Розовые бриллианты становятся все более редкими

Раздел: Ювелиры и компании
29 августа 2016 г.

До сих пор во вре­мя изу­че­ния во­про­са о бри­л­ли­ан­тах фан­та­зий­ных цве­тов мы рас­смат­ри­ва­ли са­мые рас­про­стра­нен­ные жел­тые ка­м­ни, и бри­л­ли­ан­ты од­но­го из ме­нее рас­про­стра­нен­ных фан­та­зий­ных цве­тов – го­лу­бые. Но ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты, ве­ро­ят­но, яв­ля­ют­ся са­мы­ми вос­тре­бо­ван­ны­ми из всех бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­ных цве­тов бла­го­да­ря их кра­со­те и ро­ман­ти­че­ским чув­ствам, ко­то­рые эти бри­л­ли­ан­ты вы­зы­ва­ют у лю­дей. Хо­тя эти бри­л­ли­ан­ты не­м­но­го бо­лее рас­про­стра­не­ны, чем го­лу­бые ка­м­ни, эта си­ту­а­ция, по­хо­же, в бли­жай­шем бу­ду­щем из­ме­ни­т­ся, и ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты в на­сто­я­щее вре­мя очень вос­тре­бо­ва­ны сре­ди тех, кто хо­ро­шо ин­фор­ми­ро­ван.

Ро­зо­вые ал­ма­зы мо­ж­но най­ти на мно­гих руд­ни­ках в ми­ре, но ча­сто в очень не­боль­ших ко­ли­че­ствах – все­го не­сколь­ко ка­м­ней в год, и в ос­но­в­ном очень ма­лень­ких раз­ме­ров. Ос­но­в­ным ис­точ­ни­ком вы­со­ко­ка­че­ствен­ных ро­зо­вых ал­ма­зов яв­ля­ет­ся ал­маз­ный руд­ник Ар­гайл (Argyle) в Ав­стра­лии, при­на­д­ле­жа­щий ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­ще­му ги­ган­ту Rio Tinto. До­бы­ча ал­ма­зов на руд­ни­ке Ар­гайл на­ча­лась в 1983 го­ду, и по оцен­кам ко­м­па­нии этот руд­ник яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком 90% ми­ро­во­го объ­е­ма про­из­вод­ства ро­зо­вых ал­ма­зов. На пи­ке сво­их по­ка­за­те­лей в 1994 го­ду на руд­ни­ке бы­ло до­бы­то свы­ше 42 млн ка­ра­тов в год, что зна­чи­тель­но вы­ше объ­е­ма про­из­вод­ства лю­бо­го дру­го­го ал­маз­но­го руд­ни­ка, дей­ству­ю­ще­го в на­сто­я­щее вре­мя.

Ро­зо­вые ал­ма­зы, ве­ро­ят­но, яв­ля­ют­ся един­ствен­ной при­чи­ной то­го, что этот руд­ник вы­год­но раз­ра­ба­ты­вать да­же с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния, по­сколь­ку все­го 5% ал­ма­зов с руд­ни­ка Ар­гайл яв­ля­ют­ся ал­ма­за­ми юве­ли­р­но­го ка­че­ства, и из это­го ко­ли­че­ства все­го лишь не­боль­шую до­лю со­став­ля­ют до­ро­го­сто­я­щие ро­зо­вые ка­м­ни. Ес­ли ро­зо­вые ал­ма­зы с ме­сто­ро­ж­де­ния Ар­гайл мо­гут иметь це­ну при­мер­но от $100 000 за ка­рат до свы­ше $1 млн за ка­рат, то сред­няя це­на для все­го объ­е­ма про­из­вод­ства ал­ма­зов со­став­ля­ет око­ло $25 за ка­рат. Без до­пол­ни­тель­ной сто­и­мо­сти за счет ро­зо­вых ал­ма­зов, этот руд­ник, ве­ро­ят­но, ни­ко­г­да бы не су­ще­ство­вал.

