В России на территории Калининградской области сосредоточено до 90% разведанных мировых запасов янтаря. Его добычу ведет отраслеобразующее предприятие АО "Калининградский янтарный комбинат". После распада СССР комбинат пережил трудные времена — когда в 1990-е годы, по сути, стал поставщиком дешевого сырья для польских и прибалтийских мастерских. После того как в марте 2015 года 100% акций предприятия было передано госкорпорации "Ростех", комбинат вступил в новый период своего развития. Предприятие теперь работает по новым принципам, отдавая приоритет отечественному рынку, но по общемировым правилам: в частности, отпускную цену планируется формировать с помощью открытых аукционов. Первый в России янтарный аукцион прошел в минувшем октябре и выявил огромный спрос на продукцию комбината — цена за два часа торгов выросла в шесть-семь раз.
О том, почему цены на янтарь растут, а спрос не падает и сколько янтарных украшений должно быть у каждой женщины, в интервью журналу "Власть" рассказал генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин.
Михаил Иванович, решение комбината в шесть-семь раз повысить отпускную цену на янтарь стало полной неожиданностью для рынка. Чем оно продиктовано и почему было так внезапно принято?
Это решение родилось не спонтанно. Калининградский янтарный комбинат на протяжении длительного времени продавал свою продукцию по цене гораздо ниже рыночной. Такая ситуация сложилась в силу целого ряда причин, но она вызывала вопросы как со стороны федеральных структур, таких как налоговая служба, так и со стороны руководства Калининградской области. Бюджеты всех уровней недополучали налоговые платежи от комбината, а мы сами страдали от нехватки средств на необходимую нам реконструкцию. Поэтому мы решили для начала понять, какова реальная цена на нашу продукцию. Первым шагом стало проведение аукциона, состоявшегося в конце октября. Аукцион доказал то, что мы предполагали: отпускная цена была крайне занижена. Так что логично, что следующим нашим решением стало повышение стоимости янтаря. Цены, возможно, для кого-то показались высокими, хотя мы всего лишь приблизили их к существующим на рынке. Хочу обратить внимание, что повышение цен затронуло крупные фракции и практически не коснулось мелких фракций. Поэтому на мелкий бизнес, работающий в основном с некрупными фракциями, увеличение цены особо не повлияет.
Эта работа будет продолжена. Но мы готовы пойти навстречу пожеланиям янтарщиков. Для многих из них лоты по сто килограммов оказались слишком большими. Мы приняли решение установить минимальный размер партии пять килограммов, чтобы мелкие покупатели также могли участвовать в наших аукционах.
Но многие янтарщики сейчас говорят, что это решение убьет всю переработку.
Полностью не соглашусь. Приведу простой пример. Те же черные копатели перепродавали в Польшу и Литву янтарь именно по этим ценам. И спрос был, и переработчиков цена устраивала. Они производили высокохудожественные изделия, были конкурентоспособны на рынке и получали свою прибыль. Ажиотаж, который мы сейчас видим вокруг отпускной цены, подняли именно те, кто жил перепродажей. Я лично разговаривал с ювелирами и знаю их позицию: да, признают они, надо думать, надо прикладывать руки, но цена подъемная. Мы отдаем себе отчет, что полторы тысячи Фаберже в Калининградской области не будет, но это единственный способ стать янтарной столицей. Иначе мы так и останемся поставщиками сырья для Прибалтики, Польши и Китая.
Возвращаясь к теме первого аукциона по продаже янтаря. Зачем внедряется новая практика? Как она изменит действующую систему? Планируется ли полностью перейти на торги?
Мы сейчас над всеми этими вопросами думаем и ищем компромиссное решение, которое позволит поддержать тех представителей малого бизнеса, кто не в состоянии выйти на аукцион. Возможно, будет рассмотрен такой вариант, как работа на давальческом сырье. Комбинат будет отдавать какой-то объем янтаря на переработку с обязательством выкупить в дальнейшем полученную продукцию и уже ее реализовывать через аукцион. Но это будет частная мера для поддержки именно малых предприятий, занятых в переработке янтаря. В основном вся наша продукция пойдет через аукционы, которые, кстати, планируется перевести в электронную форму, чтобы все было максимально прозрачно.
Очень важно понимать, мы просто устанавливаем рыночные цены. В ближайшее время мы проведем еще один аукцион и посмотрим, каким будет спрос на янтарь. Далее аукционы планируется проводить раз в квартал, чтобы определять текущую рыночную стоимость янтаря и исходя из нее строить свою продажную политику. Кстати, с момента повышения цен на янтарь комбинату на приобретение янтаря-сырца было подано более 50 заявок от разных компаний общим объемом около 90 тонн. Так что, на мой взгляд, ситуацию не стоит драматизировать.
