Многие люди считают природные бриллианты подарком, потворствующий своим прихотям. Дорогостоящая экстравагантность, а также романтическая и символическая покупка, стоящая того, чтобы на нее тратить деньги ради того, чтобы осчастливить любимую. Мы смотрим на это шире и считаем, что кроме того, что это является подарком, оказывающим сильное эмоциональное воздействие, покупка природных бриллиантов также является возможностью сохранения богатства, которое долгое время дорого сердцу как память.
До 1970-х годов бриллианты показывали устойчивую и постоянную картину роста цены в течение многих десятилетий до этого. Бриллианты привлекли внимание инвесторов в конце 1970-х годов, когда цены стали стремительно расти и быстро образовывались спекулятивные «мыльные пузыри».
Цены на бриллианты следовали тренду, существовавшему для многих других товаров, включая золото и серебро, которые показывали беспрецедентные ценовые всплески. Но, к сожалению, цены на товары во всем мире скоро упали, а цены на бриллианты наряду с ценами на золото и другие товары упали резко.
В 1985 году началась добыча на алмазном руднике Аргайл (Argyle) на северо-западе Австралии. Это уникальное и огромное алмазное месторождение было способно обеспечить бόльшую часть мирового объема предложения алмазов розового и других фантазийных цветов, и продолжает это делать до сих пор. Этот уникальный рудник смог бы создать рынок бриллиантов фантазийных цветов, особенно розовых бриллиантов. Такого рынка раньше не существовало, а теперь он является интересным сегментом бриллиантового инвестиционного рынка.
В более широком смысле потребители в 1980-х годах продолжали рассматривать бриллианты как дорогостоящие драгоценные камни, используемые только в ювелирных украшениях. Идея о том, что бриллианты являются потенциальным средством для сохранения богатства, не находила широкого признания. Для тех, кто был прозорлив и мог увидеть этот потенциал бриллиантов, было мало вариантов получить бриллианты за пределами отрасли, и еще меньше возможностей существовало для сбора важной информации о ценах или оценке качества.
С начала 1980-х годов цены на бриллианты продолжали двигаться вверх. Кроме периода глобального экономического кризиса 2008-2009 годов, цены на бриллианты не имели больших периодов застоя и сохраняли тенденцию разумного и устойчивого роста. Цены на бриллианты были более устойчивыми, чем цены на золото или серебро, особенно в последние 5 лет. Природный бриллиант круглой огранки весом в 1 карат цвета D чистоты IF, оценивавшийся в $6 100 в 1978 году, в настоящее время стоит $15 000 - $16 000.
Известные аукционные дома стали заниматься продажей бриллиантов и в настоящее время постоянно устанавливают новые рекорды цен. Некоторые из самых богатых в мире инвесторов, похоже, все больше стремятся получить физические бриллианты в качестве средства сохранения богатства для пополнения своих инвестиционных портфелей.
В настоящее время интернет предоставляет потребителям гораздо более лучший доступ к информации, что позволяет иметь гораздо более эффективный рынок для приобретения бриллиантов. Электронные банковские операции, эффективная и безопасная транспортировка, легко доступная охрана и страхование облегчают процесс использования природных бриллиантов в качестве средства сохранения богатства.
Несмотря на все это, использование природных бриллиантов в качестве актива остается в некоторой степени труднодостижимым для широкого потребителя. За исключением очень крупных камней и высококачественных природных бриллиантов фантазийного цвета, инвестирование в этот физический актив, похоже, ограничено небольшим количеством избранных, и еще должно начать использоваться в более широком масштабе.
И опять же, финансовое сообщество обратило внимание на природные бриллианты, и было предпринято много попыток по разработке инвестиционных продуктов, основанных на цене природных бриллиантов. Эти продукты получили много разных форм и достигли разного уровня успеха.
В последнее десятилетие ряд компаний по управлению частным капиталом приобрели природные бриллианты в рамках стратегии диверсификации своего портфеля. Они покупали дорогостоящие крупные белые природные бриллианты или бриллианты фантазийного цвета, понимая, что эти товары имеют устойчивую стоимость и подвергаются ограниченным колебаниям.
Другой подход, предпринятый рядом инвестиционных фирм на Wall Street, включает попытки запустить инициативы по созданию биржевых индексных фондов (ETF), основанных на ценах природных бриллиантов. Эти инициативы в настоящее время находятся на стадии рассмотрения заявления и изучаются Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) в ожидании утверждения.
