В розничной торговле бриллиантами в настоящее время проходит консолидация, которая длится уже несколько лет. Мелкие самостоятельные ювелиры постепенно исчезают, их заменяют гораздо более крупные сетевые магазины, отнимающие значительную долю рынка у самостоятельных магазинов.
Основным примеров этому является Signet, которая в 2014 году приобрела 100% корпорации Zale Corporation за $1,46 млрд по сделке с оплатой денежными средствами. Signet сейчас управляет почти 3 600 магазинами под брендами Kay, Jared и Zale’s в США; H. Samuel и Ernest Jones в Великобритании и People's в Канаде. Signet также управляет павильонами в США под брендом Piercing Pagoda.
Эта сделка позволила сделать Signet крупнейшей в мире специализированной ювелирной компанией в мире за счет рыночной капитализации. Стоимость акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже выросла на 79% со времени объявления о приобретении в феврале 2014 года. Эта компания-гигант имела объем продаж свыше $5,7 млрд в 2015 финансовом году. Компания заявила, что разрабатывает среднесрочный план по повышению маржи прибыли, в частности с помощью своего недавно приобретенного бренда Zales.
Еще одна компания занимает особое место на рынке - Tiffany & Co., которая, похоже, в последние годы добилась почти культового поклонения. Эта компания сообщила об общих поступлениях в размере $4,2 млрд в 2014 году, и она достигла этого с помощью всего лишь 295 магазинов, расположенных по всему миру. Прочные позиции бренда Tiffany позволяют ей получать самые высокие прибыли в отрасли. Компания также повышала выплаты по дивидендам своим акционерам в течение почти 20 лет.
Tiffany была одним из первых ритейлеров бриллиантовыми ювелирными изделиями, которая увидела важное значение обеспечения надежных поставок высококачественных алмазов за счет партнерства с алмазодобывающими компаниями. В настоящее время она является сайтхолдером компании De Beers. В некоторых случаях Tiffany даже была основным сайтхолдером и финансировала разработку рудников в ответ на право первого выбора высококачественных драгоценных камней для своей коллекции. Это оказалось положительным шагом для Tiffany, которая в свое время смогла разработать целую линию бриллиантовых ювелирных изделий на основе ярко-желтых бриллиантов в результате своих соглашений на поставку с австралийским алмазным рудником Эллендейл (Ellendale).
Основанная свыше 175 лет назад, Tiffany открывает всего несколько новых магазинов каждый год. В 2015 году было открыто много новых магазинов в Лондоне, а также флагманский магазин на Елисейских полях в Париже.
Berkshire Hathaway - гигант рынка тоже присутствует на рынке ювелирного ритейла свыше 25 лет. В 1989 году легендарный инвестор Уоррен Баффет (Warren Buffet) приобрел магазин, имеющий одну торговую точку, Borsheim’s Fine Jewelry, расположенную в его родном городе Омаха, штат Небраска. С тех пор Borsheim’s вырос в один из крупнейших специализированных ювелирных магазинов в мире, в котором площадь, отведенная для розничной торговли, составляет свыше 62 500 кв. футов. Интересно то, компания по-прежнему имеет единственный фирменный магазин, предпочитая постоянно расширять свою единственную торговую площадку, а не открывать новые.
Попытка Баффета заняться ювелирными изделиями оказалась явно успешной, и в 1995 году он купил расположенный в Канзасе магазин Helzberg Diamonds, а затем в 2000 году Ben Bridge Jeweler в Сиэтле. Helzberg сейчас располагает 229 магазинами и является четвертым по величине ритейлером в Северной Америке по количеству торговых точек, а Ben Bridge занимает девятое место с его 75 магазинами, согласно данным National Jeweler.
