Росфинмониторинг: порядок проведения проверки

Раздел: Власть
17 мая 2016 г.

Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ

Фе­де­раль­ная слу­ж­ба по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу 13 мая 2016 г. вы­пу­сти­ла Ин­фор­ма­ци­он­ное пись­мо №52 «О по­ряд­ке пред­став­ле­ния све­де­ний о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства (за ис­клю­че­ни­ем кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций)».

В пись­ме Рос­фин­мо­ни­то­ринг да­ет от­ве­ты на во­про­сы, ко­то­рые дав­но вол­ну­ют юве­ли­р­ное со­об­ще­ство и экс­пе­р­тов по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу. Речь идет о по­ряд­ке про­ве­де­ния про­вер­ки сре­ди кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и пред­став­ле­нии в Рос­фин­мо­ни­то­ринг ин­фор­ма­ции, так на­зы­ва­е­мо­го «к­вар­таль­но­го» от­че­та о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ной про­вер­ки, ко­то­рый на­прав­ля­ет­ся по фор­ме 3-ФМ че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га или с по­мо­щью АРМ «Ор­га­ни­за­ция-М».

На­по­м­ним чи­та­те­лям, что со­глас­но пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – Фе­де­раль­ный за­кон №115-ФЗ) ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли (да­лее – ор­га­ни­за­ции (ИП)) обя­за­ны не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства (да­лее – про­вер­ка), и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Ука­за­н­ный по­ря­док уста­но­в­лен По­ло­же­ни­ем о пред­став­ле­нии ин­фор­ма­ции в Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми и на­прав­ле­нии Фе­де­раль­ной слу­ж­бой по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу за­про­сов в ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям, утвер­ж­ден­ным по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 19.03.2014 №209.

В со­о­т­вет­ствии с гла­вой VII Ин­струк­ции о пред­став­ле­нии в Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ин­фор­ма­ции, пре­ду­смо­т­рен­ной Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма», утвер­ж­ден­ной при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом от 22.04.2015 г. №110, све­де­ния о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки пред­став­ля­ют­ся в упол­но­мо­чен­ный ор­ган в ви­де фор­ма­ли­зо­ван­но­го элек­трон­но­го со­об­ще­ния ФЭС 3-ФМ.

В пись­ме Рос­фин­мо­ни­то­ринг да­ет сле­ду­ю­щие по­яс­не­ния:

1. В от­но­ше­нии ко­го дол­ж­на про­во­дить­ся про­вер­ка в со­о­т­вет­ствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ?

В со­о­т­вет­ствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие ­сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ опре­де­ля­ет кли­ен­та как фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, на­хо­дя­ще­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством.
При этом про­вер­ке под­ле­жат кли­ен­ты, с ко­то­ры­ми за­клю­ча­лись как ра­зо­вые сдел­ки, так и уста­нав­ли­ва­лись де­ло­вые от­но­ше­ния, пред­по­ла­га­ю­щие осу­ще­ств­ле­ние бо­лее чем од­ной опе­ра­ции (сдел­ки).

2. Не­об­хо­ди­мо ли на­прав­лять от­чет по фор­ме ФЭС 3-ФМ ка­ж­дый раз, ко­г­да вы­хо­дит но­вый пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му в том чис­ле при на­ли­чии по­сту­пив­ше­го в упол­но­мо­чен­ный ор­ган от ко­м­пе­тен­т­но­го ор­га­на ино­стран­но­го го­су­дар­ства об­ра­ще­ния о воз­мо­ж­ной при­част­но­сти ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­го ли­ца к тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти (в том чис­ле к фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма), ме­ж­ве­до­м­ствен­ным ко­ор­ди­на­ци­он­ным ор­га­ном, осу­ще­ств­ля­ю­щим фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, мо­жет быть при­ня­то ре­ше­ние о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства ука­за­н­ных ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­го ли­ца.

В со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ ор­га­ни­за­ция (ИП) ­не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца обя­за­ны про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган.
При этом ор­га­ни­за­ция (ИП) уста­нав­ли­ва­ет пе­ри­о­ди­ч­ность на­прав­ле­ния све­де­ний о ре­зуль­та­тах про­вер­ки по фор­ме ФЭС 3-ФМ в пра­ви­лах внут­рен­не­го кон­тро­ля (да­лее – ПВК) са­мо­сто­я­тель­но, но не ре­же, чем 1 раз в 3 ме­ся­ца.

В­ме­сте с тем, в це­лях оп­ти­ми­за­ции на­прав­ле­ния све­де­ний о ре­зуль­та­тах про­вер­ки по фор­ме ФЭС 3-ФМ ре­ко­мен­ду­ем ­вы­стро­ить на­прав­ле­ние от­че­та 1 раз в квар­тал.

На­при­мер.
Ор­га­ни­за­ция на­ча­ла осу­ще­ств­лять де­я­тель­ность с 01.05.2015. Первую про­вер­ку це­ле­со­об­раз­но про­ве­сти за пе­ри­од с 01.05.2015 по 30.06.2015. Сле­ду­ю­щий про­ве­роч­ный пе­ри­од бу­дет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.

При этом, учи­ты­вая еже­не­дель­ное об­но­в­ле­ние Пе­реч­ня, у ор­га­ни­за­ций (ИП) су­ще­ству­ет обя­за­н­ность на по­сто­ян­ной ос­но­ве осу­ще­ств­лять ра­бо­ту с ука­за­н­ным Пе­реч­нем в це­лях сво­е­вре­мен­но­го ис­пол­не­ния обя­за­н­но­стей, пре­ду­смо­т­рен­ных под­пун­к­том 6 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ.

