В четверг, 26 ноября, представители добывающей и металлургической отраслей встретились на XVII Международном форуме «Рынок драгоценных металлов», чтобы обсудить основные тенденции в индустрии как на российском, так и на глобальном уровнях, а также выяснить, чего следует ждать от нее в следующем году. Некоторые тезисы их докладов могут показаться весьма интересными для инвестора, который присматривается к «блестящим» активам.
ЦЕНЫ РАСТИ НЕ БУДУТ
Виктор Никитин, генеральный директор BASF Промышленные металлы:
«Рынок драгоценных металлов на сегодняшний день находится под серьезнейшим прессингом, когда все его участники ожидают решения ФРС США в отношении процентной ставки рефинансирования. Если она будет повышена – произойдет логичное укрепление доллара за счет перетекания огромной долларовой массы в бонды и другие обязательства, гарантированные США, а также в производные инструменты. Соответственно, вряд ли мы увидим в ближайшее время рост цен на рынках драгоценных металлов. Это говорит о том, что производство (добыча драгметаллов) будет маржинальной, то есть сверхприбылей мы не увидим».
СПРОС НА ЗОЛОТО РАСТЕТ В МИРЕ И ПАДАЕТ В РОССИИ
Александр Маркин, руководитель Пробирной палаты России:
«По данным Всемирного совета по золоту, в третьем квартале 2015 года спрос на ювелирное золото в мире увеличился на 8%, на инвестиционные монеты и медали – на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К сожалению, в России наблюдается обратная тенденция. Ювелирный сектор упал на 19%, спрос на монеты и медали – на 40%».
«Согласно данным Пробирной палаты, за 8 месяцев 2015 года снижение спроса на золото в России составило 32%. Значительное снижение спроса также показали Сингапур и Малайзия – на 24% и 10% соответственно. В Турции спрос на золотые изделия упал на 29%, зато существенно вырос спрос на инвестиционные монеты – на 97%».
«Инвестиции в драгоценные металлы по-прежнему остаются одним из самых распространенных вариантов сохранения накопленных средств. Спрос на золото со стороны инвесторов подскочил в июле-сентябре 2015 года на 27% до 229,7 тонны по сравнению с 180 тоннами годом ранее. Цены на золото оказались на минимуме за 5 лет, что стимулировало спрос на этот металл».
ДОЛЯ РОССИИ В МИРОВОМ РЫНКЕ СОКРАЩАЕТСЯ
Александр Маркин, руководитель Пробирной палаты России:
«Вывоз золота из России сократился за первое полугодие 2014 года на 32% в годовом выражении, а в аналогичный период 2015 года – почти на 45%. Вывоз серебра в этом году упал на 15%, платины – на 13%, зато палладий показал прирост на 2,2% за счет изделий промышленно-технической группы. Такая же ситуация и с ввозом драгоценных металлов. За первое полугодие ввоз золота в Россию сократился почти на 68%, серебра – на 73%, платины – на 25%. То есть российский рынок явно имеет признаки кризиса. Несмотря на увеличение добычи драгметаллов в стране, степень участия России в мировом рынке снизилась».
РФ НАРАЩИВАЕТ ЗОЛОТОЙ ЗАПАС
Александр Маркин, руководитель Пробирной палаты России:
«В 2014 году ЦБ РФ значительно активизировал закупки золота. Наращивание золотого запаса продолжилось и в 2015 году. Закупки золота в период с января по август 2015 года составили 112 тонн, что на 44% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Доля монетарного золота в золотовалютных резервах России составляет, по данным на 1 ноября, 13,7%. В 2014 году этот показатель составлял лишь 10,6%»
«В этом году Россия в списке стран с самым большим золотовалютным запасом переместилась с пятого места на шестое, потому что Китай впервые за шесть лет опубликовал данные о своих золотовалютных резервах».
ПЛАТИНОВАЯ ОТРАСЛЬ НА ПОРОГЕ КРИЗИСА
Антон Берлин, директор департамента макроэкономики и анализа товарных рынков «Норникеля»:
«Производство снизилось, но нет так заметно, так что катастрофа в отрасли еще вышла наружу. Ее можно увидеть только по внешним проявлением. То, что происходит в платиновой отрасли – фактически горные компании дотируют рынок, потому что они работают в убыток и съедают свой финансовый резерв, пытаясь вести производство».
«При нынешних ценах на платиноиды 70% добычи в ЮАР убыточно. Что такое «убыточно» в горной промышленности? Это значит, что операционные издержки выше, чем рыночная цена на корзину металлов, но, к сожалению, мы должны пользоваться той же системой бухучета, что и все остальные отрасли. Для того чтобы сохранить объем производства на постоянном уровне, объем инвестиций должен составлять 20% от выручки – это то, что тратится на расширение рудников, на увеличение глубины добычи, на все то, что позволяет увеличить объем руды и компенсировать снижение ее качества».
«Чтобы обеспечить рост производства, маржа должна составлять где-то 40%. Специфика платиновых металлов в том, что практически вся добыча подземная. А подземная добыча – это время строительства рудника в 10-15 лет. Представляете, что это за цифры? Совершенно не ясно, какая цена будет завтра, а строительство рудника закончится только через 10 лет, и потом еще лет десять он будет себя окупать».
«Автопром в пятилетней перспективе будет потреблять больше платиноидов из-за роста количества выпускаемых автомобилей и ужесточения регулирования (выхлопов)»