В Костроме, ювелирной столице России, немало интересных ювелиров, но совершенно особая история — семья Сорокиных. Это уникальная династия, которая фамильное имя несет с честью, а в промышленных масштабах задает высокие стандарты качества — как самой продукции, так и партнерских отношений. Такие основы заложил и в семье, и на предприятии Валерий Васильевич Сорокин, ровесник Костромского ювелирного завода — оба в 2016 году отметят 77-летие. Но в первом весеннем номере мы хотим рассказать о женщинах этой ювелирной династии — Марине Валерьевне Сорокиной и ее дочери, Виктории Прыгуновой.
— Династия Сорокиных на самом деле большая, все мы в ювелирном бизнесе. Ведет она историю с моего прапрадеда и прадеда, которые в Красном работали в ювелирных артелях, — рассказывает Марина Валерьевна. — Прадед мой Василий Сорокин был великолепный гравер и занесен в книгу в московском музее, как первый гравер на Руси. Все эти таланты передались моему отцу, так что с выбором профессии у него вопроса не было. От него передалось и нам с братом, а мы уже приобщили своих детей. У брата Андрея свое предприятие, где работает его семья. Моя дочь работает со мной в должности советника генерального директора.Что меня всегда поражает в Марине Сорокиной, так это ее доступность в общении и нечванливость. Во время интервью даже отметила: «Марина Валерьевна, вы первый директор, кто лично сварил мне чашку кофе!» Делать с ней интервью — сплошное удовольствие и всегда есть о чем поговорить.
Мы беседуем с мамой и дочерью в разное время и даже в разных кабинетах, поэтому особенно интересно задавать им одинаковые вопросы и слушать, как удивительно совпадают ответы, которые они не обговаривали заранее.
— Многие подростки противятся вхождению в семейный бизнес. Как Вика принимала идею, что она будет работать на ювелирном предприятии?
— Вика всегда была очень вдумчивой и понимающей девочкой. Я обещала своему отцу, что мы сохраним дело всей его жизни. Поэтому дочь закончила наш университет по ювелирной специальности, позже — институт экономики и органично влилась в работу. Самое главное, ей это нравится. Она активно занимается вопросами продвижения нашего бренда, новыми технологиями, курирует розницу.
В условиях кризиса права на ошибку у нас нет при такой стоимости драгметаллов. Поэтому нам надо попадать всегда «в десятку» с новыми моделями. Мы обсуждаем, что модно, что в тренде, чем интересуются покупатели. Так что я взяла на себя производственный цикл и предприятие, а она — торговлю.
— Виктория, как вы вошли в семейный бизнес? Не ѐкало сердце от неизбежности выбора?
— Совершенно нет. Я росла в окружении этого, мне было всe интересно. Никогда не чувствовала какого-то особого давления на меня в этом плане. Мне кажется, если бы я выбрала другой путь, меня не стали бы переламывать. Но, к счастью, я люблю ювелирное дело и работа на Костромском Ювелирном Заводе для меня не обязанность, а призвание.
В последнее время я взяла на себя наши розничные магазины и все, что с ними связано, разрабатываю для них брендовую торговую матрицу. Вхожу в худсовет и техсекцию, курируя выпуск новинок. Сейчас надо делать изделия, попадающие в «десяточку» своего сегмента рынка. Раньше мы работали только с оптовиками. А теперь у нас есть своя розница, и это совсем иные условия работы. Готовлюсь к реформе маркетингового отдела, чтобы его уровень соответствовал высокому качеству нашей продукции.
Все разговоры о работе Марина Валерьевна старается оставлять в заводских кабинетах. Правда, вне работы с дочерью пообщаться удается не так часто — у Виктории своя семья, пордрастает маленькая дочка, продолжательница ювелирной династии. Но по-прежнему мама остается для Вики лучшим другом и советчиком. И это доверие, единые ценности и приоритеты, движение жизни «в унисон» превращают их в великолепный тандем единомышленниц, которым любые задачи по плечу!
— Виктория, какие качества в характере Марины Валерьевны вы считаете главными? Что в ней вас восхищает и служит для вас ориентиром?
— Это, в первую очередь, порядочность. Качество, которое невозможно привить извне — это воспитывается внутри семьи примером старших. Маму отличает высокая ответственность. Это человек, чьи слова всегда подкреплены делом. И еще у нее потрясающая интуиция: при недостаточной информации она может предугадать конечный результат и принять правильные решения.
— Марина Валерьевна, какие качества характера отличают вашу дочь, заставляют вас гордиться ею?
