Секреты ювелиров: грузинская эмаль - минанкари

Раздел: Рынки
26 апреля 2016 г.

Мо­жет быть, бри­л­ли­ан­ты где-то и счи­та­ют­ся луч­ши­ми дру­зья­ми де­ву­шек. Но толь­ко не в Гру­зии. Здесь тра­ди­ци­он­но мо­да на ав­тор­скую пе­ре­го­род­ча­тую эмаль – ми­нан­ка­ри. Эти укра­ше­ния и род­нее, и мод­нее, и са­мо­бы­т­нее всех осталь­ных. Их и на свет­ский ра­ут на­деть по­чет­но, и на дру­же­скую ве­че­рин­ку. А в по­да­рок пре­под­не­сти – аб­со­лют­ное по­па­да­ние. При­том, в лю­бом из са­ло­нов-­ма­стер­ских мо­ж­но не толь­ко при­об­ре­сти цвет­ное чу­до, но и по­лу­чить ма­стер-класс от спе­ци­а­ли­стов сво­е­го де­ла.

Юве­ли­р­ная ней­ро­хи­рур­ги­я

Как уда­лось под­смо­т­реть в од­ной из ма­стер­ских, про­цесс со­з­да­ния из­де­лия из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли со­сто­ит из не­сколь­ких эта­пов. В первую оче­редь, ну­ж­но на ме­тал­ли­че­скую пла­сти­ну (о­на мо­жет быть из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а мо­жет быть из мель­хи­о­ра или ме­ди) на­не­сти кон­тур бу­ду­ще­го изоб­ра­же­ния. За­тем на не­го кре­пят­ся тон­чай­шие ме­тал­ли­че­ские пе­ре­го­род­ки. Эти пе­ре­го­род­ки об­ра­зу­ют ячей­ки. Ка­ж­дую та­кую ячей­ку ху­до­ж­ник за­пол­ня­ет эма­лью раз­но­го цве­та, об­жи­га­ет из­де­лие в спе­ци­аль­ной пе­чи, а по­том шли­фу­ет и по­ли­ру­ет.

Но не все так про­сто, как мо­жет по­ка­зать­ся на пе­р­вый взгляд. Про­цесс на­са­д­ки пе­ре­го­род­ки на ме­талл, осо­бен­но ес­ли узор сло­ж­ный, до­воль­но тру­доe­м­кий. И ес­ли на со­з­да­ние од­них укра­ше­ний мо­жет уй­ти не­сколь­ко дней, для дру­гих ну­ж­ны ме­ся­цы. Эту фи­ли­гран­ную ра­бо­ту мо­ж­но срав­нить с ра­бо­той ней­ро­хи­рур­га.

Flickr/ Ronan Shenhav

Как сде­лать от­дых в Гру­зии не­за­бы­ва­е­мы­м­

Мастер­ских по про­из­вод­ству из­де­лий из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли се­го­д­ня в Гру­зии не про­сто мно­го, а очень мно­го. Вы­пуск­ни­ки ху­до­же­ствен­ных ака­де­мий, пе­ре­про­бо­вав се­бя в са­мых раз­ных ипо­ста­сях, ча­сто оста­нав­ли­ва­ют­ся имен­но на пе­ре­го­род­ча­той эма­ли.

"На се­го­д­ня­ш­ний день за­ня­тие пе­ре­го­род­ча­той эма­лью для ме­ня ли­ч­но яв­ля­ет­ся ос­но­в­ным ис­точ­ни­ком до­хо­да, — рас­ска­зы­ва­ет спе­ци­а­лист од­ной из тби­лис­ских ма­стер­ских Эка Жи­жи­ла­шви­ли. — Но вы не ду­май­те, что на­ми дви­жет толь­ко ма­те­ри­аль­ный ин­те­рес. Вот ес­ли мне се­го­д­ня пред­ло­жат ка­кой-­ни­будь дру­гой вид за­ра­бо­т­ка, при­том не ме­нее при­быль­ный, ду­ма­е­те, пой­ду? Да­же не по­ду­маю. Я про­сто не мо­гу этим не за­ни­мать­ся. Мы же ху­до­ж­ни­ки. Да, это при­но­сит нам до­ход. Но это и ре­а­ли­за­ция твор­че­ско­го по­тен­ци­а­ла. Ну, как мо­ж­но ска­зать ху­до­ж­ни­ку – зна­ешь, ты не пи­ши боль­ше кар­ти­ны, мы те­бе за­пла­тим боль­ше за про­ек­ти­ро­ва­ние до­мо­в", — го­во­рит Эка.

© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Ту­ри­сты вы­би­ра­ют укра­ше­ния из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли

Чем ха­ча­пу­ри от­ли­ча­ет­ся от ло­би­а­ни и ста­рые тех­но­ло­гии — от но­вы­х

Паль­му пе­р­вен­ства сре­ди всех осталь­ных юве­ли­р­ных из­де­лий пе­ре­го­род­ча­тая эмаль в Гру­зии за со­бой удер­жи­ва­ет уже лет де­ся­ть. Имен­но в это вре­мя в нас за­го­во­ри­ла бы­лая страсть к эма­ли. В Гру­зии на­ча­ли от­кры­вать­ся ма­стер­ские, воз­ро­ж­дать­ся тех­но­ло­гии.

Исто­рия пе­ре­го­род­ча­той эма­ли в Гру­зии ухо­дит да­ле­ко в ис­то­рию. Как утвер­ж­да­ют спе­ци­а­ли­сты, пе­р­вые из­де­лия из эма­ли, об­на­ру­жен­ные на тер­ри­то­рии Гру­зии, да­ти­ру­ют­ся вто­рым ве­ком на­шей эры. Тра­ди­ци­он­но то­г­да из­де­ли­я­ми из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли за­ни­ма­лись в Гру­зии и Ви­за­н­тии. Поз­же, в XI ве­ке, это юве­ли­р­ное ис­кус­ство до­хо­дит до Ки­ев­ской Ру­си.

В Гру­зии над воз­ро­ж­де­ни­ем ста­рых тех­но­ло­гий по про­из­вод­ству пе­ре­го­род­ча­той эма­ли ра­бо­та­ет на­уч­ный со­труд­ник му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. Шал­вы Ами­ра­на­шви­ли Эр­ми­ле Ма­гра­д­зе. На изу­че­ние тра­ди­ци­он­ной тех­но­ло­гии он по­тра­тил бо­лее 40 лет сво­ей жиз­ни. На во­прос, ка­кая из тех­но­ло­гий луч­ше, го­во­рит: "Это не пло­хо и не хо­ро­шо, про­сто это со­вер­шен­но дру­гие тех­но­ло­гии. То, чем за­ни­ма­юсь я, и на изу­че­ние че­го по­тра­тил всю жиз­нь, кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии. Да и то, что се­го­д­ня на­зы­ва­ют пе­ре­го­род­ча­той эма­лью, не со­в­сем пра­виль­но. Это все рав­но, что я вам ска­жу – при­го­то­в­лю ха­ча­пу­ри, но в на­чин­ку по­ло­жу не сыр, а ло­био".

Д­ля из­го­то­в­ле­ния из­де­лий из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли се­год­ня, в ос­но­в­ном, ис­поль­зу­ет­ся се­ре­бро. На­ши пред­ки пред­по­чи­та­ли ра­бо­тать на зо­ло­те, при­том са­мой вы­со­кой про­бы. Де­ло в том, что у се­реб­ра и зо­ло­та — раз­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты плав­ле­ния. У се­реб­ра он го­раз­до вы­ше. Оба ме­тал­ла по-раз­но­му вхо­дят в ре­а­к­цию с эма­лью. То есть, се­реб­ро ме­нее со­в­ме­сти­мо с эма­лью, чем зо­ло­то.

© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Укра­ше­ния из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли

При со­е­ди­не­нии зо­ло­та с эма­лью мень­ше опас­но­сти об­ра­зо­ва­ния тре­щин и раз­ры­ва эма­ли. А вот с се­реб­ром де­ло об­сто­ит ина­че. Ес­ли не под­стра­хо­вать­ся, то из­де­лие мо­жет ис­пор­тить­ся. Во из­бе­жа­ние про­из­вод­ствен­ных про­ко­лов, со­вре­мен­ные ма­сте­ра ис­поль­зу­ют тех­ни­ку так на­зы­ва­е­мой кон­тр-­э­ма­ли. Се­ре­б­ро по­сы­па­ют эма­лью и об­жи­га­ют. Де­ла­ет­ся это для проч­но­сти ос­но­ва­ния. А по­том уже на­но­сят дру­гой слой эма­ли.

"Есть у се­го­д­ня­ш­ней тех­но­ло­гии и дру­гая осо­бен­но­сть, — рас­ска­зы­ва­ет ма­стер. — В ста­ри­ну ма­сте­ра, со­з­да­вая из­де­лия, обя­за­тель­но при­па­и­ва­ли пе­ре­го­род­ки к ос­но­ва­нию. В со­вре­мен­ных ма­стер­ских пе­ре­го­род­ки не спа­и­ва­ют с ос­но­ва­ни­ем, их кре­пят сло­ем той же эма­ли. По­с­ле за­лив­ки в ячей­ки, об­ра­зо­ван­ные пе­ре­го­род­ка­ми, их ста­вят в пе­чь. И рас­плав­лен­ная эмаль удер­жи­ва­ет пе­ре­го­род­ки".

