Нормативная база:
1. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
2. Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (ред. от 17.10.2015) "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности";
3. Приказ Минфина РФ от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении";
4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (раздел 7).
Многие из этих актов претерпели изменения в 2015 году, но заверю вас, что данные изменения практически не затронули учет драгоценных камней, в этих актах обязанность по нему для субъектов оборота ювелирных изделий (драгоценных металлов и драгоценных камней) была всегда.
Преамбула 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указывает, что он устанавливает «правовые основы регулирования отношений, возникающих в области драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, в том числе определяет условия функционирования рынка драгоценных камней, определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления». Кажется, что данная формулировка не относится к ювелирным ломбардам и ювелирным магазинам (?!) – это не так это формулировка части закона из которой исключен оборот «драгоценные металлы», чтобы можно было увидеть и второй полноценный объект учета «драгоценные камни».
Закон определяет, что «драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг … К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования», ст. 22 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указывает «Использование и обращение … драгоценных камней осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации…совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены не допускается».
Уточненные в 2015 году Правила продажи ювелирных изделий также конкретизировали требования к продаже изделий с драгоценными камнями:
В силу своей профессиональной деятельности я достаточно часто посещаю ювелирные магазины и ломбард, но соблюдение указанных требований за последние полгода встречала крайне редко, продавцы часто жалуются на поставщиков (которые не предоставляют данные по драгоценным камням), а ломбарды на незнание и неумение оформлять драгоценные камни или изделия к ним в продажу. У ломбардов и магазинов есть заблуждение о том, что если принятое в ломбард/магазин ювелирное изделие с драгоценным камнем/камнями назвать фианитом/не определить/никак не назвать/назвать не верно - то нарушения не возникнет. К сожалению, это не так. Кодекс об административных правонарушениях выделяет 2 статьи:
Не знание в данном случае не освобождает от ответственности, проверки в данном случае осуществляет – Прокуратура (ее территориальные подразделения), Государственные инспекции пробирного надзора, Роспотребнадзор.
Учет драгоценных камней должен обеспечивать: своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении, составление отчета о движении драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом; достоверность данных в составляемых формах отчетности. Что же предполагает учет драгоценных камней на практике, информация об особенностях учета в полной мере есть в инструкции и правилах, обратив ваше внимание лишь на ряд моментов:
Ломбарды и ювелирные магазины должны учитывать поступающие к ним драгоценные камни, как это предусмотрено законом, как поступающие от залогодателя для ломбардов, так и от поставщика для магазинов. Не знание правил диагностики и оценки драгоценных камней не освобождает от данного обязательства. Судебная практика показывает существенное увеличение динамики привлечения к ответственности в частности по ст.19.14 КоАП РФ как продавцов, товароведов так и руководителей предприятий.
АНО ДПО «Уральский ювелирный центр»
В Законе 41-ФЗ нет определений, что такое "способ обработки, изменивший качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня" (огранка - тоже способ обработки, который все изменяет; а то, что алмаз огранен, указано в названии - Кр57), что такое "материал искусственного происхождения, обладающий характеристиками (свойствами) драгоценных камней" (красная пластмасса обладает свойством рубина - красный цвет, нужно писать на бирке, что пластмассовая вставка не является драгоценным камнем?).
Нужно сначала Закон №41-ФЗ доработать, а только потом Постановление №55. Как вы считаете?