I. Анализ сегодняшней ситуации в отрасли и Ассоциации.
1. Условия ведения бизнеса в России за последние несколько лет сильно изменились, и изменились не в лучшую сторону.
Это не только в нашей ювелирной отрасли, это во всех отраслях экономики.
Руководящая, регулирующая и направляющая роль государства усиливается во всех сферах общественной жизни, и не только в экономике.
Те, кто этого не ощущает, либо очень толстокожи, либо у них уже атрофировались органы чувств.
Усиление регулирующих функций государства и углубление вмешательства в экономику подкрепляется притоком в органы государственной власти и управления молодых, энергичных, амбициозных, хорошо образованных и хорошо мотивированных специалистов.
Я бы сказал, что по качеству кадров государство выигрывает у частного сектора.
2. В такой ситуации, отстаивать и защищать интересы предпринимательского сообщества для любых отраслевых объединений стало в разы сложнее.
На всех площадках, где имеется возможность контактировать с представителями государственных органов, мы сталкивались с «легионами» юристов, экспертов, экономистов и прочих специалистов.
3. Решать проблемы нашего сообщества старыми, дедовскими способами уже стало невозможно. Необходимо осваивать новые методы, подбирать новые подходы и изыскивать новые резервы. Изменилась жизнь, изменился рынок, изменилось регулирование.
II. Основные вызовы, на которые необходимо сегодня отвечать.
1. Катастрофическое падение спроса, катастрофическое падение продаж, и как следствие, падение объемов производства ювелирных изделий в 2015 году:
- из золота на 40 %
- из серебра на 20 %
2. В отрасли начались массовые проверки с последующим предъявлением претензий по незаконному возмещению НДС при покупке драгоценных металлов. Доначисление НДС в серьезных размерах. Также начались проверки на предмет аффилированности компаний с предъявлением претензий по дроблению бизнеса для ухода от уплаты НДС.
3. У предприятий отрасли возникли серьезные затруднения в кредитовоании и перекредитовании. Появилась практика предъявления кредитными организациями исков о банкротстве к производственным и торговым предприятиям.
4. Вступила в силу новая редакция ФЗ 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» с целым рядом поправок и новаций, негативно влиящих на отрасль.
А) изменено понятие «аффинаж» и упрощены критерии, по которым драгоценные металлы относятся с «аффинированным»(отменены требования по виду и маркировке, занижена проба)
Б) запрещено использование в производстве лома ювелирных изделий и отходов ( за исключением собственных).
В) установлена система контроля за предприятиями отрасли со стороны регулятора .
В области контроля регулятор наделяется большим объемом полномочий, а предприятия лишаются ряда прав и гарантий предоставленных 294-ФЗ:
- не установлен перечень обязательных требований, подлежащих контролю;
- угроза имуществу юридических и физических лиц устанавливается как основание для внеплановой проверки;
- внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой.
Правительством утвержден целый перечень НПА, которые были разработаны в связи с изменениями в 41 ФЗ.
В том числе:
- правила продажи
-порядок опробования и клеймения
-порядок постановки на спец.учет
- правила учета и хранения и т.д.
5. Постановление Правительства № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров» - новые требования:
А) обязательное указание на искусственное происхождение камней;
Б) обязательное указание на факт облагораживания камней
6. Вступила в силу поправка в ФЗ 115 «О противодействии легализации ……» установлены пороговые значения, при которых допускается не проводить процедуру идентификации клиента
А) для расчетов наличными – 40 т.р.
Б) для оплаты картой – 100 т.р.
7. Появился прецедент - судебное решение о блокировке сайта. Обоснование – ПП № 612 от 27.09.07 «Правила продаж товаров дистанционным способом» запрещают продажи ювелирных изделий через Интернет, т.к. они включены в перечень товаров, оборот которых запрещен, или ограничен.
8. Полным ходом идут межправительственные переговоры о взаимном признании пробирных клейм - членов ЕАЭС. И это в условиях сохранения значительных отличий в системе пробирного надзора и в условиях ведения предпринимательской деятельности, как в части госрегулирования, так и налогового и таможенно-тарифного регулирования.
Это новая серьезная угроза для российского рынка.
9. Правоохранители возобновили практику уголовного преследования ст 191 и 192 УК РФ.
Возобновились попытки предъявить претензии по уклонению от аффинажа собственных отходов по операциям до 10 мая 2015 года и появились претензии по уклонению от аффинажа лома ювелирных изделий и товарных концентратов, по операциям после 10.05.15.
10. Принято решение о закрытии постов пробирного надзора на ювелирных предприятиях.
11. Время от времени проявляются скрытые угрозы:
А) введение акцизов
Б) запрет на дистанционную торговлю
III. Деятельность Ассоциации
Я убежден - первое и главное, что необходимо сделать для обеспечения возможности решать стоящие задачи –это придание веса и значимости нашей Ассоциации в сознании всего ювелирного сообщества, представителей органов власти и управления, и конечно, потребителей. Если этой цели нельзя достигнуть за счет увеличения численности членов Ассоциации и роста бюджета, то нужно достигнуть за счет активной позиции, вездесущности, пиара и рекламы.
Гильдию должно быть слышно из каждого «утюга». Позитивное информационное поле должно быть не только вокруг Гильдии, оно должно проникнуть в мозги государевых людей – это единственный способ достучаться до их сознания. Диалог, дискуссия, переговоры, поиск компромисса, объяснение, убеждение, и даже, интриги – это весь арсенал доступных нам средств. Мы использовали разнообразный набор инструментов в своей работе:
IV. Результаты деятельности.
1-я цель: придание Ассоциации в профессиональной среде и среде служащих государственных органов власти и управления имиджа национальной (общероссийской) общественной организации, объединяющей предприятия, нацеленные на ведение цивилизованного и социально - ответственного бизнеса. Эта цель достигнута! По моему мнению.
