Юлия Воронкова, директор по недвижимости и развитию «Адамас»
— Перспективно ли для ритейла сегодня развитие в регионах?
— Весьма перспективно. Во-первых, многие федеральные ритейлеры достигли пика развития в столицах; во-вторых, в регионах вводятся в эксплуатацию новые торговые центры; в-третьих, условия входа в региональный ТРЦ сегодня намного лояльнее московских и питерских. Да, сегодня мало кто говорит о масштабной экспансии. Но уже нет того шока, который был в конце 2014 года, когда никто не понимал, куда бежать и что делать. Опять же год не прошел даром: компании оптимизировали свои операционные расходы, перешли на рублевые договоры, зафиксировали ставки, пересмотрели маркетинговую политику, и в целом сегодня у рынка есть осознание ситуации и понимание, что принесет завтрашний день.
Поэтому можно смело утверждать, что развитие в регионах — это актуальный тренд ритейла. Однако развитие ритейла четко привязано к спросу и наличию профессиональной торговой недвижимости.
— Насколько регионы соответствуют этим параметрам?
— Что касается спроса, в регионах он, безусловно, есть. Какой бы большой ни была Москва, но наша страна огромна, а у людей, которые живут в регионах, есть потребности. И если еще десять лет назад люди были готовы регулярно ездить в Москву, чтобы совершить покупки, то сейчас в регионах много своих хороших торговых центров, в которых представлен практически весь пул федеральных сетей, и такая необходимость отпала. Даже те бренды, которые изначально говорили о своем концепте как о «столичном», сегодня видят перспективы в региональном развитии. В частности, о региональной экспансии заявили Uniqlo и «Кидбург», первый региональный магазин открыла «Республика», Ralf Lauren и Florentino планируют открытие в Екатеринбурге — и это только несколько примеров. Безусловно, и федеральные сети будут развивать свое присутствие. В конце года ожидается ввод в эксплуатацию целого ряда интересных рынку проектов, для ритейла это высокий новогодний сезон, плюс сейчас «договоропригодное» время, когда можно получить хорошие условия,— безусловно, те, кто планирует развитие, этим пользуются. Есть понимание того, что качественный торговый центр в любом случае является точкой притяжения трафика, а люди, несмотря на кризис, не перестают жить, есть, одеваться, праздновать праздники и дарить подарки. То есть каждый раз мы оцениваем экономическую целесообразность проекта и принимаем решение, исходя из совокупности факторов.
— С позиций федерального игрока, есть ли особая специфика у южного рынка?
— С точки зрения ювелирного ритейла — да. В южном регионе есть не только традиционные для нас сезоны, такие как Новый год, 14 февраля и 8 Марта, но и «пляжный» сезон, то есть довольно активные летние месяцы. В частности, в Сочи, Анапе мы открываем дополнительные точки продаж на то время, когда часть населения приезжает из центральных областей на отдых.