Гражданам, которые захотят купить ювелирные украшения на сумму более 40 тысяч рублей наличными (508 долларов по курсу Центробанка на 19 января), придется проходить идентификацию — предоставлять паспорт. Такое же требование будет действовать в случае, если покупка прошла безналичным путем, с помощью банковской карты. В этом случае порог выше — 100 тысяч рублей (1271 доллар).
В декабре 2015 года заработали схожие правила при покупке и продаже валюты в банках на сумму более 15 тысяч рублей. Требуется показать паспорт и сообщить для составления анкеты дополнительные данные.
Не станет исключением и покупка ювелирных украшений, и все — ради борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Закон, предполагающий введение порога в «ювелирке», с этого года уже вступил в силу.
Как пояснили «Российской газете» в Ассоциации «Гильдия ювелиров России», изменения также предусматривают заполнение анкеты, в которой будут указаны, среди прочего, источники дохода гражданина, его положение (наемный работник, руководитель среднего или высшего звена и т. д.) и цель приобретения ювелирного украшения. Например, для жены или сестры, если покупку делает мужчина.
А если для любовницы? Тогда можно указать любую цель покупки или не отвечать на этот пункт вовсе. Каждый магазин сам решит, нужны ли ему такие данные.
Эти правила предусматривала и прежняя редакция закона. «До 2016 года при любой покупке украшений — дорогих или дешевых — нужно было предоставлять паспорт. Однако на практике это положение мало кто соблюдал», — пояснил генеральный директор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин.
Теперь закон обозначил пороговые суммы, и его исполнение легче проследить, так как если ювелирам дадут повод для сомнений, то они обратятся в Росфинмониторинг.
По словам Эдуарда Уткина, с точки зрения идентификации клиента магазина внешний вид покупателя или манера его общения — вещь не столь важная. Если у персонала возникают сомнения в том, что перед ними недобросовестный гражданин, который занимается легализацией преступного дохода, то менеджер или продавец имеет право спросить паспорт при любой сумме покупки, начиная с копейки.
С проверенными клиентами магазины, наоборот, работают по упрощенной схеме: если один и тот же человек постоянно покупает украшения, все данные о себе рассказывает и подходит к прилавку вместе с женой — поводов для сомнений в его надежности нет, достаточно предъявить паспорт и не отвечать на дополнительные вопросы по анкете.
Однако помните, что ювелирный магазин может отказать клиенту в приобретении украшений, если есть сомнения в происхождении дохода клиента, и объяснять причину отказа персонал не обязан. В Гильдии ювелиров напоминают, что было несколько случаев с физлицами, которые хотели приобрести обручальные кольца, но магазин отказал им в этом праве. Конституционный суд подтвердил, что ретейл действовал в рамках закона.
Идентификационную анкету в случае необходимости будет заполнять сотрудник магазина, рассказали «РГ» в компании АДАМАС. «Регламент Росфинмониторинга предполагает, что мы сверяем данные покупателя (на основании удостоверения личности) с базой лиц, состоящих на учете, и впоследствии отчитываемся по фактам всех сделок перед регулятором, — уточнил Дмитрий Баранов, операционный директор холдинга. — Анкетирование проводится на добровольной основе. Поле анкеты предполагает указание ФИО, телефона, даты рождения, пол, электронную почту, пункт о согласии получения информационных сообщений и разрешения на обработку этих данных».
Формат анкеты, от которой могут отталкиваться ювелирные магазины, был утвержден еще в феврале 2011 года Росфинмониторингом. В документе было указано, что организации обязаны идентифицировать клиентов, которым оказываются услуги или с которыми заключают разовые сделки. В примечании подчеркивалось, что сюда относят покупку «ювелирки», денежные почтовые переводы и прочее.
Магазины могут спросить и об ИНН (при наличии). Перечень могут дополнить и другими сведениями, которые не обязательны. Этот список ювелиры вправе формировать самостоятельно.
Если покупатель решил приобрести украшения на сумму менее 600 тысяч рублей, то анкета с данными будет храниться в магазине, где совершена покупка, говорит Эдуард Уткин. Это привилегия службы внутреннего контроля. В случае если персонал магазина заподозрит клиента в отмывании доходов, он может обратиться в Росфинмониторинг, где будет проведена собственная экспертиза. При покупке на сумму свыше 600 тысяч рублей анкета в любом случае направляется в надзорное ведомство. Эти правила действуют в отношении банковских операций, сделок с недвижимостью и другими, для рынка и потребителя это не в новинку.
Ювелиры изначально предлагали сделать порог для идентификации более высоким: 150 тысяч при наличном расчете, 600 тысяч — по банковской карте. «К сожалению, нам не удалось добиться этого, — рассказывает президент «Алмаз-Холдинга» Флун Гумеров. — Эти цифры были озвучены несколько раз на стадии формирования закона, но на обсуждение бизнес не пригласили».
За 2015 год спрос на «ювелирку» упал вдвое, и основными потребителями изделий стали иностранные туристы. Новые правила их тоже вряд ли впечатлят. В перспективе, по оценкам Флуна Гумерова, издержки ювелиров вырастут за счет увеличения объемов бюрократической работы, следом могут немного подорожать украшения, как следствие — это может еще сильнее отпугнуть потребителей и снизить ликвидность ювелирного рынка.
Кроме дополнительного документооборота персонал ведет еще и разъяснительную работу, так как многие покупатели настороженно относятся к необходимости предъявления документов, замечает Дмитрий Баранов.
«В последние годы в России всячески стимулируется переход на безналичный расчет, и ювелирная отрасль в этом плане не исключение, — замечает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — В развитых странах давно произошел переход на электронные площадки расчета. Люди, покупающие «ювелирку», в основной массе — продвинутые. Полагаю, что около 80-90 процентов клиентов подобных магазинов укладываются в 40 тысяч рублей, может быть, чуть больше, на них и направлены новые правила, чтобы они отошли от бумажных денег и перешли в новую реальность».
«Думаю, государство таким образом хочет ограничить покупки золота населением, так как, возможно, оно может понадобиться для других целей», — допускает Эдуард Уткин. Так, в 2014 году Банк России стал единственным мегарегулятором, который закупил для резервов 171 тонну золота. Для сравнения: на втором месте — Ирак с объемом 47,6 тонны золота. В то же время спрос на золото со стороны ювелирной отрасли к 2020 году превысит закупки драгметалла фининститутами, такими как ЦБ, полагают аналитики агентства Morningstar.
«Международная практика показывает, что порог колеблется между тремя и 10 тысячами долларов (от 235 тысяч до 786 тысяч рублей по курсу ЦБ. — Прим. «РГ»). При безналичном расчете идентификацию можно и не производить, так как на банковской карте, которой вы расплачиваетесь, есть все необходимые данные, остальные — хранятся в банке», — говорит Эдуард Уткин.
Сегодня один грамм золота в розничной продаже стоит примерно три тысячи рублей. Обручальное кольцо средней ширины весит 4-4,5 грамма, пара колец — девять граммов. Сумма такого чека — 27 тысяч рублей. Цепочка — от пяти до шести граммов, сумма — до 18 тысяч рублей. Средний чек по золотым изделиям экономкласса — от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, по всем изделиям — 50-60 тысяч рублей, однако большая часть покупок укладывается в пределах суммы, при которой можно не предъявлять паспорт.