— Она очень порядочный человек — начнем с этого. Не избалованная. Она очень ответственная и отличный помощник в бизнесе. Кстати, школу закончила с медалью! Прекрасно общается с людьми, целеустремленная, предприимчивая, умеет перенимать лучшее… И, конечно, Вика — прекрасная дочь, жена и мама. И я горжусь, что она растет таким хорошим человеком.
— А чем стараетесь дочь порадовать? И что вам самой доставляет удовольствие?
— Она знает, что, если я куда-то еду, от напряжения люблю избавляться шоппингом. Так что не отстану, пока она не скажет, что ей привезти. Тогда она может прислать фотографию и написать, какой именно цвет ее интересует. Сейчас у нее тренд на синий. Это и в мировых ювелирных коллекциях цвет этого года. Так что и в нашей продукции он уже нашел отражение.
А себя балую интересными украшениями. «Сапожник без сапог» — это не про меня. И новинки модные — аксессуары, наряды — тоже люблю.
— Виктория, вы знаете, что доставляет радость Марине Валерьевне? И чем балуете себя?
— Мама очень любит сюрпризы. Если мы готовим ей подарок, то она не должна ни за что догадаться заранее, что это будет. Со мной скорее наоборот — я сюрпризы не люблю. Предпочитаю запланированный и известный результат.
ДеБирс ввел в лексикон всего мира слоган, что лучшие друзья девушек — это бриллианты. В условиях, когда покупатели «включают» режим экономии, в первую очередь из списка покупок вычеркиваются предметы роскоши. Как же в критических для ювелирного бизнеса ситуациях выживает Костромской ювелирный завод?
— Марина Валерьевна, в чем секрет успеха продукции КоЮЗ? Ведь раз завод продолжает в сложных условиях работать, не увольняет сотрудников, готовит новые коллекции — какой-то секрет у вас есть?
— Мы очень тщательно отбираем модели для нового ассортимента. Пристально следим за модой, даже предугадываем тренды. Если раньше у нас до полугода проходило от понимания тренда до внедрения моделей в новом стиле, то теперь в начале года только сказали, что цвет года — синий, а у нас уже на конкурсе JUNWEX эксклюзивная брошь с бирюзой «Природа любви» заняла первое место, в магазинах с февраля большой выбор изделий с синими вставками и в новинках — серебро с синими эмалями.
— Виктория, что гарантирует продукции КоЮЗа успех у покупательниц?
— В первую очередь, безупречное качество самих изделий. Прежде чем выпустить модель в серию, мы тщательно проверяем ее надежность. Не случайно у нас есть такие партнеры в регионах — старейшие ювелирные магазины, кто работает с нами уже 60 лет. Это же знак качества! Во-вторых, знание и понимание своей целевой аудитории. В-третьих, наши украшения с драгоценными камнями первой группы (бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины) были и остаются достойным подарком и их можно передавать по наследству своим детям.
— Если перефразировать ДеБирса, можно ли сказать, что в кризис лучшие друзья девушек — украшения от «КоЮЗ»?
— О да, вполне! Тем более, что у нас есть достойные варианты как в золоте, так и в серебре — на любой бюджет.
— Успех в ювелирном бизнесе — такая же многогранная вещь, как бриллиантовая огранка. Какие качества отличают успешную женщину-руководителя в ювелирном бизнесе от других сфер, Виктория?
— Женщина в ювелирном бизнесе должна быть творческим человеком, иметь хорошее воображение и художественный вкус. Нужно по эскизу представлять, каким изделие будет на выходе. А сегодня мы должны еще четко представлять, как это должно выглядеть для конкретного сегмента. И, исходя из опыта работы, понимать, сколько это будет стоить заводу и по какой цене пойдет в рознице. Иначе можно сильно прогореть…Несомненно, женщина-ювелир должна следить за модой — мировых и российских ювелирных кластеров, иметь свой стиль, но не навязывать его покупателю. Марина Валерьевна обладает этими качествами в полной мере, и я учусь у нее.
— Марина Валерьевна, что должна уметь женщина-руководитель ювелирного предприятия?
— В первую очередь, надо уметь работать с людьми. На ювелирном предприятии больше людей творческих, и к ним нужно уметь находить подход, понимать, где нужна гибкость. Мы ближе к красоте, мы выпускаем изящную продукцию, это накладывает отпечаток и на рабочие отношения. Обязательно надо быть последовательной и твердой в принятых решениях, обладать внутренним стержнем. Я не обладала всеми этими качествами сразу — училась, перенимала опыт, наблюдала и делала выводы. Но самое главное — женщина по натуре своей созидатель и для успеха ее ювелирного бизнеса очень важно быть творцом. Понимать красоту, эстетику, моду и совмещать это с бизнес-задачами и управлением. И судя по нашим дипломам, призам и продажам, нам это удается.