Недавнее создание Международной ассоциации выращенных алмазов и бриллиантов (International Grown Diamond Association, IGDA) вызвало большой интерес в мире. Теперь, подумали все, наконец-то появилась организация, с которой, как сказал президент Международного алмазного совета (International Diamond Council, IDC) Гарри Леви (Harry Levy), мировая алмазная промышленность может говорить.
Но когда директор отдела новостей журнала «JCK» Роб Бейтс (Rob Bates) взял интервью у Ричарда Гарарда (Richard Garard), генерального секретаря IGDA, тот оказался плохо подготовленным и продемонстрировал отсутствие базовых знаний о принятой номенклатуре, а также неспособность ответить на многие из простых, но важных вопросов Бейтса.
В результате изучения IGDA, проведенного ветераном индустрии Хаимом Эвен-Зохаром™, обнаружились недостатки в структуре организации, а также крупные прегрешения против принятой номенклатуры - начиная с самого названия IGDA, если исходить из установок Федеральной торговой комиссии США (Federal Trade Commission, FTC), включая и те, что предусмотрены протоколом стандарта ISO 18323, IDC и мировой ювелирной конфедерацией CIBJO.
Больше всего обращает на себя внимание то, что IGDA, кажется, не сделала ничего в отношении единственной и самой большой проблемы, связанной с выращенными алмазами и бриллиантами - их необъявленное смешивание с партиями природных камней. Это может причинить ужасный вред всей алмазной промышленности. В настоящее время появилась даже явно упрочившаяся незаконная индустрия, обеспечивающая поставки выращенных бриллиантов с мошеннически полученными лабораторными сертификатами, в которых утверждается, что это природные камни.
Если Международной ассоциации выращенных алмазов и бриллиантов суждено утвердиться в качестве законного торгового органа, куда можно обращаться по вопросам, связанным выращенными алмазами и бриллиантами, то ей для начала необходимо собрать под своим административным зонтиком всех независимых производителей выращенных алмазов и бриллиантов. Добившись того, чтобы действительно представлять мировую промышленность, она должна создать систему контроля над перерабатывающим трубопроводом сродни Кимберлийскому процессу (КП), которым пользуется промышленность природных алмазов и бриллиантов.
Эта система контроля - назовем ее «Глобальный протокол выращенных алмазов и бриллиантов» (Global Lab-grown Diamond Protocol), пока у нее нет другого имени - должна охватить технологические компании, которые предоставляют оборудование для производства выращенных алмазов. Существует ограниченное число этих компаний, и привлечение их в эту систему не было бы невозможной задачей. Ни одной из этих компаний не потребуется раскрывать какую-либо запатентованную технологию или производственные методы. Они просто должны позволить начать аудиторское отслеживание тех фирм, которые купили их производственное оборудование.
Идея заключается в том, чтобы создать совершенно отдельный производственный конвейер для выращенных алмазов и бриллиантов. Это имеет важное значение для того, чтобы промышленность природных алмазов и бриллиантов и промышленность выращенных алмазов и бриллиантов процветали бок о бок друг с другом. Выращенные алмазы - совершенно законный продукт, и они должны создать свой собственный успешный рынок. На данный момент их выход на рынок включает в себя большое количество случаев, когда эти камни скрытно маскируются под природные. Это - преступное поведение, и оно будет причинять большой вред не только природным алмазам и бриллиантам, но и самим выращенным алмазам и бриллиантам, если последние будут рассматриваться в глазах общественности как средство обмана доверчивых клиентов, а не законная товарная категория в своем собственном праве.
В настоящее время потребители на различных рынках с радостью покупают бриллианты, обработанные методом HPHT, информация о которых полностью раскрыта. Они так же охотно покупали бы и бриллианты, созданные с помощью процессов HPHT и CVD. Просто они должны знать об этом, и им должно быть дано право выбрать продукт, который они хотят.
Созданием глобальной организации ничего нельзя добиться, если эта организация не будет ясно говорить со всем миром о проблемах, стоящих перед отраслью.