В последнее воскресение января международное сообщество ювелиров отмечает свой профессиональный праздник. Наша собеседница — искусствовед Людмила БУДРИНА, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5).
— Большинство людей воспринимают ювелирное дело с потребительской точки зрения. Но это прежде всего искусство, причeм очень древнее. В чeм секрет его живучести?
— Ювелирное искусство зародилось как часть сакральных и культовых элементов костюма. Своего рода оберег, защищающий наиболее уязвимые с эзотерической точки зрения места тела: ворот, пояс, запястье. Вторая функция ювелирных украшений с незапамятных времeн — статусная: по тому, что человек носил на себе, окружающие судили о его происхождении и положении в обществе. То же кольцо знатного лорда переходило от отца к сыну как знак титула. В отличие от ваз и шкатулок «ювелирка» делается не под интерьер, а под человека и воспринимается неотрывно от человека, как своего рода маркировка, составляющая личности. Хотя бы по этим причинам ювелирные вещи никогда не выйдут из обихода.
— На Урале своя школа ювелирного дела. В чeм еe специфика? Почему еe зарождение относят к 1961 году, хотя традиции работы по камню и металлу на Урале уходят в глубину веков?
— До конца XVII века Урал был очень странным географическим явлением: этаким барьером между Сибирью и Пермским краем. И осваивать наш край начали ради добычи полезных ископаемых — железа и меди, а красивые камешки считались чем-то вроде приятного бонуса к главным сырьевым богатствам. Но несомненно, что традиции ювелирного дела зародились здесь очень давно — достаточно вспомнить бронзовые броши и застeжки в «зверином стиле», при изготовлении которых использовалась уральская медь. В 1726 году Василий ТАТИЩЕВ привозит в Екатеринбург шведского резчика Христиана РЕФА, чтобы организовать на Урале добычу цветных камней и обучение камнерезному ремеслу. Но очень долгое время — на протяжении большей части XIX века — нашим ювелирам не разрешалось иметь собственную «пробирную палатку», где бы клеймились готовые изделия. Клеймили же уральские изделия за пределами региона — так что сегодня невозможно с уверенностью сказать, сделаны та или иная брошка или кольцо в Екатеринбурге либо в каком-то другом городе.
После революции от ювелирного дела, конечно, не отказываются полностью, но оно принимает скромные формы в соответствии с аскетическим советским идеалом. Лишь в середине 1950-х, когда государство искало новые экспортные направления, решили сделать уральскую ювелирную продукцию «конвертируемой»: к местной традиции обработки камней добавили оправу из драгоценного металла. Вначале это была классическая костромская филигрань, которую уральский камень просто подавлял, делая общий рисунок изделия совершенно «нечитаемым». Чтобы это исправить, ювелиры стали делать проволоку и шарики оправы более крупными, отказались от технологии «кручения». И лишь весной 1961 года уральские изделия из малахита, яшмы и родонита появляются на первой выставке прет-а-порте в Париже — не сами по себе, конечно, а как элемент коллекции драповых пальто и костюмов, разработанных в Доме моды на Кузнецком мосту. Это произвело большое впечатление на французскую публику — ведь для европейского потребителя было в новинку использование в ювелирном украшении не классических драгоценных, а именно полудрагоценных и даже поделочных камней. Не сказать, что уральцы открыли какое-то ноу-хау, но совершенно точно сломали шаблон, доказав, что можно создать шедевр, используя неклассический набор материалов.
— Какую роль в популяризации этого искусства играли и играют на протяжении всей истории музеи? Каким образом изделия ювелиров попадают в музейные фонды? Есть ли среди них экспонаты, скажем так, всемирно известные?
— К сожалению, наша ювелирная школа долгие годы развивалась в режиме «закрытой» страны, поэтому применительно к нашим мастерам можно говорить лишь об их всероссийской известности. Например, Владислав ХРАМЦОВ, Леонид УСТЬЯНЦЕВ, Владимир СОЧНЕВ, Михаил ЛЕСИК — имена, известные далеко за пределами региона. Что касается популяризации изделий школы за рубежом — если она и велась, то лишь по линии Внешторга, в рамках коммерческих выставок, да и то на территории дружественных государств. Музеи и рады бы возить свои коллекции по миру, но это дело дорогое и хлопотное. Закупка же новых экспонатов — дело почти невозможное, мы надеемся на дары мастеров, которые пополняли и пополняют собрания музеев. Тем не менее у иностранцев высокого уровня и у гостей из Москвы наши экспозиции вызывают огромный ажиотаж. Прямо подходят и спрашивают: «Где такое купить? Хочу жене такое же колье!» Но в том-то и дело, что такое колье повторить невозможно: не найти точно таких же агатовых горбушек или кварцевых щeток! Такой камень в условиях тиража нигде не увидишь — поточная индустрия считает его браком. Но истинный мастер и в «нетиражном» материале способен увидеть красоту, заложенную самой природой.