Золотодобыча, №208, Март, 2016
Необходимость системных изменений в области организации и осуществления золотодобычи назрела уже давно. В связи с этим огромный интерес вызывает предпринятая в 2015 г. Министерством природных ресурсов и экологии РФ инициатива, связанная с разработкой проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее Проект).
Проект предусматривает возможность предоставления в пользование до 5 лет индивидуальным предпринимателям участков недр, расположенных в границах Магаданской области, для добычи россыпного золота. Предусматривается предоставление такой возможности без проведения конкурса или аукциона. Предполагается, что территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр будет определять территории, расположенные в границах Магаданской области, для добычи индивидуальными предпринимателями россыпного золота. Площадь каждой из этих территорий не должна превышать 15 га. В границах указанных территорий для добычи индивидуальными предпринимателями россыпного золота государственным балансом должны быть учтены запасы россыпного золота, не превышающие 10 кг, отсутствовать прогнозные ресурсы россыпного золота, а также участки недр, включенные в программы геологического изучения или перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, участки недр федерального значения и особо охраняемые природные территории.
В настоящий момент довольно трудно предположить, каким будет социально-экономический эффект от реализации перечисленных нововведений, прежде всего, потому что Проект не охватывает целый ряд требующих своего решения вопросов. В частности, не предполагается установление для индивидуальных предпринимателей каких-либо особенностей налогообложения, изменение порядка получения лицензии. Перспектива развития «непромышленной золотодобычи» затронута лишь в части, связанной с деятельностью индивидуальных предпринимателей. Также не получили должного внимания другие, весьма зарекомендовавшие себя в зарубежной практике направления, связанные:
- с возможностью освоения участков недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки (в т.ч. техногенные россыпи);
- с туризмом, связанным с непромышленной золотодобычей;
- с любительской добычей золота.
Не создаются дополнительные предпосылки для развития разведочно-эксплуатационных предприятий на базе мобильных проходческих комплексов, малых юниорных геологоразведочных предприятий.
Тем не менее предложенный Проект — хотя и недостаточный, но нужный шаг в правильном направлении. В России уже неоднократно предпринимались попытки изменить рассматриваемый параметр режима золотодобычи. Однако ни одна из них не привела к какому-либо результату.
Так, в 2002 г. Губернатором Красноярского края был представлен законопроект Федерального закона № 122473-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Законопроект предусматривал и возможность доступа к золотодобыче индивидуальных предпринимателей, и возможность добычи драгоценных металлов на участках недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки.
Первоначально предложение нашло поддержку в Федеральном Собрании РФ, однако уже принятый Госдумой Федерального Собрания РФ закон 21 мая 2003 г. был отклонен Президентом РФ. Основная причина носила формальный характер и была связана с тем, что законопроектом предусматривались уточнения законодательства о драгоценных металлах, драгоценных камнях и не указывались изменения законодательства РФ о недрах. Позднее работа над проектом была прекращена.
20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в Госдуму Федерального Собрания РФ был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями3. Законо-проект прошел первое чтение, но до конечной реализации на сегодняшний момент также не дошел.
Наконец, следует отметить, что и сам Проект, разработанный в 2015 г. во исполнение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 15.10.15 г. № ДМ-П9-7092, по состоянию на 17 февраля 2016 г. не внесен в Госдуму Федерального Собрания РФ.
Нужные, перспективные в социально-экономическом отношении инициативы по изменению нормативно-правовой основы организации золотодобычи упорно не находят своей реализации, угасая в бюрократических лабиринтах. В середине июня 2015 года во многих печатных и интернет-изданиях прошла информация под заголовком «Вольный принос» золота. МВД — за, ФСБ — против». Сообщение повествует, что проект поправок в федеральный закон «О недрах», разрешающих «вольный принос» золота индивидуальными предпринимателям, будет дорабатывать рабочая группа. Она создана по решению участников круглого стола «Законодательное обеспечение добычи россыпного золота. Проблемы и перспективы», состоявшегося в Госдуме РФ. Его провел заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии нижней палаты парламента Михаил Слипенчук, сообщает пресс-служба депутата. В ходе обсуждения затронуты вопросы использования и реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, механизм доступа к техногенным месторождениям, добыча россыпного золота субъектами малого и среднего предпринимательства, меры государственной поддержки. Завершая заседание, Михаил Слипенчук констатировал, что «задача государства в данном случае — не запрещать, а брать под контроль развитие отрасли». Кроме того он рекомендовал изучить опыт золотодобытчиков, который существует в других странах, а также опыт Советского Союза. В итоге принятие долгожданной для многих жителей Сибири и Дальнего Востока (особенно для золотодобывающих районов) поправки в закон «О недрах» опять откладывается на неопределенный срок. Сколько времени уважаемым депутатам потребуется на изучение мирового опыта организации золотодобычи старателями-идивидуалами — вопрос открытый. Более чем за 10 лет проблему не изучили, вряд ли кто-то может дать гарантию того, что она будет надлежащим образом изучена за последующие 10 лет.
В этих условиях реализация Проекта (если бы таковая состоялась) хотя и не решила бы большинства накопившихся проблем, но, безусловно, создала бы определенные перспективы. Реализация Проекта хотя бы на территории одного или нескольких субъектов (к числу которых можно было бы отнести и Красноярский край) могла бы стать реальной попыткой позитивно повлиять на ситуацию, а накопленный при этом опыт позволил бы более эффективно решать проблему в будущем.