будет девать. Поэтому российские изделия лучше по качеству, чем импортная массовка. Причем гораздо предпочтительнее делать покупки в фирменных сетях, чем в каких-то непонятных ларьках.
Александра Люйден, директор ювелирного салона «ЭПЛ» во Владивостоке: «В ювелирном бизнесе краеугольный камень успеха — репутация. Если вы ее запятнали, люди к вам не пойдут. Банально не попасться на подделку можно, доверяя рекомендациям проверенных людей, ну и, конечно, вызывает подозрения низкая цена. Если вы видите, к примеру, в розничном магазине камень со скидкой 70%, то тут только два варианта — в 99% вас обманывают и в 1% вам очень сильно везет. Например, у нас, в ювелирном салоне «ЭПЛ», каждый бриллиант имеет сертификат соответствия».
Надежда Ткаченко: «У нас все изделия с драгоценными камнями из золота 585 и 750 пробы — только российского производства. Есть импорт, но его только 5% и только в серебре. Конечно, с наступлением кризиса на прилавках появилось огромное количество подделок. Чтобы магазин смог для себя приобрести хороший, качественный товар, ему нужны большие вложения. Как правило, у торговых точек, у которых сократился поток покупателей, их нет и они предлагают подделки. В гостиницах всегда подделка и обман. Там, где есть услуга «скупка золота», тоже обман: магазины скупают по низкой цене золотые изделия, чистят и выставляют на прилавок как новые».
Российские ювелирные предприятия выпускают изделия по международным стандартам, которые регламентируют не только количество драгметаллов, но и другие компоненты, гарантирующие длительную целостность изделий и их безвредность для здоровья. Даже туристы из Китая высоко оценили качество драгметаллов рынка Владивостока, воспользовавшись курсовой разницей российской и китайской валют.
Елена Рохманенко, генеральный директор ювелирной группы «Роскошь»: «Китайский турист оставляет сейчас деньги в рознице Владивостока, и то, как это делается, больше похоже на спекулятивный бизнес, а у спекулятивного бизнеса нет возможности получать долгосрочные прибыли. Значит, рынок предложит нам новые варианты. Во Владивостоке появятся сетевики: заводы «585», «Адамас», у которых большие цепные склады. А китайские туристы как раз предпочитают цепи и браслеты из рыжего золота и покупают это в ювелирном розничном центре. В основном наши клиенты — иностранцы, актеры, политики и государственные деятели. Наши клиенты — умные и образованные люди, которые не только умеют зарабатывать деньги, но и их считать. Много лет ювелирный бренд «Роскошь» использует системы удержания клиента и выстраивания с ним длительных отношений».
Благодаря снижению стоимости работы в долларовом эквиваленте российские производители должны укрепить свои позиции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Еще два года назад изделия из серебра вышли в лидеры по популярности и с тех пор не сдают своих позиций. На втором месте остаются изделия из золота. Конечно, серебро также подорожало, но в серебряных дизайнерских украшениях цена материала растворяется в стоимости за работу, так что удорожание в полтора или даже два раза не может серьезно увеличить цену готового серебряного изделия. При этом эксперты не сбрасывают со счетов тот факт, что драгоценности являются хорошей инвестицией.
Елена Рохманенко: «Приглядитесь внимательнее. За последние сто лет товары, производимые человеком, а это телефоны, одежда, машины, становились только дешевле. Золото и бриллианты — только дороже. Интересно, что запасы золота в виде ювелирных украшений на руках населения составляют 50–51% от всех мировых золотых запасов. Во все времена золото было и будет надежным вложением средств. Золото — гарант стабильности, это его основное свойство. Купив ювелирное украшение, никогда не проиграете».
Александра Люйден: «Инвестиции в бриллианты работают на долгосрочную перспективу, и быстро получить прибыль не удастся. Если рассматривать динамику стоимости бриллиантов, то за последние пять лет они выросли в цене в несколько раз. Продажи сертифицированных бриллиантов увеличились на 6% в 2015 г. Увеличилось на 26% число покупок сертифицированных бриллиантов стоимостью свыше 1 млн рублей».
Несмотря на то, что в Приморье нет производителей ювелирных изделий, продавцы таких изделий могли бы занимать достойное место на мировом рынке и конкурировать с такими брендами, как «Картье» или «Тиффани». Владельцы магазинов сами рады поставлять свой товар в ближайшие страны, но в Приморском крае существует ряд проблем, которые препятствуют вывозу ювелирных изделий за рубеж.
Елена Рохманенко: «Отношения бизнеса с государством в ювелирной среде слишком напряженные. Государство всегда подозревает бизнес, а это препятствует делу и конечному результату. На крупнейших ювелирных выставках должен быть единый российский павильон, которого сейчас нет. Пошлины, которые взимает государство за ввоз ювелирных изделий, а это 14% плюс НДС, должны тратиться не на содержание фискальных органов, а на выставочные павильоны крупнейших выставок. Должны существовать национальные государственные премии за дизайн украшений. Для инвесторов ювелирный бизнес производства украшений кажется мне невыгодным, слишком велика роль личности и ее влияние на уровень конечного продукта».
Надежда Ткаченко: «В Приморье вообще нет производителей ювелирных изделий, но есть серьезные игроки рынка, которые занимаются торговлей ювелирными украшениями. Сегодня мы не можем продавать ювелирные украшения за рубеж — нет таможенного поста по драгоценным металлам и камням. Мы бы сегодня могли открыть множество магазинов в Японии, Китае, Южной Корее и продавать наши украшения. Но вывоз можно осуществлять только в единственный таможенный пост в Москве, а живя во Владивостоке, это делать нереально».
Александра Люйден: «Государству стоит не мешать, бизнесу — не лениться и работать над увеличением лояльных клиентов, инвесторам — смелее инвестировать в молодые коллективы с понятными бизнес-моделями».