Рынок ювелирных бриллиантовых изделий в России в 2015 г. снизился на 40% в рублевом выражении, а в долларовом – в 3 раза до $1 млрд, подсчитала для «Ведомостей» партнер Bain & Co Ольга Линде. Снижение объясняется состоянием экономики, сокращением личных доходов и, как следствие, возросшей конкуренцией со стороны более дешевых драгоценных камней, дорогой дизайнерской бижутерии и изделий из серебра, говорится в отчете Bain & Co.
Аналитики компании учитывали в своих оценках долю теневого сегмента, который достигает 30–50%. В 2016 г. отрасль в лучшем случае останется на уровне предыдущего года, а с 2017 г. может возобновиться медленный рост – на 4% в год, прогнозирует Линде.
Российский рынок, по ее словам, традиционно ориентирован на бюджетную продукцию, но в последние два года эта тенденция заметно усилилась. Средний чек на ювелирную продукцию – 15 000–30 000 руб., на эту сумму купить большие бриллианты невозможно, поэтому сети увеличивают долю в ассортименте изделий из прочих камней, отмечает она.
Доля крупных и средних бриллиантов составляет незначительную часть в ассортименте массового ритейла – не более 1–2%, в ассортименте премиальных сетей – около 5%. Ассортимент у всех продавцов смещается в сторону более мелких бриллиантов, отмечает Линде. При этом для российских покупателей все еще важен размер и цвет бриллиантов, а вот качество огранки их практически не интересует.
После 2017 г. на рост спроса может повлиять только восстановление экономической ситуации и увеличение доходов домохозяйств среднего класса. По оценкам Bain & Co, с 2017 по 2020 г. доходы могут расти на 5–6% ежегодно. Поддержать рынок может повышение спроса на кольца для помолвки – сейчас их доля около 10% рынка и она постоянно растет, говорит Линде.
И предложение, и спрос на ювелирные бриллиантовые изделия сократились – примерно на 35 и 50% соответственно, подтверждает гендиректор Московского ювелирного завода (МЮЗ) Михаил Трахтенберг, а больше всего пострадала категория изделий с бриллиантами средней цены, передал он через представителя. МЮЗ не перешел на производство более мелких бриллиантов, просто их потребление упало меньше всего, отметил Трахтенберг.
«Адамас» не заметил изменения структуры продаж, в том числе украшений с бриллиантами, передал через представителя операционный директор сети Дмитрий Баранов. Снижение продаж на 40% сильно завышено – в течение всего года средний чек был стабилен, говорит Баранов, поэтому «Адамас» не менял ассортимент в сторону более мелких бриллиантов.
Спрос снизился не только на бриллианты, потребитель в целом предпочитает более дешевую продукцию – украшения без камней или серебряные изделия, говорит менеджер одной из ювелирных сетей. По его словам, средний чек в магазинах его сети сократился с 7000 до 5000–6000 руб.
Представители «Космос-золота» и Mercury не ответили на запросы «Ведомостей».