3. Не­об­хо­ди­мо ли пред­став­лять от­чет по фор­ме ФЭС 3-ФМ в Рос­фин­мо­ни­то­ринг в слу­чае не­вы­яв­ле­ния кли­ен­тов, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства?

В со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны ин­фор­ми­ро­вать упол­но­мо­чен­ный ор­ган о ре­зуль­та­тах про­вер­ки.

При этом ука­за­н­ная ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет­ся ­не­за­ви­си­мо от вы­яв­ле­ния или не­вы­яв­ле­ния в ре­зуль­та­те про­ве­ден­ной про­вер­ки кли­ен­тов, ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, но не при­ме­ня­лись.

4. Не­об­хо­ди­мо ли пред­став­лять от­чет по фор­ме ФЭС 3-ФМ в слу­чае, ес­ли в про­ве­ря­е­мом пе­ри­о­де ор­га­ни­за­ци­ей или ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем де­я­тель­ность не осу­ще­ств­ля­лась?

По на­ше­му мне­нию, по­ка ор­га­ни­за­ция (ИП) яв­ля­ет­ся дей­ству­ю­щей­(им) (не ли­к­ви­ди­ро­ва­ны в уста­но­в­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке), субъ­ект обя­зан ис­пол­нять все тре­бо­ва­ния Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ. При этом не­о­су­ще­ств­ле­ние де­я­тель­но­сти не яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для не­ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­ния до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма (ПОД/ФТ), в том чис­ле в ча­сти пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции о ре­зуль­та­тах про­вер­ки.

В этой свя­зи, в слу­чае вре­мен­но­го не­о­су­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти, про­вер­ка про­во­ди­т­ся в по­ряд­ке, опре­де­лен­ном ПВК ор­га­ни­за­ции (ИП). При фор­ми­ро­ва­нии ФЭС 3-ФМ по­ка­за­те­ли фор­мы бу­дут иметь зна­че­ние «0».

5. Ка­ким об­ра­зом сле­ду­ет про­во­дить про­вер­ку сре­ди сво­их кли­ен­тов фи­зи­че­ских лиц, в слу­чае ес­ли в от­но­ше­нии них не про­во­ди­лась иден­ти­фи­ка­ция в со­о­т­вет­ствии с пун­к­та­ми 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ?

При фор­ми­ро­ва­нии ФЭС 3-ФМ в по­ка­за­те­ле «Ко­ли­че­ство кли­ен­тов» учи­ты­ва­ют­ся ­в­се кли­ен­ты – ор­га­ни­за­ции и фи­зи­че­ские ли­ца, на­хо­дя­щи­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, с ко­то­ры­ми за­клю­ча­лись как ра­зо­вые сдел­ки, так и уста­нав­ли­ва­лись де­ло­вые от­но­ше­ния, пред­по­ла­га­ю­щие осу­ще­ств­ле­ние бо­лее чем од­ной опе­ра­ции (сдел­ки).

При этом об­ра­ща­ем вни­ма­ние, что в со­о­т­вет­ствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ иден­ти­фи­ка­ция фи­зи­че­ских лиц про­во­ди­т­ся, ес­ли у ра­бо­т­ни­ков ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что дан­ная опе­ра­ция осу­ще­ств­ля­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма.

Та­ким об­ра­зом, с мо­мен­та вы­хо­да ука­за­н­но­го пись­ма Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся ре­ко­мен­да­ци­я­ми Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, из­ло­жен­ны­ми в Пись­ме. Осо­бен­но сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на то, что со­об­ще­ние о ре­зуль­та­тах про­вер­ки не­об­хо­ди­мо на­прав­лять да­же в слу­чае от­сут­ствия кли­ен­тов на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции (ИП) в про­ве­ря­е­мом пе­ри­о­де, или в слу­чае не­о­су­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ци­ей (ИП). Кро­ме то­го в со­об­ще­ние не­об­хо­ди­мо вклю­чать всех кли­ен­тов, не­за­ви­си­мо от то­го, про­во­ди­лась ли иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та в про­ве­ря­е­мом пе­ри­о­де или не про­во­ди­лась. На­при­мер, в слу­чае роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, в со­об­ще­ние не­об­хо­ди­мо вклю­чать всех по­ку­па­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий без ис­клю­че­ний, т.е. да­же тех лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых иден­ти­фи­ка­ция не про­во­ди­т­ся при по­ку­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на су­м­му, не пре­вы­ша­ю­щую 40 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 40 000 руб­лей, а та­к­же при ис­поль­зо­ва­нии пе­р­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го элек­трон­но­го сред­ства пла­те­жа для со­вер­ше­ния по­ку­п­ки фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­цу на су­м­му, не пре­вы­ша­ю­щую 100 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 100 000 руб­лей.

Во­про­сы экс­пе­р­ту по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу мо­ж­но за­дать, на­пи­сав на элек­трон­ную по­чту oootlt@mail.ru.

О пред­став­ле­нии ин­фор­ма­ции по фор­ме 3-ФМ и фор­ми­ро­ва­нии со­об­ще­ния мы уже пи­са­ли ра­нее. С ма­те­ри­а­лом мо­ж­но озна­ко­мить­ся з­десь­.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->