А) Мы изменили систему коммуникативных связей, мы стали более открытми, более общительными, более понятными, более прозрачными и более оперативными;
Б) нам удалось консолидировать ювелирное сообщество, мы нашли взаимоприемлемые формы взаимодействия как с общественными объединениями ювелиров, так и с отдельными участниками рынка.
В) Мы ощущаем в определенной степени признание места и роли Ассоциации и уважительное отношение со стороны государственных органов.
Г) Коммуникативная роль Ассоциации в вопросах отраслевого регулирования повысилась значительно.
2-я цель: Повышение статуса ювелирных изделий по сравнению с товарами - заменителями. Эта цель не достигнута.
Причины:
А) мы не можем определить исчерпывающий перечень товаров-заменителей;
Б) мы не можем определить параметры изменения статуса ювелирных изделий;
В) мы не можем выделить бюджет для работы по повышению статуса ювелирных изделий;
Г) самое главное - сам участники рынка делают все возможное и невозможное для дальнейшего снижения статуса ювелирных изделий.
Я считаю, что « черпать воду решетом» - занятие бессмысленное. Используя доступные нам средства мы занимаемся популяризацией ювелирных изделий и пропагандой потребления, и рекламой инвестиционной составляющей в ювелирных изделиях.
3-я цель: Создание механизмов защиты производителей и потребителей ювелирных изделий от нелегального ввоза и контрафакта. Здесь нам есть чем похвалиться! Цель достигнута! Об этом свидетельствуют данные пробирной палаты – легальный импорт сокращается в 2 раза быстрее отечественного производства, и экспертные оценки нелегального ввоза – падение в 3 раза. В какой-то мере, разумеется помогла девальвация национальной валюты и помогли действия ЦБ, ФНС, ФСБ и МВД по перекрытию каналов вывоза капитала.
4-я цель: Создание отраслевых норм и правил цивилизованного ведения бизнеса.
А) разработан ОСТ «камни» на очереди «ювелирные изделия»;
Б) разработана и принята «Декларация о добросовестном ведении бизнеса»;
В) разрабатывается Кодекс деловой этики Ассоциации
5-я цель Создание благоприятных условий нормативно-правового и таможенно-тарифного регулирования для ведения предпринимательской деятельности в ювелирной отрасли России.
1. По ФЗ 41
2. По 115 ФЗ
3. Процедура постановки на спецучет максимально упрощена.
4. Перечень проб ( в проекте) расширен в соответствии с пожеланиями участников рынка.
5. Проблемы с ФНС
6. НДС на аффинированные драгоценные металлы.
7. Ввозные пошлины на камни.
[ Ювелирные Известия ]
изначальный порог в 15 т.р. увеличен до 40 т.р. при наличном расчете и 100 т.р. при оплате картой.
не было никого порога в 15 тысяч что же вы людям голову морочите ?
НЕ ГОСТЬ, вы теоретик или практик? Де-юре при идентификации покупателей в ювелирном магазине порога не было, а де-факто вообще никакой идентификации не проводилось. Так что порог в 40 (100) тыс.руб. это реальная отправная точка для налаживания этой работы.
и что ? думаете кто то будет проводить идентификацию? все опять забьют на это дело.. знаем проходили.
если уж и размещается статья то информацию подавайте ПРАВИЛЬНУЮ ... а то получается как в том анекдоте про среднюю температуру по больнице... или "народ ест капусту, а чиновники мясо, а в среднем по стране все едят голубцы", большинство ювелиров это люди которым некогда читать "законы", а вы такими статейками вводите их в заблуждение
Будут и уже проводят. И вы будете, если не спрячетесь в подвале. Достаточно одного Протокола с выходом на ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. Статья правильная, хотя и грусто это все...
ну вот опять рассказываете "страшилки" какая часть 2 ??? для приличия кодекс прочитайте хотя бы... идентификация это часть 1 статьи 15.27 КоАП и по судебной практике за ее отсутствие дают предупреждение... ну зачем народ пугаете ... иной раз читаешь на сайтах если у вас нет ПВК то вам грозит штраф до 1 млн рублей, (миллион только получишь в том случае если воспрепятствовать будешь) ... срочно бегите к нам мы вас все сделаем и цены колеблются от 15 тысяч, а за что? напихают туда кучу бумажек обзовут красивым словом журнал, форма и т.д и еще за каждую бумажку требуют деньги ...
То, что я Кодекс читал, никого не волнует - даже если я буду его знать наизусть придерутся и применят ту часть, по которой больше денег можно взять. Говорю как прошедший все суды вплоть до Верховного. Теперь у меня все хорошо - и ПВК и идентификаация и сообщения о подозрительных сделках. Это быстро лечится.
О как )) будьте любезны выложите свои постановления начиная от первого и заканчивая Верховным интересно почитать
"Появился прецедент - судебное решение о блокировке сайта. Обоснование – ПП № 612 от 27.09.07 «Правила продаж товаров дистанционным способом» запрещают продажи ювелирных изделий через Интернет, т.к. они включены в перечень товаров, оборот которых запрещен, или ограничен." Правильно я понимаю, что любой сайт, продающий изделия с драг камнями, может быть заблокирован? Заранее спасибо за ответ.