В мастерской нас встречают Михаил Рейзман и Николай Чистый. Большую часть своей жизни они проработали ювелирами. Их общий стаж в профессии — более 60 лет, в копилке — самые необычные заказы для самых разных людей.
Михаил и Николай начинали работать почти одновременно: в 80-е годы в минской мастерской на Ольшевского. Говорят, мастерская сохранилась и по сей день. Зато жизнь вокруг изменилась. Ювелиры дружат уже больше 30 лет, но совсем не похожи друг на друга. Николай — резкий и скромный, Михаил — обходительный и общительный.
Пальцы Михаила Альбертовича украшают золотые перстни собственного производства, с бриллиантами. Ювелир показывает мастерскую. Стол, стул, инструменты и пепельница, заполненная окурками. Мастер говорит, очень важно иметь свое оборудованное и испытанное место.
— К инструментам нужно привыкнуть. Ювелиры не работают чужими. Это неудобно.
Михаил, до того как стать ювелиром, был маляром, но, говорит, желание работать с металлом у него было всегда.
— В те времена устроиться в ювелирную мастерскую было практически равнозначно полету на Луну. Мне пришлось целый год ждать, пока освободится место. Было очень сложно, — вспоминает Михаил.
— Невозможно было найти инструменты, — объясняет Михаил Альбертович. — Практически все изготавливали сами. Сейчас инструменты дорогие, но они продаются. Раньше хорошие швейцарские пилки стоили 40 рублей, а пенсия моей бабушки была 45.
Зато от заказчиков в те годы не было отбоя. Не нужно было беспокоиться о рекламе. Очереди к ювелирам иногда занимали в четыре утра, рассказывает Михаил Альбертович.
— Когда я только начинал работать в 80-е годы, был бум на кольца-«маркизы» с удлиненным овальным камнем. Очередь была расписана на полгода вперед. Потом стали популярными нежные и утонченные изделия. А сейчас снова возвращается мода на крупные украшения.
По словам мастеров, ювелирное искусство — самое консервативное. Придумать что-то новое нелегко. Но всегда можно найти новые вариации и формы.
Михаил Альбертович показывает необычные изделия, которые редко найдешь в ювелирных лавках или увидишь у случайного прохожего — миникинжалы из рога косули, браслет-дракон и даже серебряные галстуки. Особенно запомнилось мастеру кольцо в виде букета с 18 бриллиантами. Цена такого изделия была около 1000 долларов.
На вопрос о клиентах ювелиры многозначительно улыбаются. Говорят, что прежде чем называть заказчиков, нужно у них спрашивать разрешение. Николаю Антоновичу, например, приходилось делать колье для жены известного цыганского барона.
— 136 больших бриллиантов и около 400 мелких, — раскрывает секрет ювелир. — Такое колье по стоимости равноценно пятикомнатной квартире.
Михаил Альбертович также работал с цыганами. Сделал перстень весом в 62 грамма. Для сравнения, примерно столько весят хорошие мужские часы.
— В 90-е было много богатых клиентов, и заказы были большие, — вспоминает ювелир.
Однажды Михаилу Альбертовичу заказали модель автомобиля «Мерседес» из золота. Длина «машинки» -- около метра, а масса — полтора килограмма. Над изделием мастер трудился два месяца.
— Бандиты заказали в подарок своему «братку». Получился как настоящий, — улыбается ювелир. — Даже дверцы открывались.
С бандитами в 90-е годы приходилось работать не один раз. Особенно часто они заказывали цепи. О сырье ювелиры тогда не беспокоились. Заказчик мог купить золото прямо в мастерской. Иногда люди приходили «со своим» металлом, приносили золотые коронки.
— Бывали случаи, когда принесенное человеком золотое украшение оказывалось подделкой, сделанной из дешевых металлов. Но это не значит, что человек обманщик. Обычно в таком случае виноват нечестный продавец.
Чтобы отличить золото от подделки, используют специальный реактив. Изделие надпиливают, наносят раствор. Если золото не соответствует пробе, оно чернеет.
— Но в последнее время я чаще сталкиваюсь с поддельным серебром. Иногда это оказываются изделия из церковных лавок, — делится Михаил.
В Беларуси ювелир не имеет права работать со своим сырьем. Украшения можно изготавливать только из того, что принес заказчик. По словам мастеров, это усложняет работу. В таком случае ювелир работает только по заказам, а собственные изделия не имеет права продавать.
— Во всех странах мастер может пойти в банк, купить металл, сделать украшение и продать его. У нас это нереально. Это уголовное дело.
Свои курсы Михаил и Николай открыли в сентябре 2014 года. За это время у мастеров обучилось около 50 человек. Но, вздыхают ювелиры, осталось в деле только пять. Проблема здесь не в таланте. Ювелирное искусство требует много вложений: инструменты, материалы, мастерская.
— Далеко не все из учеников умеют рисовать, далеко не все будут работать ювелирами. Некоторые приходят учиться для себя. Хотя это искусство — очень дорогое удовольствие.
