Финансистка создала уникальный ювелирный бренд, использовав азербайджанские ковровые узоры

Раздел: Ювелиры и компании
08 октября 2015 г.



В Азер­бай­джа­не есть уни­каль­ная ма­стер­ская, где вы мо­же­те уви­деть всю па­лит­ру на­ци­о­наль­ных ков­ро­вых узо­ров. Од­на­ко, на­не­се­ны они не на при­выч­ные тка­ные из­де­лия, а на… коль­ца и оже­ре­лья. За­ни­ма­ет­ся ков­ро­вой ре­ин­кар­на­ци­ей Рас­ми­на Гур­ба­то­ва, со­зда­тель пер­во­го со­вре­мен­но­го юве­лир­но­го брен­да Resm. Вдох­нов­лен­ная по­на­ча­лу на­ци­о­наль­ны­ми ков­ра­ми, в даль­ней­шем она пе­ре­нес­ла с по­мо­щью эма­ли на юве­лир­ные из­де­лия уни­каль­ные ор­на­мен­ты ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков Азер­бай­джа­на. Сквозь приз­му юве­лир­ных из­де­лий Рас­ми­на Гур­ба­то­ва рас­ска­за­ла «Москва-Ба­ку» о куль­ту­ре и ис­то­рии азер­бай­джан­ско­го на­ро­да.



- Как воз­ник­ла идея со­зда­ния Resm?

- Я мно­го лет про­ра­бо­та­ла в фи­нан­со­вом сек­то­ре, но, не­смот­ря на это, все­гда бы­ла твор­че­ским че­ло­ве­ком, лю­би­ла ри­со­вать, мог­ла ча­са­ми раз­гля­ды­вать на­ци­о­наль­ные ков­ры. Ме­ня за­во­ра­жи­ва­ли впле­тен­ные в них гео­мет­ри­че­ские ри­сун­ки, ко­то­рые не­сут в се­бе ча­стич­ки на­шей ис­то­рии и куль­ту­ры. В ка­кой-то мо­мент я по­ня­ла, что хо­чу пол­но­стью по­свя­тить се­бя твор­че­ству и по­ду­ма­ла о со­зда­нии кол­лек­ции на­ци­о­наль­ной одеж­ды. Од­на­ж­ды я рас­смат­ри­ва­ла ор­на­мент од­но­го из сво­их эс­ки­зов, ре­ши­ла сри­со­вать его от­дель­но, и по­сте­пен­но этот ри­су­нок при­об­рел очер­та­ни­я… ку­ло­на. Мне очень по­нра­вил­ся эс­киз укра­ше­ния и я ре­ши­ла во­пло­тить его в жиз­нь. Имен­но так и по­яви­лось пер­вое из­де­лие Resm, ко­то­рое из­ме­ни­ло мои пер­во­на­чаль­ные пла­ны и транс­фор­ми­ро­ва­лось в со­зда­ние кол­лек­ции юве­лир­ных из­де­лий. Ведь одеж­да – вещь не­по­сто­ян­ная, се­зон­ная, а укра­ше­ния пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству, их да­рят, как пред­мет люб­ви и ува­же­ния. Та­ки­ми же веч­ны­ми яв­ля­ют­ся ков­ры: они пе­ре­хо­дят из по­ко­ле­ние в по­ко­ле­ние, жен­щи­ны тка­ли их се­бе в при­дан­ное, вкла­ды­вая в со­зда­ва­е­мые ор­на­мен­ты свои эмо­ции, ра­до­сть, меч­ты о се­мей­ном бла­го­по­лу­чии, за­ря­жая, та­ким об­ра­зом, ков­ро­вые узо­ры осо­бой энер­ге­ти­кой.

Идея объ­еди­нить две веч­но­сти во­оду­ше­ви­ла ме­ня на со­зда­ние пер­вой кол­лек­ции на ков­ро­вую те­ма­ти­ку с при­ме­не­ни­ем эма­ли. Так, по древним ков­ро­вым мо­ти­вам со­зда­на се­рия из­де­лий «Эж­да­ха­лы» с изоб­ра­же­ни­ем дра­ко­нов. При­ме­ча­тель­но, что во мно­гих куль­ту­рах дра­ко­ны яв­ля­ют­ся не­га­тив­ным пер­со­на­жем, у нас же они но­сят по­зи­тив­ный ха­рак­тер, - это сим­вол си­лы и вла­сти. А при со­зда­нии од­но­го из ко­лец ис­поль­зо­ва­лись ор­на­мен­ты из­вест­но­го азер­бай­джан­ско­го ков­ра «Шейх Са­фи», ко­то­рый хра­нит­ся в лон­дон­ском му­зее Вик­то­рии и Аль­бер­та. Од­но из по­пу­ляр­ных из­де­лий - «Фин­ди­ган» - со­зда­но по мо­ти­вам ко­вра, про­из­во­ди­мо­го в од­но­имен­ном се­ле в Хы­зы. Каж­дый круг ор­на­мен­та име­ет свое зна­че­ние - пер­вый рас­цвет, вто­рой яс­ную жиз­нь, а тре­тий пло­до­ро­дие.