Руд­ник Ар­гайл иг­рал ва­ж­ную роль в раз­ви­тии ин­дий­ской от­рас­ли про­из­вод­ства бри­л­ли­ан­тов. Этот руд­ник пред­ла­гал огро­м­ное ко­ли­че­ство мел­ких де­ше­вых ал­ма­зов, ко­то­рые ра­нь­ше счи­та­лись при­год­ны­ми толь­ко для тех­ни­че­ско­го при­ме­не­ния. Ин­дий­ские гра­ниль­ные фаб­ри­ки раз­ви­ва­лись в ви­де ква­зи-­пар­т­нер­ства с Rio Tinto для ре­ше­ния этой про­б­ле­мы и на­шли под­хо­дя­ще­го по­ку­па­те­ля для сво­их ал­ма­зов. Не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что ро­зо­вые ал­ма­зы с руд­ни­ка Ар­гайл в зна­чи­тель­ной ме­ре поз­во­ли­ли про­из­ве­сти пре­об­ра­зо­ва­ние этой от­рас­ли.

Но при­б­ли­жа­ет­ся окон­ча­ние сро­ка слу­ж­бы руд­ни­ка Ар­гайл, это озна­ча­ет, что рез­ко со­кра­ти­т­ся гло­баль­ное пред­ло­же­ние ро­зо­вых ал­ма­зов. По су­ще­ству­ю­ще­му опе­ра­ци­он­но­му пла­ну это­го ме­сто­ро­ж­де­ния име­ет­ся под­зе­м­ный руд­ник, ко­то­рый ис­то­щи­т­ся при­мер­но к 2020 го­ду, это озна­ча­ет, что оста­лось все­го не­сколь­ко лет до то­го, как ис­то­щат­ся по­став­ки ро­зо­вых ал­ма­зов, и не из­ве­ст­но, что мо­жет за­ме­нить их.

Са­мые кра­си­вей­шие и кру­п­ней­шие ро­зо­вые ал­ма­зы с руд­ни­ка Ар­гайл про­да­ют­ся на экс­клю­зив­ном еже­год­ном тен­де­ре, для ко­то­ро­го ко­м­па­ния про­во­дит огран­ку и по­ли­ро­в­ку этих ка­м­ней. Ка­ж­дый год пред­ла­га­ют­ся все­го око­ло 50 - 60 от­дель­ных ал­ма­зов. По объ­ек­тив­ным оцен­кам, из 130 млн ка­ра­тов, до­бы­ва­е­мых еже­год­но, про­из­во­ди­т­ся ме­нее 20 000 ка­ра­тов ро­зо­вых ал­ма­зов. Это озна­ча­ет, что они со­став­ля­ют ме­нее 0,015 % от об­ще­го объ­е­ма про­из­вод­ства.

Хо­тя мно­гие ал­ма­зы фан­та­зий­ных цве­тов при­об­ре­та­ют свой цвет за счет до­бав­ле­ния не­ко­то­рых ред­ких хи­ми­че­ских вклю­че­ний, это не от­но­си­т­ся к ро­зо­вым ал­ма­зам. Счи­та­ет­ся, что ро­зо­вые ал­ма­зы при­об­ре­та­ют свой цвет в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния струк­ту­ры кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки ка­м­ня. По­ла­га­ют, что это про­ис­хо­дит по­с­ле то­го, как ал­маз на­чал рас­ти, а не с са­мо­го на­ча­ла, как в слу­чае с ал­ма­за­ми дру­гих фан­та­зий­ных цве­тов. Та­кое на­ру­ше­ние в струк­ту­ре кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки при­во­дит к внут­рен­ней кри­стал­ли­за­ции в ка­м­не, что вы­зы­ва­ет по­яв­ле­ние зон ро­зо­во­го цве­та. Уче­ные до сих пор не пол­но­стью рас­по­з­на­ли тай­ну воз­ни­к­но­ве­ния ро­зо­вых ал­ма­зов, и до сих пор оста­ет­ся тай­ной ис­тин­ная при­чи­на это­го.