На другой стороне мира растущий аппетит Китая на бриллианты помог добавить несколько китайских компаний к списку крупнейших ювелирных ритейлеров в мире. Chow Tai Fook была самым крупным специализированным ювелирным ритейлером в мире по рыночной капитализации, пока стоимость ее акций не упала на фоне общего спада китайской экономики. Основанная в 1929 году, эта компания была названа по имени основателя Чоу Чиюэн, а «тай фук» означает с китайского «получивший большое благословение».
К настоящему времени Chow Tai Fook выросла уже до 2 300 магазинов розничной торговли, и постоянно увеличивает число своих магазинов в течение многих лет, добавив 180 магазинов в 2015 финансовом году. Несмотря на то, что это был трудный год для компании, поступления достигли $8 млрд, сделав ее самой высокоприбыльной специализированной ювелирной компанией в мире. Ее прибыль в размере $700 млн выше прибыли, полученной Signet или Tiffany.
Chow Tai Fook вызвала сенсацию в отрасли в июне 2014 года своим приобретением базирующегося в Бостоне люксового бриллиантового бренда Hearts on Fire за $150 миллионов. Эта компания розничной торговли уже начала расширять свою сеть магазинов бриллиантового бренда Hearts on Fire, распространяя свое влияние за пределы азиатского рынка.
Другие крупные китайские ритейлеры Luk Fook и Chow Sang Sang показали аналогичный рост числа открывающихся магазинов в последние годы. Хотя Chow Sang Sang гораздо меньше, чем Chow Tai Fook, ее годовой объем продаж составляет $2 млрд, и в середине 2011 года ее рыночная капитализация составляла свыше $3,8 миллиарда. Все эти три компании покупают алмазы непосредственно у производителей алмазов и развили интегрированную сеть производства бриллиантов и изготовления ювелирных изделий.
В Индии область розничной торговли претерпела значительные изменения за последние годы. Принимая во внимание недавний рост потребительского аппетита на бриллианты, ритейлеры, которые исторически были сосредоточены на золотых ювелирных изделиях, стали срочно пытаться добавить бриллианты к своим предложениям. Все же лишь треть ювелирных ритейлеров предлагает бриллианты, согласно данным Доклада о состоянии дел в отрасли (Diamond Insight Report), составленном De Beers. Но этот показатель быстро меняется, так как ритейлеры видят большие возможности повышения прибыли от драгоценных камней. Роль крупных сетей розничной торговли тоже повышается. В этом же докладе De Beers указывается, что сетевые магазины составили всего 2% от числа магазинов в 2011 году, но на их долю пришлось 17% от объема продаж.
Gitanjali Group имеет свыше 4 000 розничных магазинов, в основном в Индии. В 2006 году Gitanjali сделала важный шаг - вошла на рынок Соединенных Штатов, приобретя компанию Samuels Jewellers, которая управляет 106 розничными магазинами в 19 штатах США. Эта компания также присутствует в Японии, Европе, на Ближнем Востоке, в Китае и Гонконге.
Titan Corporation, сейчас являющаяся крупнейшим ювелирным ритейлером в Индии, была основана в 1980-х годах как совместное предприятие между Tata Group и корпорацией промышленного развития Tamil Nadu Industrial Development Corporation. Отчасти в ответ на крупный дефицит иностранной валюты в Индии, а также из желания компании Tata разрабатывать бренды, более привлекательные для женщин-покупательниц, Titan начала деятельность в основном как производитель часов для рынка Северной Америки. С тех пор компания открыла свыше 1 100 фирменных розничных магазинов в разных отраслях, включая популярные ювелирные магазины Tanishq, которых насчитывается свыше 160.
Почти все крупные ритейлеры создают какой-либо вид прямых источников поставок алмазов в ювелирный сегмент. Такие компании, как Chow Tai Fook, Tiffany, Signet и Gitanjali, являются прямыми заказчиками основных алмазодобывающих компаний. De Beers является примером производителя алмазов, который пошел в другом направлении, занявшись новой областью деятельности – ритейлом. В 2001 году была создана компания De Beers Diamond Jewelers, совместное предприятие между группой компаний De Beers и люксовым брендом Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH).
