Секреты ювелиров: грузинская эмаль - минанкари

Раздел: Рынки
26 апреля 2016 г.

Мо­жет быть, бри­л­ли­ан­ты где-то и счи­та­ют­ся луч­ши­ми дру­зья­ми де­ву­шек. Но толь­ко не в Гру­зии. Здесь тра­ди­ци­он­но мо­да на ав­тор­скую пе­ре­го­род­ча­тую эмаль – ми­нан­ка­ри. Эти укра­ше­ния и род­нее, и мод­нее, и са­мо­бы­т­нее всех осталь­ных. Их и на свет­ский ра­ут на­деть по­чет­но, и на дру­же­скую ве­че­рин­ку. А в по­да­рок пре­под­не­сти – аб­со­лют­ное по­па­да­ние. При­том, в лю­бом из са­ло­нов-­ма­стер­ских мо­ж­но не толь­ко при­об­ре­сти цвет­ное чу­до, но и по­лу­чить ма­стер-класс от спе­ци­а­ли­стов сво­е­го де­ла.

Юве­ли­р­ная ней­ро­хи­рур­ги­я

Как уда­лось под­смо­т­реть в од­ной из ма­стер­ских, про­цесс со­з­да­ния из­де­лия из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли со­сто­ит из не­сколь­ких эта­пов. В первую оче­редь, ну­ж­но на ме­тал­ли­че­скую пла­сти­ну (о­на мо­жет быть из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а мо­жет быть из мель­хи­о­ра или ме­ди) на­не­сти кон­тур бу­ду­ще­го изоб­ра­же­ния. За­тем на не­го кре­пят­ся тон­чай­шие ме­тал­ли­че­ские пе­ре­го­род­ки. Эти пе­ре­го­род­ки об­ра­зу­ют ячей­ки. Ка­ж­дую та­кую ячей­ку ху­до­ж­ник за­пол­ня­ет эма­лью раз­но­го цве­та, об­жи­га­ет из­де­лие в спе­ци­аль­ной пе­чи, а по­том шли­фу­ет и по­ли­ру­ет.

Но не все так про­сто, как мо­жет по­ка­зать­ся на пе­р­вый взгляд. Про­цесс на­са­д­ки пе­ре­го­род­ки на ме­талл, осо­бен­но ес­ли узор сло­ж­ный, до­воль­но тру­доe­м­кий. И ес­ли на со­з­да­ние од­них укра­ше­ний мо­жет уй­ти не­сколь­ко дней, для дру­гих ну­ж­ны ме­ся­цы. Эту фи­ли­гран­ную ра­бо­ту мо­ж­но срав­нить с ра­бо­той ней­ро­хи­рур­га.

Flickr/ Ronan Shenhav

Как сде­лать от­дых в Гру­зии не­за­бы­ва­е­мы­м­

Мастер­ских по про­из­вод­ству из­де­лий из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли се­го­д­ня в Гру­зии не про­сто мно­го, а очень мно­го. Вы­пуск­ни­ки ху­до­же­ствен­ных ака­де­мий, пе­ре­про­бо­вав се­бя в са­мых раз­ных ипо­ста­сях, ча­сто оста­нав­ли­ва­ют­ся имен­но на пе­ре­го­род­ча­той эма­ли.

"На се­го­д­ня­ш­ний день за­ня­тие пе­ре­го­род­ча­той эма­лью для ме­ня ли­ч­но яв­ля­ет­ся ос­но­в­ным ис­точ­ни­ком до­хо­да, — рас­ска­зы­ва­ет спе­ци­а­лист од­ной из тби­лис­ских ма­стер­ских Эка Жи­жи­ла­шви­ли. — Но вы не ду­май­те, что на­ми дви­жет толь­ко ма­те­ри­аль­ный ин­те­рес. Вот ес­ли мне се­го­д­ня пред­ло­жат ка­кой-­ни­будь дру­гой вид за­ра­бо­т­ка, при­том не ме­нее при­быль­ный, ду­ма­е­те, пой­ду? Да­же не по­ду­маю. Я про­сто не мо­гу этим не за­ни­мать­ся. Мы же ху­до­ж­ни­ки. Да, это при­но­сит нам до­ход. Но это и ре­а­ли­за­ция твор­че­ско­го по­тен­ци­а­ла. Ну, как мо­ж­но ска­зать ху­до­ж­ни­ку – зна­ешь, ты не пи­ши боль­ше кар­ти­ны, мы те­бе за­пла­тим боль­ше за про­ек­ти­ро­ва­ние до­мо­в", — го­во­рит Эка.

© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Ту­ри­сты вы­би­ра­ют укра­ше­ния из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли

Чем ха­ча­пу­ри от­ли­ча­ет­ся от ло­би­а­ни и ста­рые тех­но­ло­гии — от но­вы­х

Паль­му пе­р­вен­ства сре­ди всех осталь­ных юве­ли­р­ных из­де­лий пе­ре­го­род­ча­тая эмаль в Гру­зии за со­бой удер­жи­ва­ет уже лет де­ся­ть. Имен­но в это вре­мя в нас за­го­во­ри­ла бы­лая страсть к эма­ли. В Гру­зии на­ча­ли от­кры­вать­ся ма­стер­ские, воз­ро­ж­дать­ся тех­но­ло­гии.

Исто­рия пе­ре­го­род­ча­той эма­ли в Гру­зии ухо­дит да­ле­ко в ис­то­рию. Как утвер­ж­да­ют спе­ци­а­ли­сты, пе­р­вые из­де­лия из эма­ли, об­на­ру­жен­ные на тер­ри­то­рии Гру­зии, да­ти­ру­ют­ся вто­рым ве­ком на­шей эры. Тра­ди­ци­он­но то­г­да из­де­ли­я­ми из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли за­ни­ма­лись в Гру­зии и Ви­за­н­тии. Поз­же, в XI ве­ке, это юве­ли­р­ное ис­кус­ство до­хо­дит до Ки­ев­ской Ру­си.

В Гру­зии над воз­ро­ж­де­ни­ем ста­рых тех­но­ло­гий по про­из­вод­ству пе­ре­го­род­ча­той эма­ли ра­бо­та­ет на­уч­ный со­труд­ник му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. Шал­вы Ами­ра­на­шви­ли Эр­ми­ле Ма­гра­д­зе. На изу­че­ние тра­ди­ци­он­ной тех­но­ло­гии он по­тра­тил бо­лее 40 лет сво­ей жиз­ни. На во­прос, ка­кая из тех­но­ло­гий луч­ше, го­во­рит: "Это не пло­хо и не хо­ро­шо, про­сто это со­вер­шен­но дру­гие тех­но­ло­гии. То, чем за­ни­ма­юсь я, и на изу­че­ние че­го по­тра­тил всю жиз­нь, кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии. Да и то, что се­го­д­ня на­зы­ва­ют пе­ре­го­род­ча­той эма­лью, не со­в­сем пра­виль­но. Это все рав­но, что я вам ска­жу – при­го­то­в­лю ха­ча­пу­ри, но в на­чин­ку по­ло­жу не сыр, а ло­био".

Д­ля из­го­то­в­ле­ния из­де­лий из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли се­год­ня, в ос­но­в­ном, ис­поль­зу­ет­ся се­ре­бро. На­ши пред­ки пред­по­чи­та­ли ра­бо­тать на зо­ло­те, при­том са­мой вы­со­кой про­бы. Де­ло в том, что у се­реб­ра и зо­ло­та — раз­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты плав­ле­ния. У се­реб­ра он го­раз­до вы­ше. Оба ме­тал­ла по-раз­но­му вхо­дят в ре­а­к­цию с эма­лью. То есть, се­реб­ро ме­нее со­в­ме­сти­мо с эма­лью, чем зо­ло­то.

© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Укра­ше­ния из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли

При со­е­ди­не­нии зо­ло­та с эма­лью мень­ше опас­но­сти об­ра­зо­ва­ния тре­щин и раз­ры­ва эма­ли. А вот с се­реб­ром де­ло об­сто­ит ина­че. Ес­ли не под­стра­хо­вать­ся, то из­де­лие мо­жет ис­пор­тить­ся. Во из­бе­жа­ние про­из­вод­ствен­ных про­ко­лов, со­вре­мен­ные ма­сте­ра ис­поль­зу­ют тех­ни­ку так на­зы­ва­е­мой кон­тр-­э­ма­ли. Се­ре­б­ро по­сы­па­ют эма­лью и об­жи­га­ют. Де­ла­ет­ся это для проч­но­сти ос­но­ва­ния. А по­том уже на­но­сят дру­гой слой эма­ли.

"Есть у се­го­д­ня­ш­ней тех­но­ло­гии и дру­гая осо­бен­но­сть, — рас­ска­зы­ва­ет ма­стер. — В ста­ри­ну ма­сте­ра, со­з­да­вая из­де­лия, обя­за­тель­но при­па­и­ва­ли пе­ре­го­род­ки к ос­но­ва­нию. В со­вре­мен­ных ма­стер­ских пе­ре­го­род­ки не спа­и­ва­ют с ос­но­ва­ни­ем, их кре­пят сло­ем той же эма­ли. По­с­ле за­лив­ки в ячей­ки, об­ра­зо­ван­ные пе­ре­го­род­ка­ми, их ста­вят в пе­чь. И рас­плав­лен­ная эмаль удер­жи­ва­ет пе­ре­го­род­ки".

