К 2018 году доля рынка российских онлайн-ритейлеров должна вырасти с 71% до 80%, а поступления в бюджет от трансграничной торговли — увеличиться с 80 млн до 60 млрд руб. Такие цели заложены в проекте "дорожной карты" по развитию интернет-торговли, которую обсуждали на прошлой неделе в Совете Федерации. О совещании с участием представителей Минкомсвязи, Минэкономики, Минпромторга, ФНС и таможенной службы рассказал "Ъ" источник, знакомый с итогами совещания.
Чтобы достичь заявленных показателей, государство собирается обязать зарубежные интернет-магазины платить НДС в Росссии, легализовать онлайн-торговлю лекарствами, алкоголем, и ювелирными изделиями, а также взять под контроль работу товарных агрегаторов.
Ключевым шагом чиновники видят выравнивание условий деятельности для российских и зарубежных компаний. В частности, речь идет о постановке на налоговый учет в России зарубежных интернет-магазинов. Минфин и Федеральная налоговая служба должны будут к 1 ноября подготовить необходимые поправки к Налоговому кодексу, а к 1 октября налоговики должны еще и разработать кабинет удаленного налогоплательщика. До 1 ноября Центробанку предстоит разработать систему для учета движения средств по трансграничным операциям.
Проблемы с онлайн-торговлей продуктами питания и ювелирными изделиями порождены "двойственным" законодательством в этой сфере. Например, закон 1998 года "О драгметаллах", не устанавливает запрета на свободную продажу ювелирных изделий, но указ президента РФ N179 1992 года, серьезно ограничивает их реализацию. В итоге ювелирные онлайн-магазины попадают под блокировку. Авторы "дорожной карты" отмечают, что в 2015 году доля дистанционных продаж продуктов составила лишь 0,11% (15,2 млрд руб.) в общем объеме розничной торговли продтоварами (13,42 трлн руб.), а доля онлайн-торговли ювелирными изделиями — 2,8% (6 млрд руб.) от их общего объема продаж (220 млрд руб.).
Что касается дистанционной торговли лекарствами и алкоголем, то эти сегменты рынка, даже оставаясь теневыми уверенно растут. Онлайн-продажа лекарств может составлять, по оценкам экспертов, примерно 5-8% розничного рынка (45-75 млрд рублей). Парадоксальная ситуация и с алкоголем, отмечают авторы документа: формально его реализация через интернет также запрещена, но при этом алкогольная продукция "уверенно занимает первое место по приросту (29% в год) покупок среди всех остальных видов продукции".
Эти виды торговли власти надеются вывести из тени. Для этого планируется внести поправки в действующее законодательство. Подготовить их должны: для медикаментов — к 1 декабря, для алкоголя — к 1 апреля 2017 года. По подсчетам экспертов, это поможет объему интернет-продаж продуктов питания вырасти с 0,11% до 2% в их общем объеме продаж, медикаментов - до 8%, алкоголя - до 4%.
Условия деятельности агрегаторов решено ужесточить. Представителей власти не устраивает тот факт, что на их страницах многие продавцы не размещают информацию о своем местонахождении, порядке и условиях оплаты и т.д. В случае возникновения спорных ситуаций таких продавцов найти практически невозможно. До 1 ноября Роспотребнадзору поручено подготовить поправки в закон "О защите прав потребителей", которые установят ответственность маркетплейсов за неисполнение требований законодательства.
Принятые решения окончательными не являются. Рабочая группа заявила о готовности обсуждать предложенные меры и выслушивать критику.
"Дорожная карта" вызвала ожесточенную дискуссию в сфере ecommerce.
Частично она сфокусировалась на вопросе о том, нужно ли ограничить кроссбордерную торговлю и заставить зарубежные компании платить НДС в России.
"Мы не хотим, чтобы российский онлайн-ритейл стал развиваться по австралийскому сценарию, где 90% рынка занимают иностранные игроки",— отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.
Федоров ссылается на данные SimilarWeb, согласно которым, уже сейчас китайский Aliexpress.com является самой популярной среди российских пользователей (в июле его посетили около 150 млн раз).
Его оппоненты указывают на то, что кроссбордерная торговля стимулирует развитие логистической инфраструктуры в регионах, что полезно для рынка. Кроме того, многие пользователи свой первый опыт онлайн-покупки получают в зарубежных интернет-магазинах, отмечает глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По оценкам НАДТ, 84% российских онлайн-покупателей свою первую покупку делают на зарубежных площадках.
"Российский продавец обеспечивает высоким спросом услуги логистов, платeжные системы, маркетинговые агентства, телефонных провайдеров Таким образом он создаeт рабочие места. По грубым оценкам, каждый нанятый сотрудник интернет-магазина дополнительно формирует 1-2 рабочих места не в магазине и соответствующий объем налогов, - констатирует руководитель кластера электронной коммерции РАЭК Иван Кургузов.
По его словам, российский продавец формирует дополнительную ценность - сервис и наличие товара "здесь и сейчас". А развитие входящего кроссбордера приведeт к исчезновению этого продавца, т.к. он не может конкурировать ценой и ассортиментом. С другой стороны, "интернет-импорт уже стал частью нашей кровеносной системы. Больше всего он позитивно повлиял на Почту России. Отменять и запрещать его нельзя. Но и оставить как есть тоже нельзя, нужны разумные ограничения", делает вывод Кургузов.
По данным Data Insight, в 2015 году объем рынка интернет-торговли внутри России составил 650 млрд рублей (+16% в рублях и минус 28% в долларах). На кроссбордер пришлось 160 млрд рублей (+88% в рублях и +28% в долларах).
[ Ювелирные Известия ]