Правительство утвердило Концепцию развития ювелирной промышленности КР до 2018 года.
Как сообщается, в Кыргызстане в настоящее время насчитывается около 255 месторождений золота, общие запасы которых составляют 2 тысячи 149 тонн. Основная часть золота добывается на высокогорном руднике Кумтор, который по добыче золота занимает 3-е место в СНГ и 22-е в мире. В последние годы добыча золота устойчиво сохраняется на уровне 18-20 тонн в год.
«Динамичное развитие и подъем ювелирной отрасли отмечались с 1998 по 2009 год. В течение последних семи лет наблюдается спад производства ювелирных изделий из драгметаллов отечественного производства и, соответственно, значительный рост импорта ювелирных изделий. К примеру, отечественное производство изделий из серебра в 2015 году по сравнению с 2009-м упало в 2,2 раза, при этом импорт за этот же период вырос в 28 раз. Объем отечественного производства изделий из золота в 2015-м по сравнению с 2009-м упал в 2,9 раза, в то время как импорт в эти годы вырос в 50 раз. Его увеличение привело к резкому сокращению экспорта и вытеснению с рынка ювелирных изделий местных производителей, что создало угрозу потери в будущем ювелирной промышленности», - отмечается в концепции.
Экспорт отечественной ювелирной продукции составляет менее 5 процентов от общего объема произведенной продукции. В теневом обороте этот показатель значительно выше. По официальным данным Департамента драгоценных металлов при Минфине, в 2015 году ювелирную промышленность КР представляли 594 субъекта предпринимательства, в том числе 156 юридических и 438 физических лиц, 14 специализированных ювелирных магазинов, более 1,5 тысячи человек, занятых в производстве и торговле ювелирными изделиями.
В документе перечислены сдерживающие факторы развития ювелирной промышленности. Это:
- неконкурентоспособность отечественных ювелирных предприятий из-за более высокой себестоимости их продукции по сравнению с изделиями зарубежных производителей;
- высокая цена на аффинированное золото в виде сырья;
- недостаточная защита рынка страны от импорта и подпольного производства, который составляет более 70 процентов годового объема розничных продаж;
- существующий технический и технологический уровень производства, не позволяющий внедрять новые сложные дизайн-модели украшений;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров по рабочим специальностям для ювелирной промышленности;
- низкий уровень обеспеченности ювелирными камнями;
- недостаточное продвижение отечественных торговых марок (брендов) на внутреннем и внешних рынках.
Концепция направлена на формирование благоприятных условий для развития и повышение конкурентоспособности предприятий ювелирной отрасли, удовлетворение потребностей внутреннего рынка, увеличение экспорта продукции и создание рабочих мест. Основные ее цели - легализация теневого оборота на рынке драгметаллов и драгкамней, развитие внутренней сырьевой базы для обеспечения отечественных производителей и другое.