Недавний отчет, подготовленный консультационной фирмой AT Kearney, в значительной мере пролил свет на развитие трехмерной печати и в частности на то, как она связана с объемной печатью ювелирных изделий. В последние годы глобальная стоимость 3D-печати оценивалась в размере $4,5 миллиарда. Но опубликование нового исследования, проведенного AT Kearney, позволяет сказать, что рынок может утроиться по стоимости за следующие два года до $17,2 млрд к 2020 году, а ювелирные изделия будут играть важную роль благодаря подъему в развитии оборудования и технологии.
В исследовании AT Kearney, озаглавленном “3D-печать: революция в производстве» (3D Printing: A Manufacturing Revolution), дается обзор, где в настоящее время находится технология и что она может сделать в ближайшие пять-семь лет. Согласно исследованию, консультационная компания прогнозирует значительное расширение рынка оборудования, поставок и услуг. Существующий рынок трехмерной печати оценивается примерно в $4,5 млрд, из которых аэрокосмическая отрасль (включая оборонный сектор) занимает в нем 18 процентов, как и промышленный сектор (включая строительство) - тоже около 18%. Медицинский сектор в настоящее время составляет примерно 16 процентов рынка трехмерной печати, а автомобильный и ювелирный секторы вместе составляют почти 12-процентную долю этого рынка. На долю энергетики приходится 5 процентов, а оставшиеся 20 процентов приходятся на разные секторы, включая приборы для домашних пользователей.
К 2020 год AT Kearney ожидает совокупный годовой темп роста рынка (Compounded Annual Growth Rate, CAGR) в 25 процентов до уровня $17,2 миллиарда. Примечательно то, что огромная часть роста обусловлена ювелирными изделиями, доля которых в 3D-печати, по прогнозам этой фирмы, увеличится до 30-35 процентов.
Массовое производство по индивидуальным заказам - кастомизация - является ключевым моментом, что в отчете отмечается в качестве привлекательного фактора для большой группы заказчиков, а новые возможности позволяют осуществлять массовое производство товаров без высоких затрат основного капитала. В сочетании со снижением времени производства и того факта, что 3D-принтеры являются эффективными и их можно разместить в каждом магазине, то компания прогнозирует, что изменится сам характер производства.
«Цифровое производство позволит людям создавать дизайн и производить реальные вещи в соответствии со спросом, когда и где они будут им нужны. Революция заключается не в том, что аддитивное* производство противопоставляется субтрактивному**, а в возможности превращать данные в вещи, а вещи в данные», - говорится в отчете.
Но 3D-печать не лишена проблем. В частности, существует вопрос аппаратного обеспечения. Исследователи чувствуют, что в следующее десятилетие должна значительно усовершенствоваться технология объемной печати, хотя существует необходимость и в ее росте. «Аппаратное обеспечение отстает лет на пять-семь от достижения технических и стоимостных требований, необходимых для того, чтобы перейти от ее нынешней роли создания опытных образцов к обеспечению производства в широком диапазоне категорий из множества материалов», - говорится в отчете. И они считают, что потом через несколько лет также должно стать возможным производство с помощью 3D-печати автомобилей, часов Apple и многого другого.
Технология 3D-принтеров прошла длинный путь со времени своего изобретения в 1980-х годах, особенно в последние годы. Трехмерная печать включает все, начиная от изготовленных с помощью 3D-печати предметов искусства, до огнестрельного оружия и даже протезов, изготовленных с помощью трехмерной печати.
Сейчас существуют магазины ювелирных изделий, изготовленных с помощью трехмерной печати, например, WonderLuk, онлайновая площадка, помогающая дизайнерам модных изделий и ювелирных украшений, дизайнерам автомобилей и даже архитекторам создавать и продавать уникальные коллекции аксессуаров, изготовленных с помощью 3D-печати.
Этот процесс предоставляет творческим людям не только бόльшую свободу в создании геометрически сложных форм, но и помогает им быть менее расточительными и очень быстро выводить свой ассортимент на рынок.
«Мы являемся зонтичным брендом, который дает молодым самостоятельным талантливым дизайнерам площадку для демонстрации своих моделей, - объясняет Андре Шобер (Andre Schober), основавший вебсайт WonderLuk вместе с бизнес-партнершей Робертой Лукка (Roberta Lucca) в 2013 году. – У нас нет очень строгого творческого направления, оно на самом деле открытое. Дизайны просто должны быть оригинальными, пригодными для ношения, а также пригодными для печати».
