Андрей Жарков о ситуации на рынке огранки бриллиантов

Раздел: Ювелиры и компании
14 сентября 2016 г.

Ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния «Алро­са» от­кры­ла Евразий­ский ал­маз­ный центр во Вла­ди­во­сто­ке. О пе­р­с­пе­к­ти­вах про­ек­та, си­ту­а­ции на ры­н­ке огран­ки бри­л­ли­ан­тов и ито­гах при­ва­ти­за­ции в ин­тер­вью RNS рас­ска­зал пре­зи­дент «Алро­сы» Ан­д­рей Жар­ков.

— Во Вла­ди­во­сто­ке на эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме вы ска­за­ли, что со­з­да­ние огра­ноч­но­го пред­при­я­тия с ин­дий­ской ко­м­па­ни­ей KGK Diamonds — это пе­р­вый пи­ло­т­ный про­ект, но не един­ствен­ный. С кем-то еще ве­де­те пе­ре­го­во­ры по ана­ло­ги­ч­но­му про­ек­ту?

— С од­ной сто­ро­ны, про­яв­ля­ют ин­те­рес и дру­гие ин­дий­ские пар­т­не­ры, у ко­то­рых уже есть опыт ра­бо­ты в Рос­сии. С дру­гой сто­ро­ны, есть ин­те­рес и со сто­ро­ны ко­м­па­ний, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся юве­ли­р­ным про­из­вод­ством. На мой взгляд, сей­час ва­ж­но во­п­ло­тить в жизнь пи­ло­т­ный про­ект, а же­ла­ю­щие по­сле­до­вать успе­ш­но­му при­ме­ру все­г­да най­дут­ся.

— Есть ли ин­те­рес со сто­ро­ны рос­сий­ских огран­щи­ков?

— Рос­сий­ские огран­щи­ки по­па­ли в очень не­про­стую си­ту­а­цию из-­за от­ме­ны с 1 сен­тяб­ря экс­пор­т­ной по­ш­ли­ны на ал­ма­зы в раз­ме­ре 6,5%. Она слу­жи­ла сво­е­об­раз­ным ба­рье­ром, ко­то­рый вы­ну­ж­дал ал­ма­зо­до­бы­т­чи­ков про­да­вать ка­м­ни не за ру­беж, а внут­ри стра­ны. Сей­час этот ба­рьер снят, и ры­нок в не­ко­то­рой рас­те­рян­но­сти, что бу­дет даль­ше.

— Ка­ков ваш про­г­ноз?

— По­ла­гаю, се­го­д­ня сле­ду­ет со­сре­до­то­чить­ся на раз­ра­бо­т­ке ко­м­пе­н­са­тор­ных ме­ха­низ­мов, ко­то­рые смо­гут под­дер­жать рос­сий­ских огран­щи­ков. В про­тив­ном слу­чае мы бу­дем на­б­лю­дать со­кра­ще­ние пе­ре­ра­бо­т­ки в Рос­сии: ко­м­па­нии, что­бы уце­леть в усло­ви­ях от­ме­ны по­шлин — а это фа­к­ти­че­ски озна­ча­ет для них рост це­ны на сы­рье на 6,5%, — дол­ж­ны бу­дут сужать ас­сор­ти­мент об­ра­бо­т­ки и пе­ре­хо­дить в ка­кие-то очень до­ро­гие се­г­мен­ты.

Со­о­т­вет­ствен­но, и у нас бу­дет ме­нять­ся струк­ту­ра сбы­та. На се­го­д­ня­ш­ний мо­мент внут­рен­ний ры­нок по­треб­ля­ет ал­маз­но­го сы­рья от 10 до 15% еже­год­но, а при из­ме­не­нии струк­ту­ры он мо­жет со­кра­тить­ся до 5%. Нам при­дет­ся ре­а­ли­зо­вы­вать сы­рье на дру­гих ры­н­ках.

— Сколь­ко но­вых огра­ноч­ных пред­при­я­тий мо­жет быть со­з­да­но?

