Владимир Збойков
«Разделяй и властвуй — принцип государственной Из Википедии |
Российские ювелиры продемонстрировали в прошедшем году свою неспособность достаточным образом сплотиться для отстаивания своих бизнес-интересов. Так уж устроен российский бизнес вообще, а ювелирный бизнес особенно, что интересы общего цеха всегда у нас отступают перед взаимной конкуренцией, как на уровне хозяйствующих структур, так и на личностном уровне, на уровне персоналий.
Конечно, не только в отсутствии консолидированной позиции участников ювелирной отрасли заключался наш проигрыш. Противник оказался силен. Я писал об этом ранее, но повторюсь – регулятор стал намного эффективнее (в своих интересах) вести работу с отраслевыми общественными организациями, с депутатским корпусом и в СМИ, в Интернете. «Под занавес» отрасль познакомилась с тогдашним куратором от руководства Минфина – Виктором Зубаревым, продемонстрировавшим применение чисто силового продавливания принятия тогда еще законопроекта, практически с полным выхолащиванием из него всех предложений ювелиров. На его фоне более мягкий подход руководителя Пробирной палаты России Александра Маркина выглядел прямо-таки заботой о ювелирном бизнесе…
В итоге «все копья вокруг законопроекта были сломаны», законопроект стал законом, и все второе полугодие регулятором формировалась новая отраслевая подзаконная база. Сформировалась. Теперь, в 2016 году, начинается практика применения этих новых норм. Понятно, что именно этот период и станет показателем того, насколько благие обещания регулятора о защите истинных интересов участников отрасли на государственном уровне окажутся правдой.
Так вот, окажутся, или не окажутся – вопрос открытый, и очевидно, что проблемы взаимоотношений регулятора с участниками ювелирной отрасли будут неизбежны. Не потому, что регулятор плохой, и даже не потому, что отраслевая нормативно-правовая база имеет явный перекос в сторону избыточного госконтроля. Об это говорить сегодня уже явно поздно и бессмысленно. Проблемы неизбежны как минимум в силу общей экономической ситуации в стране: ресурсы тают, но потребности сторон сохраняются и даже растут.
С одной стороны (государства), перед регулятором ставятся задачи обеспечения собираемости налогов и прочих сборов с участников рынка, ужесточения контроля не только за налоговой дисциплиной, оборотом в отрасли драгоценных металлов, но и контроля за покупателями изделий (требования Росфинмониторинга).
«Смерть Клеопатры», картина Реджинальда Артура, 1892.
С другой стороны, встали вопросы выживания участников отрасли в условиях резкого обвала платежеспособного спроса населения на ювелирные изделия, падение курса рубля и т.д.
Что стоило бы ожидать от участников отрасли в данной непростой ситуации? Консолидации. Вместе, поддерживая друг друга, выживать отрасли будет легче. Проще, намного эффективнее, аккумулируя усилия, можно отстаивать перед регулятором свои отраслевые интересы. Разве для кого-то секрет, что лоббирование отраслевых интересов всегда, во всем мире, стоит больших денег, которые никогда не найдет на это отдельно взятое предприятие? И даже региональной организации решение задач лоббирования интересов отрасли явно не под силу. Как по финансовым, так и по административным причинам.
А без лоббирования общеотраслевых интересов нам не обойтись. Попытки решать свои проблемы местячково, «здесь и сейчас» - это ошибочные решения. Да, модели ведения бизнеса у разных ювелирных компаний сегодня разные. Из-за чего их интересы часто разнятся вплоть до противоположных. НО! В условиях скудеющего «общего пирога», тихо решать свои частные проблемы на местах становится все менее реалистично.
От регулятора, налоговых структур, государство требуют сегодня демонстрации эффективности работы, требуют поступлений в казну. Весной ювелирам заявили в Федеральной налоговой службе, что «налоговые выгоды больше не должны быть для ювелиров конкурентным преимуществом». И регулятор начинает это обеспечивать. Вот только вопрос: с перегибами, или без перегибов?
Принят закон, предписывающий требовать паспорт у покупателей ювелирных изделий при чеке свыше 40 тысяч рублей по наличной покупке. А что такое чек в 40 тысяч, если уже сегодня доллар выше 80 рублей? Пятьсот долларов, как смартфон… Ну и драгоценность! И что такое будет «40 тысяч» завтра? А не побоится ли покупатель свой паспорт подавать в ювелирном магазине? Да, это норма уже принятая, причем совсем недавно, но разве можно с ней мириться ювелирам, чья продукция явно по недоразумению попала в сферу якобы «подпитывания терроризма».
«Тонкая красная линия». Картина Роберта Гибба
А сколько проблем еще может появиться у ювелирной торговли с камнями! Ведь не зря в прошлом году регулятор привлек чисто коммерческую структуру как якобы представителя «Общества защиты прав потребителей» для внесения предложений о «совершенствовании» 55 Постановления в части о торговли ювелирными изделиями. Очевидно, у регулятора есть интерес усилить контроль за вставками. Как он, этот контроль, будет реализовываться на практике, как будут работать эти новеллы, время покажет, но, предполагаю, проблемы здесь будут.
