Суровые уральские серьги из чугуна начали выплавлять на каслинском заводе. Дело в том, что предприятие пригласили принять участие в ювелирной выставке, однако показать на экспозиции литейщикам было нечего. И вот наряду с выпуском крылатых коней и чугунных оградок здесь из того же материала начали отливать броши, кулоны и серьги. Съемочная группа ГТРК "Южный Урал" побывала на уникальном производстве и узнала, способна ли мочка человеческого уха выдержать вес чугунной серьги.
– Я – как в песочнице. Я так же работаю, как дети, когда лепят куличи из формочек.
Отличие этого взрослого процесса от игр в песочнице не только в антураже. Вокруг – темный пыльный цех, резкие звуки издает печь, где плавится чугун. Главное – внутри этих "куличей" спрятаны так называемые модели изделий, созданные на 3D-принтере.
На их место чуть позже зальют раскаленный металл – сплав железа и углерода, а достанут уже почти готовые серьги и броши. Технология создания каслинского литья не менялась столетиями, вот только таких тончайших изделий здесь никогда не выпускали. Из цехов когда-то выходили мясорубки и корпусы для снарядов. Но в девяностые годы основное производство приказало долго жить. Чудом выжил только цех художественного литья – его взяла под крыло группа "Мечел". С тех пор местные художники придумывают по 10-12 новых скульптур в год. Решились и на тончайшие ювелирные украшения. "Сначала испугались, боялись, что все такое тонкое, металл не прольется в форму, но он пролился с самого первого раза", – вспоминает Любовь Быкова, начальник участка художественного литья.
Было и еще одно опасение: как мочки ушей выдержат вес серег из чугуна, который исторически используется для отливки гирь. Но оказалось: один из самых тяжелых металлов стал почти невесомым за счет ажурности самих изделий.
Пока чугунная ювелирка имеет естественный цвет металла – серый. Привычный колер литья она приобретет в покрасочном цехе. Здесь сейчас обрабатывают кистью целое стадо быков. Рецепт краски, в основе которой – обычная сажа, не меняется со времени основания завода.
Впрочем, как оказалось, чугунная ювелирка – вовсе не новаторство. Отливали такие изделия и в XIX веке. А во время войны с Наполеоном вообще сдавать золотые украшения на финансирование освободительной кампании и получать взамен чугунные считалось делом чести. Правда, пускать на поток свое новое детище на каслинском заводе пока не решились, но могут сделать на заказ, примерно по тысяче рублей за украшение. Пока здесь все больше специализируются на чугунных животных и персональных заказах. Есть, например, композиция к юбилею бывшего министра промышленности Христенко.
– Но Голиковой мы, конечно, здесь не польстили. Она страшненькой получилась.