Как удалось подсмотреть в одной из мастерских, процесс создания изделия из перегородчатой эмали состоит из нескольких этапов. В первую очередь, нужно на металлическую пластину (она может быть из драгоценных металлов, а может быть из мельхиора или меди) нанести контур будущего изображения. Затем на него крепятся тончайшие металлические перегородки. Эти перегородки образуют ячейки. Каждую такую ячейку художник заполняет эмалью разного цвета, обжигает изделие в специальной печи, а потом шлифует и полирует.
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Процесс насадки перегородки на металл, особенно если узор сложный, довольно трудоeмкий. И если на создание одних украшений может уйти несколько дней, для других нужны месяцы. Эту филигранную работу можно сравнить с работой нейрохирурга.
Flickr/ Ronan Shenhav
Как сделать отдых в Грузии незабываемым
Мастерских по производству изделий из перегородчатой эмали сегодня в Грузии не просто много, а очень много. Выпускники художественных академий, перепробовав себя в самых разных ипостасях, часто останавливаются именно на перегородчатой эмали.
"На сегодняшний день занятие перегородчатой эмалью для меня лично является основным источником дохода, — рассказывает специалист одной из тбилисских мастерских Эка Жижилашвили. — Но вы не думайте, что нами движет только материальный интерес. Вот если мне сегодня предложат какой-нибудь другой вид заработка, притом не менее прибыльный, думаете, пойду? Даже не подумаю. Я просто не могу этим не заниматься. Мы же художники. Да, это приносит нам доход. Но это и реализация творческого потенциала. Ну, как можно сказать художнику – знаешь, ты не пиши больше картины, мы тебе заплатим больше за проектирование домов", — говорит Эка.
© Sputnik/ Alexander Imedashvili
Туристы выбирают украшения из перегородчатой эмали
Пальму первенства среди всех остальных ювелирных изделий перегородчатая эмаль в Грузии за собой удерживает уже лет десять. Именно в это время в нас заговорила былая страсть к эмали. В Грузии начали открываться мастерские, возрождаться технологии.
История перегородчатой эмали в Грузии уходит далеко в историю. Как утверждают специалисты, первые изделия из эмали, обнаруженные на территории Грузии, датируются вторым веком нашей эры. Традиционно тогда изделиями из перегородчатой эмали занимались в Грузии и Византии. Позже, в XI веке, это ювелирное искусство доходит до Киевской Руси.
В Грузии над возрождением старых технологий по производству перегородчатой эмали работает научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили Эрмиле Маградзе. На изучение традиционной технологии он потратил более 40 лет своей жизни. На вопрос, какая из технологий лучше, говорит: "Это не плохо и не хорошо, просто это совершенно другие технологии. То, чем занимаюсь я, и на изучение чего потратил всю жизнь, кардинально отличается от современной технологии. Да и то, что сегодня называют перегородчатой эмалью, не совсем правильно. Это все равно, что я вам скажу – приготовлю хачапури, но в начинку положу не сыр, а лобио".
Для изготовления изделий из перегородчатой эмали сегодня, в основном, используется серебро. Наши предки предпочитали работать на золоте, притом самой высокой пробы. Дело в том, что у серебра и золота — разные коэффициенты плавления. У серебра он гораздо выше. Оба металла по-разному входят в реакцию с эмалью. То есть, серебро менее совместимо с эмалью, чем золото.
© Sputnik/ Alexander Imedashvili
Украшения из перегородчатой эмали
При соединении золота с эмалью меньше опасности образования трещин и разрыва эмали. А вот с серебром дело обстоит иначе. Если не подстраховаться, то изделие может испортиться. Во избежание производственных проколов, современные мастера используют технику так называемой контр-эмали. Серебро посыпают эмалью и обжигают. Делается это для прочности основания. А потом уже наносят другой слой эмали.
"Есть у сегодняшней технологии и другая особенность, — рассказывает мастер. — В старину мастера, создавая изделия, обязательно припаивали перегородки к основанию. В современных мастерских перегородки не спаивают с основанием, их крепят слоем той же эмали. После заливки в ячейки, образованные перегородками, их ставят в печь. И расплавленная эмаль удерживает перегородки".
К тем же отличиям, по словам мастера, относится и толщина эмали. В древних изделиях она составляла 3 или, как минимум, 1 миллиметр. Стандарты сегодняшней толщины — 0,5 миллиметров. Впрочем, краски (стекловидная масса, которая при плавлении твердеет и образует эмаль), которые завозятся из Европы, рассчитаны именно тонкую основу. Европейская эмаль работает в других цветах и слоях, у неe другое звучание.
"Я работаю только с натуральными камнями, как и положено по древней технологии. Основной материал — это кварцит, горный хрусталь. Нахожу осколки горного хрусталя и из него готовлю стекло. К этому добавляются различные красящие вещества, металлы, их оксиды, и я получаю цвета, которые использую уже годы. А использую цветовую палитру 12 камней-самоцветов, которые называют "библейскими камнями". И ещe, для средневековой эмали характерны трещины, — продолжает учeный. — После тепловой обработки она часто трескалась, и на поверхности появлялись пузырьки. Но в древности это не воспринималось дефектом. Более того, считалось нормой".
© Sputnik/ Alexander Imedashvili
Украшения из перегородчатой эмали
Древние технологии канули в лета после XV века. Виною тому падение Византии и пробуждение в человечестве прагматизма.
"До VX века ювелиры не придавали особого значения форме и обработке камня или драгоценного метала. Они старались все оставлять в первозданном виде. Начиная же с XV века человек начинает обработку минералов, придавая им геометрические формы. Разве допустили хотя бы незначительное отклонение от идеальных форм великие мастера Фаберже? Европейская эмаль становится очень тонкой, чтобы довести до минимума дефекты работы. Поэтому работы этой эпохи и выглядят так хрупко идеально", — заключает мастер.
Возвращение к традиционным технологиям, как говорит Маградзе, происходит через определeнное время. Это своеобразное переосмысление ценностей. Мы надеваем побрякушки, удовлетворяем своe стремление к красоте, а потом проходит время, и мы понимаем, что все это мишура, а подлинная ценность — в другом. Это, как если время пройдeт, и ты вдруг обнаружишь, что дедушкина чоха — самая хорошая, и саблю его отливали из другой, более качественной стали…