Но все это – «семечки», по сравнению с падением востребованности ювелирных изделий у населения как таковых. Падение интереса к ювелирной группе в целом на фоне падения доходов и общего роста цен – это может быть катастрофой для отрасли. Как минимум – глобальным переделом рынка.
Проблема решаема лишь одним путем – массированной и очень дорогостоящей видовой рекламой ювелирной продукции. Ювелирной продукции как таковой, т.е. видовой рекламой не изделий какой-то отдельной компании, а всей товарной группы. Подобную рекламу бриллиантов долгие годы вел De Beers, затрачивая на это более 2 млрд. долларов в год, и вытягивая интерес людей не только к бриллиантам, но и ко всем ювелирным изделиям. Сегодня, когда монополия De Beers разбита, а АЛРОСА стала даже крупнее, видовую рекламу проплачивать не кому. И интерес к ювелирным изделиям падает во всем мире. Россия – не исключение, нам также для поддержания внутреннего рынка необходима видовая реклама ювелирных изделий как таковых. И это тоже общий фон.
Так вот, на фоне ситуации, сложившейся как в отрасли, так и стране и мире в целом, начался «парад суверенитетов общественных отраслевых организаций». Занятно, что на высоком политическом уровне подобные явления общества во власти находят известную оценку, вследствие чего дальнейшего развития не получают. Другое дело, «парад суверенитетов в ювелирном сообществе». Здесь все иначе.
Если «Гильдия ювелиров 1» просит регулятор «направо», а «Гильдия ювелиров 2» - просит «налево», то регулятор просто разъясняет и тем, и другим, что нельзя одновременно идти «и туда, и туда». Вы, говорит, сначала определитесь, что вы сами-то хотите… Но не могут они определиться – у каждого «своя свадьба».
Я далек от мысли, что какая-то отраслевая общественная структура общероссийского, федерального масштаба способна взять, и волшебным образом устранить все несоответствия интересов участников рынка. Конечно же, нет таких волшебных процедур. Но в условиях «скудеющего общественного пирога» в борьбе за свои персональные интересы сегодня можно больше потерять, чем выиграть. Просто потому, что на всех этих противоречиях регулятор, который, как мы понимаем, имеет свои собственные интересы, будет играть и выигрывать.
Сегодня, как никогда, необходима отраслевая консолидация. Нет в российской ювелирной отрасли сегодня таких игроков, которые могли бы в одиночку отстоять перед регулятором хотя бы свои собственные интересы. Ресурсов на то не хватит. И у региональщиков не хватит.
И уж тем более понятно, что убедить АЛРОСА (как единственное заинтересованное в развитии ювелирного рынка лицо, имеющее достаточные средства) прислушаться, запустить хотя бы внутреннюю видовую рекламу ювелирной продукции, может организация только федерального уровня. Ведь убеждать-то нужно через Правительство, Минфин!
Участвуя в лоббировании отраслевых интересов с 1998 года, могу уверенно сказать, что общественным организациям удалось добиться многого. Реально многого. Проигрыш отраслевого лоббирования 2015 года – это, в том числе, и ошибка отсутствия консолидации участников рынка. Так неужели ничему не научились?
Понятно, регулятор не скажет, что «молодцы ювелиры, разваливайте и дальше Гильдию ювелиров России, нам так проще будет с вами жить». Собственно, как раз в этой ситуации, когда основная масса ювелиров окажется не в федеральной общественной структуре, а будет разбросана по региональным гильдиям, Гильдия ювелиров России и станет той «идеальной общественной» организацией, о которой регулятор может только мечтать. Ведь «пустоту» регулятору будет легко заполнить «нужными» членами, им только совет нужно дать, войти туда. И уже их, «правильное» большинство, будет формировать в Гильдии ювелиров России «правильную» точку зрения и линию взаимоотношения с регулятором, так нужную регулятору для обоснования принятия самых «непопулярных» мер и актов. Соглашательскую, естественно, точку зрения. Ведь у нас всегда все самое плохое принимается «по просьбе трудящихся»…
[ Ювелирные Известия ]
А вот, что совсем непонятно, так зачем г-ну Збойкову вся эта "галиматья" нужна? Пишет, только чтобы что то написать? "Осадок" после прочтения статей Збойкова "отдаёт конкретным запашком". Для таких писсателей много места в соц. сетях.
Гильдия и другие объединения нужны в первую очередь для выработки предложений по стратегии развития отрасли, а не для борьбы с гос.органами для наполнения "карманов" горе-лоббистов - шаманов с бубнами.
Если бы я написал "галиматью", то вряд ли бы кто-нибудь стал терять время на комментарии... Ведь реакция на галиматью - это пустопорожняя болтавня. Но ювелиры - народ занятый, а случайные люди не в теме сюда не заходят.