Лукка сказала, что решение основать компанию появилось у нее после того, как она узнала, насколько расточительными могут быть основные модные бренды. «Вся сеть модных товаров была довольно расточительной, - объясняет она. – Половина всех вещей и аксессуаров, которые вы видите в магазинах, в конечном итоге окажется на свалках. В WonderLuk мы создаем ювелирные украшения в соответствии со спросом, поэтому никогда не возникнет ситуации, когда у нас будет много товара, уходящего в корзину, потому что закончился сезон и их никто не купил».
Производство по индивидуальным заказам является также ключом для снижения отрицательного воздействия на окружающую среду, добавляет Лукка. «Как только вы зайдете на вебсайт и поставите свои инициалы на изделии и либо измените материал, либо измените немного форму, оно становится вашим, - говорит Лукка. – Трехмерная печать несет производство по индивидуальным заказам в массы».
«Наша история началась не так давно, когда я приобрела 3D-принтер, считая, что он изменит мои отношения с модой. Я представляла, как я буду создавать невероятные модные аксессуары и обувь и что их уже можно будет носить через несколько часов. Но в результате все несколько разочаровало. Мир совместного творчества, который я себе рисовала в воображении, сменился часами возни с оборудованием, чтобы напечатать простой браслет. Несколько существовавших 3D-сообществ были созданы компьютерными фанатами-мужчинами, а не такими женщинами, как я; они не имели дело с модой», - рассказывает она.
«Дизайн и «что-то новое» всегда присутствуют в моей жизни. Я не перестаю думать, как это улучшить. WonderLuk – это место для тех, кто любит заниматься дизайном и модой, кто готов идти на риск, кто управляет своей жизнью, творениями, семьями или видами бизнеса, - говорит Лукка. - Они хотят, чтобы к ним относились как к личностям, хотят выделяться, а не смешиваться с толпой. Им нравятся вещи, сделанные исключительно для них, того цвета, размера и из того материала, которые они хотели, а не то, чего хотят и все другие».
Сам характер этого процесса открыл дизайнерам новые возможности для творчества, отмечает Шобер. «Материалы, с которыми мы работаем, очень универсальны. Нейлон – это пластик, который в зависимости от дизайна может быть очень гибким или очень твердым и прочным, - объясняет он. - Он также дает возможность дизайнерам создавать такие геометрические конструкции и формы, которые невозможно было достигать раньше - конструкция в конструкции, переплетения нитей или поперечные сечения. То же самое относится и к металлической трехмерной печати».
WonderLuk также дает возможность дизайнерам продавать свою продукцию намного быстрее. «Мы, наверное, продаем в два раза быстрее, чем продается модная одежда, - говорит Лукка. - В мире моды требуется примерно от трех до шести месяцев с момента зарождения идеи до появления новой коллекции в магазинах, а у нас это занимает что-то от двух до восьми недель».
В настоящее время компания получает около 100 заявок в месяц, из которых отбираются всего пять или шесть, но дизайнеры не обязательно должны быть специалистами в трехмерной печати.
«Они создают дизайн изделия, а мы оказываем им поддержку с помощью своей дизайнерской группы, - объясняет Шобер. – Потом мы делаем пробное изделие, чтобы убедиться, что у него хорошая износостойкость и прочность, что оно подходит, и когда все сделано, мы создаем всю маркетинговую «упаковку» и размещаем на вебсайте. Для дизайнеров большая выгода в том, что они могут сосредоточиться на том, что они лучше всего умеют делать – на творчестве».
Хотя трехмерная печать стоит дороже, чем традиционные способы производства, эта оптимизированная бизнес-модель тоже приводит к получению финансовых выгод, говорит Лукка.
«Если дизайнер хочет создать пару серег и продать их в магазинах на центральных улицах, то потребуется сделать минимальный заказ, а минимальное количество обычно составляет около тысячи, - поясняет он. - В нашем случае нам не нужно вкладывать деньги заранее, мы можем создать просто одну пару серег. Со временем это станет гораздо более экономически целесообразным для всех в этой цепочке. Вам больше не нужно зависеть от этих очень известных магазинов на центральных улицах, чтобы они выбрали вас из многих тысяч. Вы можете сотрудничать со стартапами, как вы сами, и искать новые пути создания товара и продажи этих изделий людям».