Еще одним подходом является отслеживание акций компаний, занимающихся природными бриллиантами, которое проводит ETF. Но до настоящего времени ни один из этих подходов не получил значительного распространения. Самым распространенным местом для покупки природных бриллиантов, пригодных для сохранения богатства, остаются аукционные дома, самые известные из которых Christies и Sotheby’s, или их покупают частным образом непосредственно у трейдеров бриллиантами, специализирующихся на этих товарах. Это означает, что «обычный человек» не имеет доступа или возможности инвестировать в природные бриллианты, будь это напрямую или опосредованно.
Поэтому, если природные бриллианты предоставляют инвесторам возможности, то почему не развивался рынок инвестиционных продуктов, обеспечиваемый бриллиантами? В конце концов, инвесторы могут покупать фьючерсные контракты на золото, нефть или даже семена подсолнечника. Тогда, почему не на природные бриллианты?
Во-первых - и это основное, из-за взаимозаменяемости: бриллианты не являются таким стандартными товаром, как многие другие. Кроме показателей 4С (веса, огранки, цвета и чистоты), которые хорошо известны всем потребителям и инвесторам, бриллианты имеют гораздо больше характеристик, влияющих на их стоимость.
К таким характеристикам относятся следующие: качество огранки и полировки, флуоресценция, месторасположение включения и цвет, а также симметричность – более 400 видов отклонений, каждое из которых оказывает влияние на стоимость природных бриллиантов. Комментарии в сертификатах могут вызывать значительную разницу в ценах на бриллианты, имеющие одинаковые характеристики 4С. Бриллианты по-настоящему становятся товаром, если покупатели понимают важное значение этих характеристик и их роль в формировании окончательной цены.
Во-вторых, любой вид инвестиционного продукта требует, чтобы инвестор смог купить и продать этот актив, таким образом получив свою прибыль. Бриллианты не имеют такой торговой площадки – спот-рынка с немедленной поставкой и оплатой. Их легче покупать в розничной торговле, но гораздо труднее продавать, потому что философия розничной торговли – «одностороннее движение»: движение продукта от оптовика к потребителю. Она не предназначена для ведения торговли в обратном направлении.
Вероятно, важнее всего то, что не существует общепризнанного механизма установления цены. Столько много магазинов продают природные бриллианты, как же можно определять цену на природные бриллианты на таком финансовом рынке как Wall Street?
Без общепризнанной биржевой площадки для спот-рынка для природных бриллиантов, без расчeтно-клирингового центра для ведения расчетов в торговле и без согласованного определения цен в конце торгового дня, далеко еще до фьючерсных контрактов и деривативных сделок, обеспечиваемых природными бриллиантами.
Для привлечения инвестиционного капитала требуется прозрачное ценообразование. Формирование цен – вопрос сложный, и здесь не ожидается изменений. Как указывалось выше, в отличие от других товаров, каждый бриллиант уникален, что само по себе создает значительные трудности для оценки бриллианта. Но мы можем закрыть этот пробел, чтобы правильно понимать некоторые сходства и расхождения при формировании цены на бриллиант, проводить их количественную оценку и учитывать в системе формирования цен на бриллианты.
Здесь приходит на помощь подход Mercury Crystal Clear™. Мы подробно обсуждали его в предыдущих статьях. Мы считаем, что этот уникальный подход к вопросу прозрачности ценообразования является способом восстановления доверия к формированию цены на бриллианты в глазах потребителей, инвесторов Wall Street и покупателей бриллиантов. Когда он будет принят, он сможет даже достичь цели повышения спроса на природные бриллианты.
Существует большой опыт в использовании бриллиантов в качестве страхования от инфляции и физического сохранения стоимости. Но потребители часто этого не замечают и продолжают рассматривать природные бриллианты как предмет для расходов, и часто менее полезный, чем электроника, люксовые сумочки или иные товары. Нам необходимо просвещать потребителей в вопросе потенциала природных бриллиантов в сохранении богатства, чтобы они воспринимали свои покупки такими, как они есть: покупками ценных предметов, которые заставляют их любимых испытывать особые чувства.
Все это начинается с создания прозрачной системы формирования цены на природные бриллианты, такой как Mercury Crystal Clear™.