Вы инициировали поправки в законодательство, согласно которым вывоз янтаря в страны — члены ЕЭС возможен только при наличии официального согласия страны-производителя. На аукцион это тоже будет распространяться?
Правила едины для всех. В первую очередь мы должны заботиться о собственных производителях, а иностранные компании позаботятся о себе сами.
То есть в идеале мы должны прийти к системе, когда янтарь будет уходить из России только в виде ювелирных изделий или другой продукции.
Абсолютно верно. Если мы будем продолжать жить по старой схеме, то навсегда останемся сырьевым придатком других стран. Низкая цена не способствует развитию переработки, а только развращает людей. Зачем учить ювелиров, ломать голову над дизайном и выстраивать дистрибуторскую сеть, если можно просто купить мешок янтаря на комбинате за тысячу рублей, а потом выйти за ворота и продать его за сто тысяч. Это был путь в никуда. Мы и так по нему слишком долго шли. Но для тех, кто сидел на этой схеме, поднятие цен — очень весомый удар. Недавно в Москве проходила международная выставка ювелирных изделий JUNWEX. Она очень наглядно показала: вся Калининградская область была представлена 20 компаниями. При этом позиционируют себя как янтарщики порядка 160-180 фирм. И все они били в колокола: нам нужен янтарь, дайте тонну, а лучше две. При этом те, кто участвует в выставках, говорят: нам ста килограммов в месяц достаточно, главное, чтобы были регулярные поставки. Я сам спрашивал: хорошо, допустим, мы вам тонну камня продадим, а куда вы потом две тонны сережек сбывать будете? Да я уверен, что Pandora (компания, специализирующаяся на массовой продаже ювелирной продукции) по всему миру меньше продает. А тут ИП Пупкин кричит: зажимают, не дают развиваться. Это несерьезный разговор.
Главное поручение, которое дал президент при передаче комбината "Ростеху",— декриминализация отрасли. Удалось ли этого добиться?
ФСБ, МВД, пограничная и таможенная службы проводят огромную работу на территории Калининградской области. Результаты есть, и они достаточно весомые, но ожидать полного искоренения криминала также наивно, как ждать, что наступит день, когда исчезнет вся преступность во всем мире.
Как идет модернизация самого комбината и какие новшества ожидают его в ближайшее время?
Когда я 1 августа 2013 года впервые переступил порог комбината, здесь все было чуть лучше Сталинграда. Федор Бондарчук прямо здесь мог бы кино снимать, никакие декорации уже были не нужны. Мы сейчас выживаем только за счет профессионализма персонала, так как срок службы всей техники закончился еще двадцать лет назад. Плачевное состояние оборудования — еще один аргумент в пользу повышения цены на янтарь. Если мы будем продолжать продавать за копейки, здесь вообще все рухнет.
Что касается технического перевооружения, то буквально на этой неделе был приобретен новый экскаватор. Сейчас начинается работа по замене транспортного и трубопроводного парка. Полученные за счет новой ценовой политики средства позволят сделать нам большой шаг вперед, который на протяжении более 20 лет никто не делал.
Все заработанные нами деньги пойдут на модернизацию технологии добычи, переоборудование цехов и помещений. Также мы планируем направлять средства на развитие розничной сети и открытие новых магазинов. Мы за два года открыли три новых магазина: в центре Калининграда, в Светлогорске и в аэропорту Храброво. На мой взгляд, сегодня это лучшие янтарные магазины и по дизайну, и по ассортименту. А дальше в наших планах — открытие фирменных магазинов во всех российских городах-миллионниках. Если мы правильно развернем работу по позиционированию камня и продажам, то нам и китайский рынок не будет нужен. Уверен, что наш янтарь на наших женщинах смотрится наиболее эффектно. Тем более что интерес к янтарю растет. Наша дочерняя компания АО "Янтарный Ювелирпром", которая занимается производством и реализацией изделий из добываемого комбинатом янтаря, регулярно принимает участие в выставках-продажах. Так вот, ювелирная выставка, прошедшая в начале октября в Москве, показала рост продаж на 40%, несмотря на то что цены на конечную продукцию выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. Большая часть наших изделий доступна для массового потребителя, хотя есть и эксклюзивные изделия, стоимость которых превышает 500 тысяч рублей. Такого роста продаж удалось достичь благодаря изменению ассортиментного ряда. Информации о янтаре становится больше, и выбор становится разнообразнее. В данный момент мы заинтересованы в популяризации янтаря среди молодого поколения. Уверен, что вскоре они тоже станут нашими потребителями.
В общем, стратегическая цель комбината — чтобы у каждой российской девушки был комплект из янтаря.
[ Ювелирные Известия ]