Владимир Збойков
19 сентября 2015 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации от №994 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55».
Необходимо заметить, что появление этого документа оказалось полной неожиданностью для ювелирного сообщества. Дело в том, что по предложению Минфина, разработкой новелл по теме совершенствования Постановления №55 занималась рабочая группа, специально для этого созданная при профильном Комитете Торгово-промышленной палаты РФ. Возглавлял рабочую группу генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Э.Ю.Уткин, и группа уже провела несколько плодотворных заседаний. В октябре планировалось выйти на финишную прямую, но вот неожиданность: поправки в 55 Постановление уже вышли, причем без малейшего учета наработок рабочей группы Комитета ТПП РФ.
Что же несут вступившие в силу новеллы в том виде, как они вступили в силу? Несут они проблемы как ювелирной торговле, так и ювелирным производителям. Не принося при этом никакой пользы потребителю (исключение – уведомление потребителя о праве серебряным изделиям до 3-х грамм быть без клейма).
1. В пункте 2 Постановления указано, что оно вступает в силу со дня вступления в силу подпункта "к" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Смотрим, что же это такое, подпункт «к». Выясняем – это перечень новых понятий и определений, вводимых в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Этот подпункт уже вступил в силу, и, соответственно, вступило в силу все Постановление Правительства от 19 сентября 2015 года.
Но во вновь введенных понятиях и определениях Федерального закона нет самого главного, что имело бы значение для вступающих в силу поправок в Постановление 55. Там нет определений по теме главных новелл, вносимых в Постановление 55 – нет определений, что такое «способ обработки, изменивший качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня» и что является «материалом искусственного происхождения, обладающим характеристиками (свойствами) драгоценных камней».
Обо всем по порядку. Если не рассматривать чисто технические, совершенно ничего не значащие правки, вносимые в Постановление 55, типа замены слова «вес» на слово «масса», то новаций всего три:
- разрешение продавать без оттиска государственного пробирного клейма серебряные ювелирные и другие изделия из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок);
- появление нового требования указывать на ярлыках продаваемых ювелирных изделий со вставками из драгоценных камней некий «способ обработки, изменивший качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня»;
- появление нового требования писать на ярлыках ювелирных изделий со вставками, изготовленными из «материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней», что «данный камень не является драгоценным».
Новелла по серебряным изделиям до 3-х грамм без клейма – явный и единственный позитив, вносимый в Постановление 55. Кроме информирования потребителя, эта норма уточняет для производителей, должна или не должна масса вставки включаться в эти самые три грамма. Не должна – последовало разъяснение в Постановлении 55, за что Минфину спасибо.
Но вот дальше все плохо. История вопроса о новациях в части камней ведет к опасениям российской алмазодобывающей компании «Алроса», смысл которых – не допустить подмены без соответствующих указаний на ярлыках бриллиантов из природных алмазов на ограненные синтетические алмазы.
Однако кроме дилеммы «камень природный - синтетический», у «Алроса» была задача выделить те бриллианты, характеристики которых были улучшены в лабораторных условиях. Т.е. бриллиант из природного алмаза, но в ходе обработки он подвергался облагораживанию (или модифицированию, в другом переводе англоязычного термина) в результате чего его цвет и чистота стали выше.
Но так как никакой нормативно-правовой базы до сих пор на тему облагораживания (или модифицирования) в России принято не было, то именно поэтому готовить проект внесения правок в Постановление 55 и было делегировано Минфином вышеупомянутой рабочей группе профильного Комитета Торгово-промышленной палаты. Увы, то ли терпения у Минфина не хватило, то ли еще что – правки в постановление вышли именно такими…
Итак, что же имеем нового, дословно.
«64. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
…»
Сразу замечу, что обойти требование указывать на ярлыке «способ обработки…» ничего не стоит. Достаточно (по идее) просто указать, что «вставка ограненная». Ведь огранка – это и есть «способ обработки», при этом и цена ограненного камня вырастает по сравнению с сырьем, и качественно-цветовые характеристики, естественно, меняются.
Разумеется, автор документа думал совсем о другом – о требовании указывать на ярлыке способ облагораживания драгоценного камня (модифицирования).
Но как указывать? Как вообще обозначить словами какой-либо «способ обработки», т.е. облагораживания, если на этот счет нет никакой нормативно-правовой базы, никаких стандартов и т.д.? Может быть, использовать зарубежные подходы, какие-нибудь зарубежные коды? А какие тогда? Их довольно много, разных… И что из этого сможет понять потребитель, ради которого, собственно, и вносятся изменения в Постановление 55?
А где взять эту информацию о камне продавцу? Она должна быть на ярлыках написана производителями ювелирных изделий и импортерами? Но их никто не обязывал такую информацию предоставлять. Да и откуда они ее возьмут? От поставщиков камней? Но и их никто не обязывал указывать данную информацию.