Кстати, сегодня здесь отмечают день рождения одногруппника. Среди учеников -таксисты, юристы, инженеры-авиатехники и даже священники.
За первой партой молодой человек старательно и сосредоточенно выпиливает подвеску в форме крестика. Евгений — по профессии электрик. Парень обучается новому ремеслу уже пять месяцев. Мастера хвалят его работы, говорят, ученик способный.
— С детства мечтал стать ювелиром, — делится Евгений. — Всегда занимался чем-то подобным: ходил в художественную школу, что-то лепил. Но не было возможностей заняться этим серьезно и знаний не хватало. Так и пришел на курсы.
На руках Евгения — серебряная пыль. Здесь, в прямом смысле, каждая крупица на вес золота. Пыль кропотливо собирают в баночку, чтобы потом снова переплавить. Курсы подходят к концу, парень подумывает о том, чтобы устроиться в мастерскую и оттачивать навык.
Есть среди учеников и представительницы прекрасного пола. Татьяна — юрист. До этого работала швеей. Девушка говорит, что ничто еще так не увлекало ее, как ювелирное искусство.
— Получала диплом и понимала, что не очень хочу заниматься юриспруденцией. А вот с металлом мне всегда хотелось работать. Как только появилась возможность, сразу записалась на курсы.
Татьяна признается, что иногда бывает трудно, но не потому, что она девушка. По ее словам, металл — трудный, неподатливый материал.
— Такая работа отнимает много времени. Нужно быть усидчивым, внимательным и старательным человеком.
Девушка планирует устроиться в мастерскую и заниматься ювелирным искусством профессионально.
Покупая кольцо, покупатели видят лишь результат работы — золотое изделие с сияющими бриллиантами. Вся работа мастера остается скрытой от наших глаз. Начинающий ювелир Евгений соглашается приоткрыть завесу и показывает мастер-класс по изготовлению обручального кольца.
Из металла (в нашем случае это латунь), выпиливается полоска нужного размера. Парень тщательно обрабатывает металл в течение нескольких минут.
Затем полоска сгибается в нужную форму. Чтобы облегчить этот процесс, металл накаляют огнем.
Евгений прифуговывает кольцо, и стык становится ровным. После этого — спайка.
— Отшлифовать, заполировать — и готово, — комментирует Михаил Альбертович и несет кольцо в свою мастерскую, чтобы завершить работу.
Весь процесс занял около 40 минут. В случае с золотом потребуется немного больше времени. А вот большие и витиеватые изделия обычно выливаются с помощью специальных форм. Вручную их сделать очень трудно.
— У нас часто спрашивают, — рассказывают мастера, — надо ли художественное образование… Ничего этого не нужно!
— Самая приятная часть работы ювелира — не нужно долго думать о подарках, — говорит Михаил и дарит нам только заполированное, еще теплое, латунное кольцо.
— Руководители мастерских жалуются, что нет притока молодых кадров, — с грустью рассказывает Михаил. — Одни старики сидят, уже не креативные. А молодых кадров нет, потому что их нигде не готовят. В БНТУ обучают техников ювелирного производства, которые будут работать в цеху, но не ювелиров. Нет у нас в Беларуси школы ювелирной. Одному трудно создать, а помочь никто не хочет.
Есть два пути освоить профессию ювелира в Беларуси: устроиться подмастерьем в мастерскую или прийти на курсы к Михаилу и Николаю. Учились у мастеров даже работники крупных ювелирных фабрик.
— Хотите верьте, хотите нет — мы уже несколько месяцев работаем без зарплаты. Людям сейчас трудно платить. Все доходы уходят на аренду и налоги. Раньше людей ходило много. Теперь — мало.
К разговору подключается ученик Александр, который мечтает открыть свою мастерскую. Мужчина рассказывает, что в России гораздо проще начать такой бизнес, а в восточных странах ювелира можно встретить на каждом углу.
— В Беларуси люди хотят и готовы этим заниматься. Но у нас сложно открыть мастерскую по всем требованиям, нормативам, законодательству. Так получается монополия.
При этом, по словам ювелиров, количество заказов с каждым годом уменьшается. У Николая Антоновича есть свой способ определить положение дел в стране.
— Когда в стране хорошо, ходят по ювелирным мастерским, когда плохо — по сапожным. Так вот сейчас ходят по сапожным, — заключает ювелир.
В конце беседы ювелиры признаются, что самые капризные клиенты — женщины.
— Приходят за украшением и ругаются, что хотели другое. А говорю «давай обратно», а она — н-е-е-ет, — улыбается Николай Антонович.
— Без женщин мы бы погибли, — отвечает Михаил Альбертович.
— Ну вы совсем не про ювелирное дело говорите, — в шутку возмущается проходящая мимо администратор помещения.
— Мы про любовь говорим. Для кого же работают ювелиры? Для женщин, — приговаривает Михаил Альбертович, — чтоб красивше были.