О­че­вид­но, кру­п­ные ро­зо­вые ка­м­ни встре­ча­ют­ся еще ре­же, и су­ще­ству­ет лишь гор­сточ­ка ро­зо­вых бри­л­ли­ан­тов ве­сом свы­ше 10 ка­ра­тов. В мае я про­дал Unique Pink (У­ни­каль­ный ро­зо­вый) за по­ра­зи­тель­ную су­м­му в $31,6 млн на аук­ци­о­не Sotheby’s в Же­не­ве, он стал са­мым до­ро­гим бри­л­ли­ан­том фан­та­зий­но­го ро­зо­во­го цве­та из ко­г­да-­ли­бо про­дан­ных на аук­ци­о­не. Это был бри­л­ли­ант ве­сом 15,38 ка­ра­та Ти­па IIa чи­сто­ты VVS2 огран­ки «гру­ша».

Д­ля участ­ни­ков от­рас­ли ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты все­г­да за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в на­ших сер­д­цах в те­че­ние сто­ле­тий. Но ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты по­лу­чи­ли не­ко­то­рую по­лез­ную ши­ро­кую из­ве­ст­ность в 2002 го­ду, ко­г­да Бен Аф­флек (Ben Affleck) при­об­рел бри­л­ли­ан­то­вое об­ру­чаль­ное коль­цо ро­зо­во­го цве­та для сво­ей не­ве­сты Джен­ни­фер Ло­пес (Jennifer Lopez). Со­об­ща­ют, что она вер­ну­ла коль­цо, ко­г­да они рас­ста­лись в 2004 го­ду. Но в ис­то­рии бы­ло не­сколь­ко дру­гих из­ве­ст­ных ро­зо­вых бри­л­ли­ан­тов.

Кру­п­ней­шим из из­ве­ст­ных ро­зо­вых бри­л­ли­ан­тов яв­ля­ет­ся Darya-I-Noor, что озна­ча­ет «Мо­ре све­та» (Sea of Light). По оцен­кам, этот ка­мень ве­сит 182 ка­ра­та и име­ет блед­ный от­те­нок ро­зо­во­го цве­та с ан­ти­ч­ной огран­кой «п­ло­ща­д­ка». Darya-I-Noor в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся ча­стью со­кро­ви­щ­ни­цы иран­ской ко­ро­ны. Он был до­быт на руд­ни­ке Па­ри­та­ла-Кол­лур (Paritala-Kollur) в Ин­дии, и есть опи­са­ния ка­м­ня в за­пис­ках, да­ти­ру­е­мых 1642 го­дом.

М­но­гие ис­то­ри­ки счи­та­ют, что ал­маз мог быть раз­ре­зан на две ча­сти, мень­шая его часть ве­сом 60 ка­ра­тов ста­ла ал­ма­зом Noor-Ul-Ain (Свет ока). В 1739 го­ду им­пе­ра­тор Пер­сии На­дир-­шах (Nader Shah) втор­г­ся в се­вер­ную Ин­дию и ок­ку­пи­ро­вал Де­ли. В ка­че­стве опла­ты за воз­вра­ще­ние ко­ро­ны Ин­дии им­пе­ра­то­ру мо­го­лов он за­вла­дел все­ми со­кро­ви­ща­ми Им­пе­рии Ве­ли­ких Мо­го­лов, вклю­чая Darya-I-Noor.

Бри­л­ли­ант Graff Pink (Графф Ро­зо­вый) яв­ля­ет­ся бри­л­ли­ан­том фан­та­зий­но­го яр­ко-ро­зо­во­го цве­та без внут­рен­них изъ­я­нов ве­сом 23,88 ка­ра­та, но так бы­ло не все­г­да. Этот ка­мень пе­р­во­на­чаль­но был кру­п­нее, но в нем бы­ли не­з­на­чи­тель­ные изъ­я­ны, и сна­ча­ла он был оце­нен Ге­м­мо­ло­ги­че­ским ин­сти­ту­том Аме­ри­ки (GIA) как бри­л­ли­ант на­сы­щен­но­го ро­зо­во­го цве­та. Он был про­дан Гар­ри Уин­сто­ном (Harry Winston) в 1950-х го­дах част­но­му кол­лек­ци­о­не­ру. Он оста­вал­ся в част­ных ру­ках до тех пор, по­ка в 2010 го­ду не был вы­став­лен на аук­ци­он и не был при­об­ре­тен Ло­у­рен­сом Гра­ф­фом (Laurence Graff). Графф про­вел по­в­тор­ную огран­ку бри­л­ли­ан­та для уда­ле­ния изъ­я­нов и, по­те­ряв в ве­се бри­л­ли­ан­та 0,90 ка­ра­та, по­лу­чил бри­л­ли­ант яр­ко-ро­зо­во­го цве­та без внут­рен­них изъ­я­нов, ко­то­рый вско­ре был пе­ре­и­ме­но­ван в Graff Pink.