С тех пор компания открыла 35 бутиков в Северной Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. De Beers также создала свой бриллиантовый бренд Forevermark, который она продает в своих собственных магазинах и через других ритейлеров дорогостоящих изделий.
В мире цифровых технологий онлайновый ритейлер Blue Nile остается лидером на рынке. Компания начала работать под названием Williams and Son, когда Дуг Уильям (Doug Williams) начал продавать бриллианты онлайн. В 1998 году Марк Вадон (Mark Vadon) из консультационной фирмы Bain & Co. купил обручальное кольцо у Williams, и быстро нашел $6 млн, чтобы выкупить 85% компании, позднее переименовав ее в Blue Nile. Через несколько лет в 2004 году компания вышла на IPO (первичное размещение акций) на Нью-Йоркской фондовой бирже. В настоящее время ее годовой объем продаж составляет $474 млн, а рыночная капитализация свыше $400 миллионов. Благодаря своей низкозатратной онлайновой модели, Blue Nile способна предоставлять потребителям некоторые самые лучшие цены в отрасли и предлагает широкий выбор средств для повышения осведомленности потребителей о бриллиантах на своем вебсайте.
Но Blue Nile столкнулась с трудностями в последние годы в связи с повышением конкуренции в области онлайновых продаж со стороны известных ритейлеров, торгующих в обычных реальных магазинах. Покупка бриллиантов имеет сильную эмоциональную составляющую, и покупатели в подавляющем большинстве предпочитают посмотреть и примерить свое ювелирное украшение перед тем, как сделать покупку. В июне 2014 года Blue Nile объявила об отходе от своей стратегии продаж только через онлайн и открыла выставку обручальных колец в гигантском универмаге Nordstrom, где покупатели могут увидеть и примерить обручальные кольца. Компания недавно объявила о своем намерении расшириться на три или четыре «вебзала» в 2016 году после успеха пилотного проекта.
Другие крупные онлайновые ритейлеры, как Amazon и eBay, долгое время были игроками в пространстве бриллиантовых ювелирных изделий. Быстрый поиск «обручального кольца» на eBay.com выдает свыше 1,85 млн результатов. На самом деле эти онлайновые платформы дали известным производителям бриллиантов и оптовикам еще одну площадку для продажи своей продукции широкой аудитории.
Ни в одном обсуждении розничной торговли бриллиантами нельзя обойти некоторые известные бренды этой отрасли. В 2011 году United Brands опубликовала список рейтинга ведущих глобальных брендов бриллиантовых и ювелирных украшений по многим категориям. Рейтинги учитывали «…ряд факторов, включая качество продукта, дизайн, показатели, стоимость, признание потребителей, отличительные особенности брендов и эффективность маркетинга». Такие имена как Graff, Cartier, Harry Winston, Van Cleef and Arpels и Bulgari, превратились в бренды, имеющие значительное влияние на сегмент предметов роскоши премиум-класса в бриллиантовой отрасли. Так как брендирование приобретает все большее значение в глазах потребителей, то известные бренды, а также и начинающие бренды, занимают все бόльшую долю на рынке.
В течение многих лет формируется тренд на консолидацию в отрасли розничной торговли бриллиантами. Хотя сектор ритейла в отрасли все еще остается сильно фрагментированным, крупные ритейлеры все больше интегрируются в ювелирном сегменте с алмазодобывающими компаниями и производителями бриллиантов для получения все большего контроля над их деятельностью. В результате этого, а также ввиду огромного размера и покупательной способности некоторых из этих групп, они оказывают все большее влияние на то, как ведутся дела в других частях алмазопровода. Решения, принимаемые этими большими группами, часто являются индикаторами состояния дел и направления деятельности отрасли в целом. И не наблюдается признаков замедления этого процесса.