А как быть с драгоценными камнями в составе ювелирного изделия, которые облагораживанию не подвергались. Об этом писать, или не надо? А если просто нет у продавца никакой информации о камнях, кроме той, что требовалась раньше, то где ее брать? Или так можно, без указания? И как долго можно?
Вопросы, вопросы, вопросы… Ответа нет.
Получается, что на ярлыке ювелирного изделия с драгоценными камнями должно быть указано «что-то о драгоценном камне», и это «что-то» нужно взять у «кого-то» в «каком-то» виде, причем «кто-то» давать это вовсе и не обязан ни в каком виде!
Господа, так дела не делаются.
1. Сначала нужно определиться, какую позицию будет занимать Россия в вопросе оборота драгоценных камней: как наибольшая часть цивилизованного мира, или как «дикий Восток». Или разработаем «свой суверенный велосипед». Правда, непонятно, куда не нем поедем: ведь наш рынок ювелирных камней в мировом масштабе – кроха, и вряд ли под нас зарубежные поставщики драгоценных камней захотят подстраиваться.
Кстати, по идее, вопроса такого быть не должно – два года назад Министр финансов РФ А.Г.Силуанов заявил, что Россия будет сближать подходы в ювелирной сфере с подходами уважаемой международной организации CIBJO. При этом даже была выражена готовность править нашу отраслевую нормативно-правовую базу…
2. Затем нужно провести работу по подготовке всего объема требуемой нормативно правовой базы. Разработать и принять соответствующие стандарты. Форма рекомендаций нам не подойдет – у нас же все проверяется, контролируется и штрафуется.
Был выбран очень хороший путь – было предложено отраслевому бизнесу самому все разработать. Поручили рабочей группе профильного Комитета ТПП РФ – она начала работать. Так и нужно было дать это сделать до конца! Без спехотехники и игнорирования уже затраченных усилий.
3. Следующим шагом, после создания внутренней нормативно-правовой базы, необходимо подготовить потребителя, ради которого, вроде бы, все и затевается. Разработать кампанию массового оповещения о новшествах потенциальных покупателей, подготовить соответствующие телепередачи, статьи в СМИ и т.д. Короче, дать потенциальным покупателям новые знания о товаре. Это большая и серьезная работа.
4. Следующим шагом должна стать параллельная осуществляемая работа:
- по обучению персонала ювелирных магазинов;
- по выдвижению поставщикам драгоценных камней новых требований.
Как уже отмечалось, информация о камне должна исходить от поставщиков камней (т.е. из-за рубежа) и передаваться по цепочке ювелирам – торговле. Только так. Иначе импортеры камней и ювелирные магазины разорятся на содержание собственного штата подготовленных геммологов или на экспертизы в геммологических лабораториях.
Кстати, еще вопрос – с импортерами готовых ювелирных изделий тоже придется договариваться.
5. И вот только после выполнения пунктов 1 – 4 можно вводить новые правила розничной торговли ювелирными изделиями. Иначе дым, летящий впереди паровоза, приведет к аварии этого самого паровоза…
Немаловажный вопрос: все перечисленное стоит денег. Где их взять? «Алроса» даст? Бюджет? Если нет, то и без того проблемная ситуация на ювелирном рынке еще более усугубится.
Теперь о требовании указывать «не драгоценность» синтетических камней:
«64. …
При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным».
А что такое «обладание характеристиками (свойствами) драгоценных камней»? Скажем, если вставка – это какой-то синтетический камень красного цвета, даже не синтетический корунд, он все равно обладает какими-то характеристиками (свойствами) рубина. Как минимум, соответствующим рубину красным цветом. И прозрачностью. То же самое – ряд синтетических зеленых камней (не бериллов) схожи по цвету с изумрудом, ряд синих синтетических камней (не корундов) – с сапфиром. Ванадиевый корунд с реверсом окраски похож на александрит. Про имитаторов бриллиантов и говорит не стоит – их масса самых разных, и часть их характеристик (свойств) совпадает с бриллиантом.
Во всех перечисленных случаях нужно писать, что «данный камень не является драгоценным»? Или только тогда писать, что «не драгоценный», когда вставка – синтетические алмаз, берилл, корунд и хризоберилл? А во всех остальных случаях писать не надо?
И как нужно писать – вот так, полным текстом «данный камень не является драгоценным». Или достаточно в ювелирном магазине принять какой-нибудь внутренний документ, говорящий, что не драгоценные камни обозначаются, скажем, литерой «S» на ярлыке? Опять одни вопросы…
В сухом остатке имеем крайне сырой документ, подписанный, тем не менее, Председателем Правительства. Неправильно это…
[ Ювелирные Известия ]
Лучшая статья от Владимира Збойкова за всё время его публикаций (причём, я не имею ввиду, что другие статьи были слабыми) в "Ювелирных известиях"....
Позиция автора обоснована почти безупречно.
Приятно было читать анализ.
Респект автору...