Ювелир из Смоленска Борис Евард представил на суд специалистов и заинтересованной общественности ноу-хау в области древнего камнерезного искусства. Соединив две известные техники, он заставил камни двигаться.
Собравшиеся в уютном помещении кино-клуба "Траффик" смоляне смогли убедиться в этом в минувшую субботу. Образцы из камня размером меньше спичечного коробка передают из рук в руки. Миниатюры сморят на свет и по совету автора слегка покачивают то в горизонтальной, то в вертикальной плоскостях. И вдруг дракон начинает щелкать пастью, а восточная красавица играть бедрами. Рыбка выпрыгивает из воды, портрет девушки подмигивает.
"Понятно, что высеченное в камне изображение не может двигаться, но может создавать иллюзию движения. Это отнюдь не редкость в искусстве, но вот про подобные практики в камнерезном деле я ранее не слышал. Может, их и не было вовсе", - говорит Евард.
Автор пояснил корреспонденту ИА "События", за счет чего создается эффект движения.
"Вначале я увлекался резьбой камей. Камеи – это выпуклые изображения на камне, поверхности раковины и т. д. Вроде барельефа на здании. Техника имеет более чем тысячелетнюю историю, интерес к ней, как и мода на камеи, то возникал, то затухал. "Камеи наоборот" - то есть "впуклые" изображения, называются инталии. Не менее древняя техника камнерезного искусства с богатыми традициями мастерства. И вот я попытался совместить обе этих техники на одной поверхности. То есть часть изображения – эта камея, часть – инталия. Притом что размер всего изделия не велик – миниатюра. Фактура материала, плюс знание куда направить резец… Ну в общем, первые опыты уже можно показывать", - считает мастер.
Для создания описанных миниатюр необходимы прозрачные минералы, которых в природе немало. Материалом может служить и стекло, как обычное, так специально сваренное.
Борис Евард – не новичок в камнерезном искусстве, его работы известны за пределами Смоленска. Мастер гордится созданным в начале 2000-х масштабным панно "Карта Мира" - океаны и небеса выполнены в технике флорентийской мозаики, континенты – "бисквит", то есть объемные. Размер произведения – 90 на 60 см. Для его создания использованы около 30 минералов, работа заняла два года. Немалая часть миниатюр Бориса Еварда посвящена христианской тематике. На воплощение образов православных святых у мастера есть благословение нынешнего патриарха РПЦ (МП).
В настоящее время смоленский ювелир-камнерез работает над изображением одного из самых узнаваемых российских политиков. Экстравагантного парламентария, в следующем году отмечающего 70-летие, мастер видит в портретной серии, передающий всю палитру эмоций этого яркого человека.