К тем же от­ли­чи­ям, по сло­вам ма­сте­ра, от­но­си­т­ся и тол­щи­на эма­ли. В древ­них из­де­ли­ях она со­став­ля­ла 3 или, как ми­ни­мум, 1 ми­л­ли­метр. Стан­дар­ты се­го­д­ня­ш­ней тол­щи­ны — 0,5 ми­л­ли­мет­ров. Впро­чем, крас­ки (стек­ло­вид­ная мас­са, ко­то­рая при плав­ле­нии твер­де­ет и об­ра­зу­ет эмаль), ко­то­рые за­во­зят­ся из Ев­ро­пы, рас­с­чи­та­ны имен­но тон­кую ос­но­ву. Ев­ро­пей­ская эмаль ра­бо­та­ет в дру­гих цве­тах и сло­ях, у неe дру­гое зву­ча­ние.

"Я ра­бо­таю толь­ко с на­ту­раль­ны­ми ка­м­ня­ми, как и по­ло­же­но по древ­ней тех­но­ло­гии. Ос­но­в­ной ма­те­ри­ал — это квар­цит, гор­ный хру­сталь. На­хо­жу оскол­ки гор­но­го хру­ста­ля и из не­го го­то­в­лю стек­ло. К это­му до­бав­ля­ют­ся раз­ли­ч­ные кра­ся­щие ве­ще­ства, ме­тал­лы, их ок­си­ды, и я по­лу­чаю цве­та, ко­то­рые ис­поль­зую уже го­ды. А ис­поль­зую цве­то­вую па­ли­т­ру 12 ка­м­ней-­са­мо­цве­тов, ко­то­рые на­зы­ва­ют "биб­лей­ски­ми ка­м­ня­ми". И ещe, для сред­не­ве­ко­вой эма­ли ха­ра­к­тер­ны тре­щи­ны, — про­дол­жа­ет учe­ный. — По­с­ле те­п­ло­вой об­ра­бо­т­ки она ча­сто трес­ка­лась, и на по­верх­но­сти по­яв­ля­лись пу­зы­рь­ки. Но в древ­но­сти это не вос­при­ни­ма­лось де­фек­том. Бо­лее то­го, счи­та­лось нор­мой".

© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Укра­ше­ния из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли

Древ­ние тех­но­ло­гии и де­ду­ш­ки­на чо­ха

Древ­ние тех­но­ло­гии ка­ну­ли в ле­та по­с­ле XV ве­ка. Ви­ною то­му па­де­ние Ви­за­н­тии и про­бу­ж­де­ние в че­ло­ве­че­стве пра­г­ма­тиз­ма.

"До VX ве­ка юве­ли­ры не при­да­ва­ли осо­бо­го зна­че­ния фор­ме и об­ра­бо­т­ке ка­м­ня или дра­го­цен­но­го ме­та­ла. Они ста­ра­лись все остав­лять в пе­р­во­з­дан­ном ви­де. На­чи­ная же с XV ве­ка че­ло­век на­чи­на­ет об­ра­бо­т­ку ми­не­ра­лов, при­да­вая им гео­мет­ри­че­ские фор­мы. Раз­ве до­пу­сти­ли хо­тя бы не­з­на­чи­тель­ное от­к­ло­не­ние от иде­аль­ных форм ве­ли­кие ма­сте­ра Фа­бер­же? Ев­ро­пей­ская эмаль ста­но­ви­т­ся очень тон­кой, что­бы до­ве­сти до ми­ни­му­ма де­фек­ты ра­бо­ты. По­это­му ра­бо­ты этой эпо­хи и вы­г­ля­дят так хру­п­ко иде­аль­но", — за­клю­ча­ет ма­стер.

Воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, как го­во­рит Ма­гра­д­зе, про­ис­хо­дит че­рез опре­делeн­ное вре­мя. Это сво­е­об­раз­ное пе­ре­осмыс­ле­ние цен­но­стей. Мы на­де­ва­ем по­б­ря­ку­ш­ки, удо­в­ле­тво­ря­ем своe стре­м­ле­ние к кра­со­те, а по­том про­хо­дит вре­мя, и мы по­ни­ма­ем, что все это ми­шу­ра, а под­лин­ная цен­ность — в дру­гом. Это, как ес­ли вре­мя прой­дeт, и ты вдруг об­на­ру­жишь, что де­ду­ш­ки­на чо­ха — са­мая хо­ро­шая, и са­б­лю его от­ли­ва­ли из дру­гой, бо­лее ка­че­ствен­ной ста­ли…

[ sputnik-georgia.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->