В ходе подготовки к реорганизации ФГУП «Гознак» путем преобразования в акционерное общество, компания осуществила ребрендинг, модернизировала корпоративную символику, основным элементом которой является новый логотип.
Модернизированная корпоративная символика, говорится на официальном сайте Гознака, и новый логотип компании будут применяться с момента государственной регистрации АО «Гознак».
Прежний, знакомый всем логотип Гознака был создан в середине 90-х годов прошлого века. Прежде всего, как товарный знак, необходимый для работы не только на российском, но и на международном рынках. Стилистика, в которой он создан, сегодня заметно устарела, не соответствует современным требованиям корпоративного дизайна.
Есть не менее важная причина изменения логотипа. Условное телеграфное обозначение «Гознак», присвоенное Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг в 1919 году после ее перевода в Москву, со временем стало названием компании. Само слово «Гознак» на латинице пишется и произносится легко –«GOZNAK». Но буквы «ГЗ», размещенные создателями прежнего логотипа на щите, на латинице никогда не использовались как название компании. Просто две буквы, не несущие никакого информационного, тем более, геральдического смысла.
В новый этап своего почти двухсотлетнего существования преобразованная в акционерное общество компания вступит с новым логотипом, на который вернулся орел. Вернее, его стилизованное, графическое изображение.
Отправной точкой для разработки нового логотипа АО «Гознак» стало клеймо ЭЗГБ, которое в 1900 году создал известный художник, мастер книжного знака Рихард Заррин, с 1899 по 1919 гг. возглавлявший гравeрно-художественное отделение Экспедиции. Выбор именно этого сюжета позволил сохранить историческую преемственность в продолжении символики компании.
Именно с эскиза Зарриня «прилетела» на новый логотип Гознака гордая птица, сжимающая в лапах стилизованные инструменты для печати. Это тампоны для набивания краски при создании офорта, гравюры - прародителя металлографского способа печати, который Гознак, единственный в России, применяет сегодня для печати банкнот и документов. Орел - это смысловой центр композиции знака, вписанный в фигурный щит. Логотип также содержит название предприятия - ГОЗНАК, помещенное под щитом.
Орел, как символ власти, указывает на важную государственную миссию, возложенную на Гознак с самого дня его основания. В отличие от гербового двуглавого орла, воплощающего всю полноту государственной власти России, орел на логотипе Гознака имеет одну голову, что символизирует сосредоточение на выполнении одной, чрезвычайно важной функции обеспечения денежного обращения и государственного документоборота. Это подчеркивают и профессиональные печатные инструменты в лапах орла. Однако эти инструменты позволяют предположить, что компания, обладающая таким символом, выполняет широкий спектр производственных задач, требующих особого, тонкого мастерства.
Изображение щита на логотипе в геральдике имеет дополнительное значение – «защита». Это также отражает специфику продукции Гознака, которая, по своему назначению, должна быть защищена от подделок. Защищая свою продукцию, предоставляя гарантированные услуги, Гознак тем самым вносит свой вклад в обеспечение безопасности и благополучия государства и всех его граждан.
Знак выполнен в лаконичной штриховой манере, также подчеркивающей схожесть с гравюрой.
Сохранен зеленый цвет логотипа. В культурной традиции зеленый цвет связан с такими понятиями, как стабильность, гармония, равновесие, уверенность. В европейской геральдике зеленый цвет также символизирует изобилие, процветание и богатство.
Для модернизированной корпоративной символики Гознака выбран особый, «состаренный», оттенок зеленого, отсылающий к солидному двухсотлетнему возрасту компании.
Работа над созданием модернизированного логотипа началась в марте 2015 года. Тогда Гознак объявил открытый творческий конкурс на идею модернизации логотипа Гознака. Конкурс вызвал большой интерес: в нем приняли участие 434 конкурсанта из разных субъектов Российской Федерации, а также представители стран ближнего и дальнего зарубежья. Всего на конкурс было представлено 1473 работы.
Нужно отметить, что в большинстве случаев участники конкурса посчитали нужным сохранить в своем варианте логотипа буквенное сочетание «ГЗ» на щите и размещение слова ГОЗНАК на плашке под щитом. В результате среди конкурсных работ было не так много оригинальных решений. Большая часть работ была выполнена в едином ключе. Однако комиссия определила пять победителей. Среди победителей обратил на себя внимание известный московский дизайнер Виктор Кухарский. Присланные им работы были выполнены с учетом исторических традиций компании, логотипов и клейм, созданных Рихардом Зарринем.
Летом 2015 года Гознак объявил конкурс на разработку и осуществление ребрендинга. В конкурсе участвовали 24 дизайнерских компании из разных городов России. Три предложения были отмечены комиссией как реальные претенденты на победу. При практически равных результатах победу присудили фирме «Развитие». Руководитель этой фирмы Виктор Кухарский представил на конкурс усовершенствованный вариант ребрендинга, смысловым центром которого был логотип, вошедший в число пяти победителей открытого творческого конкурса на идею логотипа.
Работа над формой и содержанием символа Гознака была продолжена. В результате был создан логотип, который дает представление о Гознаке, как о компании одновременно очень «взрослой» и современной, устойчивой и развивающейся, с богатыми традициями, о компании, решающей важные задачи и вносящей свой вклад в обеспечение безопасности и благополучия государства и всех его граждан.