К тем же от­ли­чи­ям, по сло­вам ма­сте­ра, от­но­си­т­ся и тол­щи­на эма­ли. В древ­них из­де­ли­ях она со­став­ля­ла 3 или, как ми­ни­мум, 1 ми­л­ли­метр. Стан­дар­ты се­го­д­ня­ш­ней тол­щи­ны — 0,5 ми­л­ли­мет­ров. Впро­чем, крас­ки (стек­ло­вид­ная мас­са, ко­то­рая при плав­ле­нии твер­де­ет и об­ра­зу­ет эмаль), ко­то­рые за­во­зят­ся из Ев­ро­пы, рас­с­чи­та­ны имен­но тон­кую ос­но­ву. Ев­ро­пей­ская эмаль ра­бо­та­ет в дру­гих цве­тах и сло­ях, у неe дру­гое зву­ча­ние.

"Я ра­бо­таю толь­ко с на­ту­раль­ны­ми ка­м­ня­ми, как и по­ло­же­но по древ­ней тех­но­ло­гии. Ос­но­в­ной ма­те­ри­ал — это квар­цит, гор­ный хру­сталь. На­хо­жу оскол­ки гор­но­го хру­ста­ля и из не­го го­то­в­лю стек­ло. К это­му до­бав­ля­ют­ся раз­ли­ч­ные кра­ся­щие ве­ще­ства, ме­тал­лы, их ок­си­ды, и я по­лу­чаю цве­та, ко­то­рые ис­поль­зую уже го­ды. А ис­поль­зую цве­то­вую па­ли­т­ру 12 ка­м­ней-­са­мо­цве­тов, ко­то­рые на­зы­ва­ют "биб­лей­ски­ми ка­м­ня­ми". И ещe, для сред­не­ве­ко­вой эма­ли ха­ра­к­тер­ны тре­щи­ны, — про­дол­жа­ет учe­ный. — По­с­ле те­п­ло­вой об­ра­бо­т­ки она ча­сто трес­ка­лась, и на по­верх­но­сти по­яв­ля­лись пу­зы­рь­ки. Но в древ­но­сти это не вос­при­ни­ма­лось де­фек­том. Бо­лее то­го, счи­та­лось нор­мой".

© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Укра­ше­ния из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли

Древ­ние тех­но­ло­гии и де­ду­ш­ки­на чо­ха

Древ­ние тех­но­ло­гии ка­ну­ли в ле­та по­с­ле XV ве­ка. Ви­ною то­му па­де­ние Ви­за­н­тии и про­бу­ж­де­ние в че­ло­ве­че­стве пра­г­ма­тиз­ма.

"До VX ве­ка юве­ли­ры не при­да­ва­ли осо­бо­го зна­че­ния фор­ме и об­ра­бо­т­ке ка­м­ня или дра­го­цен­но­го ме­та­ла. Они ста­ра­лись все остав­лять в пе­р­во­з­дан­ном ви­де. На­чи­ная же с XV ве­ка че­ло­век на­чи­на­ет об­ра­бо­т­ку ми­не­ра­лов, при­да­вая им гео­мет­ри­че­ские фор­мы. Раз­ве до­пу­сти­ли хо­тя бы не­з­на­чи­тель­ное от­к­ло­не­ние от иде­аль­ных форм ве­ли­кие ма­сте­ра Фа­бер­же? Ев­ро­пей­ская эмаль ста­но­ви­т­ся очень тон­кой, что­бы до­ве­сти до ми­ни­му­ма де­фек­ты ра­бо­ты. По­это­му ра­бо­ты этой эпо­хи и вы­г­ля­дят так хру­п­ко иде­аль­но", — за­клю­ча­ет ма­стер.

Воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, как го­во­рит Ма­гра­д­зе, про­ис­хо­дит че­рез опре­делeн­ное вре­мя. Это сво­е­об­раз­ное пе­ре­осмыс­ле­ние цен­но­стей. Мы на­де­ва­ем по­б­ря­ку­ш­ки, удо­в­ле­тво­ря­ем своe стре­м­ле­ние к кра­со­те, а по­том про­хо­дит вре­мя, и мы по­ни­ма­ем, что все это ми­шу­ра, а под­лин­ная цен­ность — в дру­гом. Это, как ес­ли вре­мя прой­дeт, и ты вдруг об­на­ру­жишь, что де­ду­ш­ки­на чо­ха — са­мая хо­ро­шая, и са­б­лю его от­ли­ва­ли из дру­гой, бо­лее ка­че­ствен­ной ста­ли…

[ sputnik-georgia.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->