Са­мым кру­п­ным из­ве­ст­ным бри­л­ли­ан­том фан­та­зий­но­го яр­ко-ро­зо­во­го цве­та яв­ля­ет­ся бри­л­ли­ант Pink Dream (Ро­зо­вая меч­та) ве­сом в 59,60 ка­ра­та без внут­рен­них изъ­я­нов оваль­ной огран­ки. Ал­маз, из ко­то­ро­го был по­лу­чен Pink Dream, ве­сил 132,50 ка­ра­та и был до­быт ко­м­па­ни­ей De Beers в ЮАР в 1999 го­ду. Он был при­об­ре­тен груп­пой Steinmetz и по­с­ле дли­тель­но­го и осто­ро­ж­но­го про­цес­са огран­ки по­яви­л­ся в 2003 го­ду как бри­л­ли­ант Steinmetz Pink (Ш­тей­н­мец Ро­зо­вый).

С­на­ча­ла на­зван­ный Pink Star (Ро­зо­вая звез­да), а за­тем Steinmetz Pink, бри­л­ли­ант был вы­став­лен на аук­ци­он в 2013 го­ду, и пред­по­ла­га­лось, что его ку­пят за ре­кор­д­ную це­ну в $83,2. Но в ко­неч­ном ито­ге он не был про­дан и остал­ся в соб­ствен­но­сти аук­ци­он­но­го до­ма Sotheby’s. В июне это­го го­да Sotheby’s объ­явил, что он вме­сте с дву­мя ко­м­па­ни­я­ми, Diacore и Mellen Inc., бу­дут кол­лек­тив­но вла­деть этим ка­м­нем, ко­то­рый по до­ку­мен­там Sotheby’s оце­нен в $72 ми­л­ли­о­на.

Бри­л­ли­ант Martian Pink (Мар­си­ан­ский ро­зо­вый) ве­сом в 12,04 ка­ра­та яв­ля­ет­ся не­о­бы­ч­ным, так как име­ет кру­г­лую огран­ку «бри­л­ли­ант». Посколь­ку кру­г­лая огран­ка яв­ля­ет­ся са­мой рас­про­стра­нен­ной для бе­лых бри­л­ли­ан­тов, не­о­бы­ч­но ви­деть та­кую огран­ку у бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­ных цве­тов, так как с по­мо­щью фан­та­зий­ных огра­нок обы­ч­но до­сти­га­ет­ся луч­шая на­сы­щен­ность цве­та.

Бри­л­ли­ант Martian Pink был так на­зван в 1976 го­ду Ро­наль­дом Уин­сто­ном (Ronald Winston), сы­ном Гар­ри Уин­сто­на. Бри­л­ли­ант был вы­став­лен в 2012 го­ду на тор­ги на аук­ци­о­не Christie’s в Гон­кон­ге и про­дан ано­ни­м­но­му участ­ни­ку аук­ци­о­на за $17,4 млн, вдвое вы­ше пред­про­да­ж­ной оцен­ки. На аук­ци­о­не фа­к­ти­че­ски раз­вер­ну­лась борь­ба ме­ж­ду дву­мя участ­ни­ка­ми, длив­ша­я­ся свы­ше де­ся­ти ми­нут.

Так как в бли­жай­шие го­ды со­кра­ти­т­ся пред­ло­же­ние ро­зо­вых бри­л­ли­ан­тов, нас не дол­жен удив­лять даль­ней­ший рост цен на эти дра­го­цен­ные ка­м­ни вви­ду эко­но­ми­че­ских ас­пе­к­тов ред­ко­сти. Ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты об­ла­да­ют боль­шой при­в­ле­ка­тель­но­стью и яв­ля­ют­ся од­ни­ми из са­мых пре­крас­ных су­ще­ству­ю­щих дра­го­цен­ных ка­м­ней.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->