Винод Куриян (Vinod Kuriyan)
Никто, конечно, не оспаривает то, что цены на алмазное сырье являются сегодня слишком высокими. Производители бриллиантов переживают чрезвычайно трудное время, пытаясь продать свою продукцию, сделанную из этого сырья, так как покупатели просто не желают за нее платить большие деньги. Неоспоримым фактом является и то, что произошло это главным образом потому, что алмазодобытчики заботились лишь о своих итоговых результатах и проигнорировали предупреждающие знаки в производственной цепочке. Нельзя также отрицать, что все это в значительной степени ослабило и дестабилизировало производственный алмазопровод.
Однако призыв к немедленному сокращению цен на алмазное сырье на 30-50 процентов является поспешным, непродуманным и контрпродуктивным шагом. Это сразу же приведет к огромным потерям для алмазообрабатывающей промышленности, выражающимся в миллиардах долларов. Судя по оценкам стоимости алмазопровода в прошлом году, продажи сырья с рудников составили $ 16,7 млрд, а стоимость изготовленных из сырья бриллиантов оценивается в $ 22,3 млрд. Большая часть сырья, проданного в этом году, и произведенные из него бриллианты до сих пор лежат либо необработанными или непроданными в товарных запасах алмазообрабатывающих компаний. Хотя на сей счет нет официальных оценок, но любая взятая на выбор из этих запасов доля в любой момент даст вам инвентаризационную стоимость в миллиарды долларов.
Тот факт, что немедленное сокращение цен на алмазное сырье на 30-50 процентов вызовет катастрофические потери, на самом деле не нуждается ни в каких обоснованиях.
Вместо того чтобы добиваться резкого снижения цен, промышленность должна общими усилиями сначала очистить производственный конвейер от этого дорогостоящего запаса. Наиболее практичный способ - резко сократить предложение и фактически посадить трубопровод на голодных паек, пока он не очистится. В сочетании с умеренным снижением цен это поможет промышленности добиться движения своих товарных запасов путем смешивания более дорогой продукции с несколько более дешевой, усредняя таким образом стоимость и делая ее приемлемой для покупателей бриллиантов.
Будучи потрепаны рыночными силами и чем-то напоминавшим восстание поведением производителей бриллиантов, добывающие компании, наконец, пошли на две следующие меры. De Beers позволила своим сайтхолдерам отложить приобретение 100 процентов выделенных для них квот в рамках так называемого намерения сделать предложение (Intention to Offer, ITO), а другие крупные поставщики - Rio Tinto и АЛРОСА, - столкнувшись с возможностью потери клиентов, скорректировали и облегчили свои нормы в рамках долгосрочных контрактов.
Эти действия, несомненно, последовали с большим запозданием, но тем не менее эти правильные шаги были сделаны.
Однако в долгосрочной перспективе рентабельность в отрасли может быть восстановлена только путем согласованной глобальной рекламной кампании, нацеленной на то, чтобы поднять воспринимаемую ценность бриллиантов в глазах потребителей. Опять же, движение в этой сфере началось с большим запозданием, но тем не менее началось. Ассоциация производителей алмазов (Diamond Producers Association, DPA) наняла креативное агентство для разработки стратегии глобального продвижения бриллиантов, которая будет находить отклик у сегодняшнего молодого потребителя.
Я не могу не подчеркнуть важность того, чтобы отрасль располагала глобальной и постоянно действующей инициативой по продвижению продукции. Такая рекламная стратегия должна доходить вплоть до розничной торговли, которая является отраслевой точкой контакта с потребителем - конечным оценщиком всех наших продуктов.
В отсутствие такой кампании индустрия розничной ювелирной торговли все чаще прибегает к ошеломляюще большим скидкам – и это к тому же делается в период наиважнейшего праздничного сезона – с тем, чтобы лишь добиться движения продукции. Хотя в краткосрочной перспективе это, возможно, поможет очистить полки от товара, в конечном счете такие действия девальвируют нашу продукцию еще больше. Последовательная рекламная кампания, развернутая по всему миру, является единственным способом для достижения долгосрочного успеха.
Пока же, кто бы там ни был виноват, в интересах мировой промышленности на деле добиться более тесного взаимодействия между добывающими и обрабатывающими компаниями с тем, чтобы производственный трубопровод в целом работал более синхронно, будучи нацелен на то, что должно быть сделано в глобальном масштабе для улучшения общей картины для всех. Если показывать на кого-то пальцем и пытаться перекладывать вину друг на друга, это вряд ли вытащит отрасль из очень глубокой ямы, в которой она сейчас находится.
Вместо того, чтобы поддаваться гневу и паническому настроению, мировая индустрия нуждается в том, чтобы был намечен продуманный путь вперед.