— Я ду­маю, что на Даль­нем Во­сто­ке не толь­ко огра­ноч­ные пред­при­я­тия мо­гут и дол­ж­ны со­з­да­вать­ся. Здесь мо­гут быть со­з­да­ны и пред­при­я­тия по про­из­вод­ству юве­ли­р­ных укра­ше­ний. От­кры­тие «Алро­сой» Евразий­ско­го ал­маз­но­го цен­т­ра на Даль­нем Во­сто­ке за­ло­жи­ло ос­но­ву для со­з­да­ния це­ло­го ал­маз­но­го кла­сте­ра, ко­то­рый мо­жет вклю­чать как огра­ноч­ные пред­при­я­тия, пред­при­я­тия по из­го­то­в­ле­нию юве­ли­р­ных из­де­лий, так и на­уч­ные ла­бо­ра­то­рии.

Мы не ис­клю­ча­ем, что в обо­зри­мом бу­ду­щем здесь мо­жет быть на­ла­же­но про­из­вод­ство на­ших при­бо­ров Alrosa Dimond Inspector по де­тек­ции син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов. Про­из­во­ди­те­лей ал­маз­но­го сы­рья и се­рьез­ных ре­тей­ле­ров очень бес­по­ко­ит про­б­ле­ма под­ме­сов, ко­г­да ал­ма­зы син­те­ти­че­ско­го про­из­вод­ства вы­да­ют­ся за при­род­ные. Кру­п­ней­шие иг­ро­ки ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой от­рас­ли со­в­ме­ст­но с ла­бо­ра­то­ри­я­ми GIA (Ге­м­мо­ло­ги­че­ский ин­сти­тут Аме­ри­ки) и HRD (Вы­с­ший ал­маз­ный со­вет) уже за­ня­ты ре­ше­ни­ем этой про­б­ле­мы.

Эти при­бо­ры, раз­ра­бо­тан­ные рос­сий­ским го­су­дар­ствен­ным учре­ж­де­ни­ем «Тис­нум» по за­ка­зу «Алро­сы», спо­соб­ны вы­яв­лять бри­л­ли­ан­ты из син­те­ти­че­ских ал­ма­зов и не­ал­маз­ные ими­та­ции бри­л­ли­ан­тов: фи­а­ни­ты, мус­са­ни­ты и т. д. Мы с «Тис­нум» со­в­ме­ст­но вла­де­ем па­тен­том на дан­ную тех­но­ло­гию и ана­ли­зи­ру­ем воз­мо­ж­ность со­з­да­ния пло­ща­д­ки по про­из­вод­ству та­ких при­бо­ров в ра­м­ках даль­не­во­сточ­но­го ал­маз­но­го кла­сте­ра.

— Рас­смат­ри­ва­ет ли «Алро­са» со­з­да­ние сво­е­го юве­ли­р­но­го брен­да?

— Нет, та­ких пла­нов и пе­ре­го­во­ров нет.

— Не­дав­но про­ш­ла при­ва­ти­за­ция 10,9%-­но­го па­ке­та ко­м­па­нии. Как вы оце­ни­ва­е­те ее ито­ги?

— В тех не­про­стых усло­ви­ях, в ко­то­рых она про­во­ди­лась, на­вер­но, мо­ж­но ска­зать, что она про­ш­ла удо­в­ле­тво­ри­тель­но. Те за­да­чи, ко­то­рые сто­я­ли, бы­ли вы­пол­не­ны. При сла­жен­ной ра­бо­те ин­ве­ст­бан­ки­ров, на­шей ра­бо­те и пра­ви­тель­ства.

— Кто при­об­рел са­мый боль­шой па­кет?

— Струк­ту­ра с точ­ки зре­ния па­ке­тов со­хра­ни­лась. Про­сто по­яви­лись еще два зна­чи­тель­ных ин­ве­сто­ра — Ка­тар­ский фонд и фонд Mubadala. Они со­по­ста­ви­мы по ин­ве­сти­ци­ям с аме­ри­кан­ски­ми ин­ве­сто­ра­ми, ко­то­рые вкла­ды­ва­лись в при­ва­ти­за­цию «Алро­сы» в 2013 го­ду.

— Бу­дет ли про­да­вать­ся до­пол­ни­тель­ный па­кет ак­ций ко­м­па­нии в раз­ме­ре 8%?

— Та­кие ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся на уро­в­не пра­ви­тель­ства и ак­ци­о­не­ров. Но я не ду­маю, что се­го­д­ня есть не­об­хо­ди­мость в даль­ней­шей ре­а­ли­за­ции ак­ций ко­м­па­нии. С точ­ки зре­ния по­пол­не­ния бюд­же­та у нас до­ста­точ­но хо­ро­ший де­не­ж­ный по­ток и чи­стая при­быль, у го­су­дар­ства есть воз­мо­ж­ность ис­поль­зо­вать ди­ви­ден­ды ко­м­па­нии.

