29 сентября 2016 года пройдeт IV Международный экономический ювелирный форум «Ювелирная Россия. Завтра начинается сегодня». В преддверии этого значимого для отечественной ювелирной отрасли события наш корреспондент взял интервью у директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуарда Уткина.
Вопрос: Какие темы станут ключевыми на предстоящем форуме? Не могли бы Вы уже сейчас обозначить общий вектор повестки дня, которую предложите собравшимся?
Э. Уткин: Рынок находится в стадии глобальной трансформации. Завтра он уже не будет таким, каким был вчера. Именно поэтому форум и получил такое название «Ювелирная Россия. Завтра начинается сегодня». Деловая повестка будет отражать те самые проблемы, которые сейчас вынуждены решать участники рынка. Потребительский спрос упал, а рублeвая стоимость сырья для производства ювелирных украшений увеличилась. У налоговых органов появилось множество претензий к ювелирным предприятиям по поводу ухода от уплаты НДС. Остро стоит проблема рефинансирования кредитов. Банки ужесточили требования к выдаче новых кредитов. Многие компании уже находятся в стадии банкротства. Нельзя не упомянуть и вступившую в силу новую редакцию федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Она ужесточила требования по аффинажу. Если раньше предприятия могли на свой страх и риск использовать лом ювелирных изделий, то теперь чeтко указанно, что привлечeнные отходы напрямую использовать в производственных целях нельзя. Их нужно отдавать на аффинаж, что влечeт дополнительные расходы. Изменились правила продаж ювелирных изделий. Государство повысило требования к производителям в части указания достоверной информации по тем камням, которые использованы в ювелирном изделии. Примерно 85% изделий на прилавках сегодня как раз и составляют изделия с камнями. Упомянутое снижение покупательской способности населения заставило многих производители перейти с дорогих природных камней на дешeвые синтетические аналоги. Вот теперь использование этих дешeвых аналогов требует чeткого указания, что в изделии присутствует синтетика. В целом нужно отметить, что государственный контроль за отраслью в контексте соблюдения прав потребителей усилился. Рынок изменился, изменились и правила работы на нeм, а следовательно — нужно менять тактику и стратегию ведения бизнеса. К завтрашнему дню нужно готовиться уже сейчас.
Вопрос: В этой ситуации многие производители наверняка стали пристальнее смотреть на зарубежный рынок?
Э. Уткин: Да, но тут тоже все не так гладко, как хотелось бы. Мы привыкли работать на внутреннем рынке, нам его хватало, но он начал сокращаться как шагреневая кожа. А выйти на экспорт оказалось не так просто, потому что у нас ограниченное количество таможенных постов, которые производят оформление экспорта ювелирных изделий. Да и сама процедура оформления долгая и непростая. Нужно либо сразу оформлять экспортную поставку, либо временный вывоз с обратным ввозом. Промежуточный же вариант — временный вывоз с правом частичной реализации, крайне осложнeн.
Вопрос: Получается, один из главных инструментов продвижения на внешних рынках — участие в выставках, тоже под угрозой?
Э. Уткин: Продукцию нужно вывозить, а также иметь возможность частично реализовать. И здесь возникают вопросы с таможенным оформлением, государственным и валютным контролем. А между тем, выставки в нашем сегодняшнем положении — это один из наиболее реалистичных, если не самый реалистичный, способ выхода на зарубежный рынок.
Вопрос: Продолжим тему барьеров на пути отечественных ювелирных компаний. Роскомнадзор внeс в реестр запрещенных сайтов электронную площадку одного из интернет-магазинов ювелирных изделий. Ассоциация поднимала этот вопрос 27 мая 2016 г. во время круглого стола «Проблемы и перспективы дистанционной торговли ювелирными изделиями». Будет ли этот вопрос подниматься на форуме?
Э. Уткин: Безусловно будет. За прошлый год мировой объeм продаж ювелирных изделий в розницу вырос на 3 %, а онлайн продаж — на 16 %. Для нас эта тенденция тоже актуальна. Покупатель, находясь в тяжeлой экономической ситуации, ищет возможность купить ювелирные изделия без розничной наценки. Производитель, имея ограниченный спрос со стороны розничных сетей, ищет возможность выйти на потребителя напрямую. Не стоит забывать и о том, что особенность российского рынка — в бескрайности просторов нашей страны. Если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, ассортимент ювелирных украшений в магазинах поражает воображение, то в глубинке мы просто лишаем потребителя права выбора, вынуждая покупать то, что есть в «сельпо». Логично, что в такой ситуации интернет торговля приобретает особый смысл. И блокировка сайтов — крайне чувствительна для ювелиров. Когда-то давно, ещe в 1992 году, вышел указ Президента РФ, согласно которому ювелирные изделия были отнесены к товарам с ограниченной оборотоспособностью. Решение о блокировке выносятся на основании этого документа. Это сложная проблема, в одночасье еe, конечно, не решить.
Вопрос: В том году форум пройдeт на новой площадке. Почему было принято такое решение?
Э. Уткин: Если раньше продавцы и производители ювелирных изделий в течение года могли участвовать в нескольких ювелирных выставках, а также в других отраслевых мероприятиях, то сейчас, в связи с экономическими проблемами, многие могут себе позволить приехать лишь однажды, и только на самую крупную выставку. Сейчас JUNWEX Москва — та самая выставка, на которую приезжает абсолютное большинство как производителей, так и продавцов ювелирных изделий, другой возможности приехать у них нет. Мы идeм навстречу участникам рынка. Им будет удобно во время выставки посетить форум. Кроме того, можно будет прийти не на целый день, а только на обсуждение интересующих тем.
