Спрос на рынке драгоценных камней и ювелирных изделий стремительно падает. Об этом заявил генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. По данным организации, основной причиной снижения интереса покупателей является сокращение реальных доходов населения. В прошлом году производство ювелирных изделий из золота упало на 40% по сравнению с 2014 годом. Аналогичный показатель по серебру снизился на 20%. Подробности — у корреспондента «Коммерсантъ FM» Анастасии Веденеевой.
Самыми популярными драгоценными камнями в России остаются бриллианты. Лидирующую позицию в этом списке они удерживают с XVIII века. Далее следуют изумруды, рубины и сапфиры. Из-за снижения доходов в последние годы на рынке драгоценных камней и ювелирных изделий наметилось несколько тенденций. Покупатели все чаще выбирают ювелирные изделия меньше по весу, а спрос перераспределяется в сторону серебряных украшений. Кроме того, происходит переориентация с природных камней на синтетические, сообщил генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.
«80% продукции идет уже с синтетическими камнями в производстве. Природные камни нужно сортировать, подбирать, оценивать. С синтетикой работать проще. Самое главное — меньше нужно вкладывать денег, соответственно, меньше нужно оборотных средств. Продажа этих изделий стоит дешевле, чем из природного камня. Не уверен, что синтетический камень может обесцениться, потому что технологии синтеза камней развиваются, и их себестоимость со временем может уменьшиться. А вот природных камней остается в природе все меньше и меньше. Это исчерпаемый природный ресурс», — рассказал Уткин.
С точки зрения специалистов, все камни можно разделить на четыре категории: природные, камни, которые прошли облагораживание, искусственные аналоги или синтетические камни и имитации. Однако потребители зачастую для себя делят все на настоящие и поддельные. Чтобы сделать осознанный выбор, покупателям следует лучше ориентироваться в продукции, отметил руководитель Геммологического центра МГУ Юрий Шелементьев.
«Большинство наших участников торговли — все-таки честные. Природные продаются как природные, искусственные— как искусственные. В случае возможной подделки — Клеймо-пробирный надзор, в случае возможного несоответствия камня тому, что есть на ярлычке, есть геммологические лаборатории. Когда мы ищем бриллианты — на рынке бриллиантов природных и необлагороженных по-прежнему большинство. Сегодня экзотикой являются облагороженные бриллианты или искусственные. Когда мы приходим на рынок цветных драгоценных камней, там искусственных и облагороженных гораздо больше — там в этом надо разбираться», — пояснил Шелементьев.
Что касается бриллиантовой отрасли, то мировыми лидерами в огранке остаются предприятия Индии и Китая. Сегодня у российских компаний по алмазообработке есть возможность укрепить свои позиции, уверен президент группы «АЛРОСА» Андрей Жарков.
«В том числе благодаря девальвации национальной валюты, в настоящее время сопоставимая с Индией и Китаем себестоимость производства, особенно в размерных группах от 0,3 карат и более. Высокая квалификация персонала, востребованные с точки зрения качества российские бриллианты, которые славятся высоким качеством огранки. Для создания устойчивой конкурентноспособной отрасли необходима целенаправленная поддержка, в том числе и со стороны государства: и устранение излишних административных барьеров при перемещении алмазов и бриллиантов через границу, введение благоприятного налогового режима для предприятий отрасли и развитие системы подготовки», — отметил Жарков.
По данным руководства компании «АЛРОСА», наибольшей популярностью у россиян пользуются бриллианты среднего качества до одного карата. По словам главы «АЛРОСА» Андрея Жаркова, сейчас компания ведет переговоры с Московской биржей о возможном запуске торгов бриллиантами.