— То есть сей­час не идет про­цесс по­ис­ка ин­ве­сто­ров на до­пол­ни­тель­ный па­кет?

— Нет. Мне об этом ни­че­го не из­ве­ст­но. По край­ней ме­ре, мы в этом про­цес­се не участ­ву­ем.

— Нас­коль­ко со­з­да­ние Евразий­ско­го ал­маз­но­го цен­т­ра во Вла­ди­во­сто­ке по­мо­жет уве­ли­чить сбыт ко­м­па­нии?

— Один из ва­ж­ных эле­мен­тов на­шей сбы­то­вой по­ли­ти­ки — ди­вер­си­фи­ка­ция ка­на­лов сбы­та. Мы пла­ни­ру­ем удво­ить объ­е­мы про­даж ал­ма­зов в стра­ны АТР: по­тен­ци­ал у это­го ры­н­ка огро­м­ный, и до сих пор ис­поль­зо­ва­лась, в су­щ­но­сти, лишь ма­лая его часть. Са­мые боль­шие став­ки де­ла­ют­ся сей­час на Ки­тай, Ин­дию, Япо­нию и Юж­ную Ко­рею — по­треб­ле­ние бри­л­ли­ан­тов и ал­ма­зов в этих стра­нах рас­тет, а кон­ку­рен­ция за удо­в­ле­тво­ре­ние это­го спро­са пра­к­ти­че­ски от­сут­ству­ет. К 2018 го­ду еже­ме­сяч­ный объ­ем про­даж в стра­ны АТР мо­жет со­ста­вить $14–16 млн.

— В ка­кой пе­р­с­пе­к­ти­ве ре­аль­но удво­ить про­да­жи в стра­ны АТР?

— Ду­маю, что по­эта­п­но в пе­р­с­пе­к­ти­ве пя­ти лет. Это адек­ват­ный по­тен­ци­ал, и над этим на­до ра­бо­тать.

— Ка­кие еще ре­ги­о­ны вам ин­те­рес­ны?

— По­ми­мо стран АТР, со­хра­ни­т­ся Ев­ро­па. Тра­ди­ци­он­ный ми­ро­вой центр по про­да­же и пе­ре­ра­бо­т­ке ал­ма­зов — бель­гий­ский Ан­т­вер­пен. Че­рез Ан­т­вер­пен про­хо­дит око­ло 80% всех ал­ма­зов, об­ра­ба­ты­ва­е­мых и про­да­ва­е­мых в ми­ре, тор­го­вый обо­рот ал­ма­за­ми и бри­л­ли­ан­та­ми в этой стра­не до­хо­дит до $60 млрд в год. В чис­ле его кли­ен­тов — Ки­тай, Ин­дия, Из­ра­иль, США. Од­на­ко тран­зит че­рез Ан­т­вер­пен уве­ли­чи­ва­ет сто­и­мость про­дук­ции для кли­ен­тов. Пря­мые по­став­ки мо­г­ли бы сни­зить сто­и­мость и уве­ли­чить объ­е­мы ре­а­ли­за­ции. У стран АТР иной ста­тус: это стра­ны ко­неч­но­го по­треб­ле­ния. Здесь од­но­вре­мен­но осу­ще­ств­ля­ет­ся как пе­ре­ра­бо­т­ка, так и по­треб­ле­ние. По­это­му нам ва­ж­но обес­пе­чить с ни­ми пря­мые ка­на­лы вза­и­мо­дей­ствия. Гео­гра­фи­че­ская ди­вер­си­фи­ка­ция сбы­та, на­ча­тая на­ми в 2010 го­ду, бу­дет про­дол­же­на.

Мы та­к­же бу­дем ра­бо­тать над тем, что­бы уве­ли­чить объ­е­мы ре­а­ли­за­ции ал­маз­но­го сы­рья в США, бу­дем вза­и­мо­дей­ство­вать с те­ми ко­м­па­ни­я­ми, ко­то­рые у нас уже по­ку­па­ют ал­маз­ное сы­рье, и ис­кать но­вых кли­ен­тов.

[ rns.online ]

Полезное

Полезное

 
-->