Вопрос: На заседаниях, конференциях и форумах Ассоциации уже несколько лет обсуждается вопрос о необходимости государственной поддержки отрасли. Можно ли говорить о каких-либо подвижках за последний год? Слышит ли государство ювелиров?
Э. Уткин: Да, государство нас слышит. За последний год мы прибавили по части своей активности, но, к сожалению, ситуация в стране такова, что какую-то экономическую помощь отрасли государство сейчас оказать просто не в состоянии. Особенно если учесть, что производим мы не хлеб, а ювелирные украшения, которые считаются предметом роскоши. Мы пытаемся наладить диалог с государственными органами и убедить их в том, что государственная поддержка должна быть выражена в либерализации надзорных функций и совершенствовании регулирующих функций. Это поможет снизить затраты предприятий на администрирование требований со стороны государственных органов. Мы говорим с чиновниками и о программе поддержки экспорта ювелирных изделий. Наша продукция на внешних рынках сейчас конкурентоспособна и по качеству, и по дизайну, частично и по цене. Но есть нюансы, связанные с законодательным регулированием нашей работы. Мы занимаем лидирующие позиции по экспорту алмазов, драгоценных металлов, но Россия не входит даже в двадцатку экспортeров ювелирных изделий. А между тем, здесь совпадают и интересы отрасли, в части развития бизнеса, и интересы государства, в части получения новой ниши для поступления валютной выручки от экспорта несырьевых товаров.
Вопрос: Начиная с прошлого года, Ассоциация вела работу по разработке отраслевых стандартов. Последняя версия СТО была представлена общественности 25 мая, в рамках деловой программы выставки «Новый Русский Стиль». Когда эти стандарты будут приняты?
Э. Уткин: Стандарты по камням должны быть приняты до начала нашего мероприятия. Надеюсь, ничего не помешает этому произойти, и мы на форуме презентуем вступление в действие этих стандартов. А ещe — анонсируем начало работ по разработке следующего стандарта, который будет называться «Ювелирные изделия». Нынешний стандарт устарел. Он был написан в 95-ом году. Прошло уже больше 20 лет, рынок с тех пор сильно изменился.
Вопрос: Изменится ли формат проведения форума?
Э. Уткин: Раньше форум проходил в формате пленарных заседаний. Выступающие зачитывали свои доклады, остальные выступали в роли слушателей. В этом году мы решили внедрить формат панельных дискуссий, когда приглашeнные эксперты будут иметь возможность дискутировать друг с другом, и, также, смогут отвечать на вопросы участников форума.
Вопрос: Кто из авторитетных экспертов, возможно представителей государственных ведомств, выступит на форуме?
Э. Уткин: Подбирая выступающих, мы стараемся сохранять баланс интересов. То есть, мы пригласим как представителей контролирующих органов, так и представителей бизнеса. Более того, мы решили поступить в высшей степени демократично, на нашей странице в facebook опубликовали обращение к участникам рынка, в котором предложили выступить на форуме всем, кому есть что сказать.
Вопрос: Давайте заглянем в 2020 год. Можно ли пофантазировать о наиболее вероятных сценариях развития отечественной ювелирной отрасли, при всей непредсказуемости сегодняшнего состояния рынка?
Э. Уткин: Сложно заглядывать так далеко. Многие игроки уйдут с рынка, но появятся и новые. Часть предприятий переориентируется на внешние рынки. Там большие перспективы, даже если брать во внимание небольшие доли рынка продаж в Китае, Индии, Америке… Даже завоевание единичных процентов этих рынков будет означать для нас ощутимый рост объeмов производства. Поэтому, главный тренд — экспорт. Большое будущее у дистанционной торговли ювелирными изделиями. Вероятно, это повлечeт сокращение доли розничных магазинов на рынке, особенно мелких сетей, у которых уровень издержек выше, а ассортимент меньше. Монополизация розничной торговли крупными сетями — крайне реалистичный сценарий. А вот с точки зрения производства возможна обратная ситуация: небольшие предприятия могут взять верх. Они более гибки, легче адаптируются к сегодняшним условиям, в конечном счeте, они быстрее реагируют на изменения спроса. Ожидает нас и расцвет национальных брендов. Вообще, продвижение ювелирной продукции на вешние рынки возможно только при наличии в стране сильных национальных брендов. Это будут именные бренды. Государство, думаю, обратит внимание на нашу отрасль, поскольку проблемы с развитием производственных секторов экономики налицо. По крайней мере, наша задача, задача тех, кто сегодня влияет на судьбу отрасли, сделать всe возможное для того, чтобы мы попали число отраслей, которые государство сочтeт перспективными с точки зрения развития экономики. Изменится формат ювелирных выставок. Сегодняшний формат понемногу изживает себя. Мы видим как продвигаются зарубежные компании на нашем рынке. Их торговые представительства активно рекрутируют потенциальных покупателей, привозят сюда своих продавцов. Нам предстоит освоить и эту науку.
Вопрос: Проблема смены поколений актуальна для размышлений о будущем?
Э. Уткин: К руководству ювелирными компаниями придут дети их основателей. Всe-таки наш бизнес — это, как правило, частный бизнес. Да и в органах государственной власти тоже произойдeт смена кадрового состава, мы увидим его омоложение. Молодость — это всегда амбиции. Важно, чтобы за ростом уровня амбиций успевал и уровень компетенции.
Евгений Савин
[ Ювелирные Известия ]