- По­лу­ча­ет­ся, что юве­лир­ные из­де­лия не­сут в се­бе ка­кой-то смысл, энер­ге­ти­ку?

- Не­со­мнен­но. К при­ме­ру, ди­кая гвоз­ди­ка - это сим­вол сча­стья, а чи­на­ра озна­ча­ет чи­сто­ту, ведь это де­ре­во рас­тет толь­ко ря­дом с ме­че­тью. На об­ру­чаль­ные коль­ца на­не­се­ны сим­во­лы, при­зван­ные обе­ре­гать се­мей­ный очаг. У нас есть осо­бая кол­лек­ция «Махы», ко­то­рая пе­ре­во­дит­ся с пер­сид­ско­го язы­ка как ры­ба. Ко­гда в из­де­лии рыб­ки рас­по­ло­же­ны в па­ре, то они при­но­сят сча­стье сво­е­му об­ла­да­те­лю.

- По­че­му вы оста­но­ви­ли свой вы­бор на эма­ли?

- По­то­му что на ней мож­но кра­си­во вы­ра­зить ри­сун­ки, а ри­сун­ки - это ос­но­ва кон­цеп­ции на­ше­го брен­да – Resm (в пе­ре­во­де с азер­бай­джан­ско­го язы­ка озна­ча­ет ри­су­нок – прим. ред). Но мы ра­бо­та­ем не толь­ко с эма­лью, в сво­их из­де­ли­ях мы ис­поль­зу­ем брил­ли­ан­ты, ру­би­ны, изу­мру­ды, сап­фи­ры, по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни. В на­шем слу­чае, вы­бор кам­ней под­во­дит­ся под ди­зайн из­де­лия. На­при­мер, мы го­то­ви­ли се­рию из­де­лий по мо­ти­вам ста­рин­ных ков­ров Эж­да­ха­лы, в ко­то­ром долж­ны бы­ли пре­об­ла­дать оран­же­вые от­тен­ки и я дол­го не мог­ла по­до­брать под­хо­дя­щие кам­ни. Со­вер­шен­но слу­чай­но, раз­гля­ды­вая кам­ни на оче­ред­ной юве­лир­ной вы­став­ке за ру­бе­жом, к мо­ей ра­до­сти, я на­шла то, что ис­ка­ла. Без этих кам­ней из­де­лия «Эж­да­ха­лы» не бы­ли бы та­ки­ми яр­ки­ми и за­по­ми­на­ю­щи­ми­ся.

- По­ми­мо ков­ро­вых узо­ров, ка­кие еще ри­сун­ки ис­поль­зу­ют­ся на юве­лир­ных из­де­ли­ях Resm?

- У нас есть кол­лек­ция зо­ло­тых и се­реб­ря­ных из­де­лий «Го­бу­стан», у ко­то­рой со­всем иная кон­цеп­ция. Это им­про­ви­за­ция на­скаль­ных пет­ро­гли­фов из Го­бу­стан­ско­го за­по­вед­ни­ка, ко­то­рые вклю­че­ны в спи­сок па­мят­ни­ков Ми­ро­во­го куль­тур­но­го на­сле­дия ЮНЕСКО. Мы по­ста­ра­лись при­дать из­де­ли­ям ви­ди­мость по­верх­но­сти Го­бу­ста­на с его зна­ме­ни­ты­ми на­скаль­ны­ми ри­сун­ка­ми – тан­цу­ю­щи­ми лю­дь­ми, ов­на­ми, охот­ни­ка­ми.

Сре­ди дру­гих, «вос­со­здан­ных» па­мят­ни­ков Азер­бай­джа­на - брил­ли­ан­то­вый ком­плект по мо­ти­вам ор­на­мен­та мав­зо­лея Мо­ми­не ха­тун, по­стро­ен­но­го в 12 ве­ке в Нах­чы­ва­не.

А ес­ли об­ра­ти­те вни­ма­ние на это коль­цо, то уви­ди­те, что его огран­ка – это кре­пост­ные сте­ны, по бо­кам на­не­се­ны два льва, оли­це­тво­ря­ю­щие герб Шир­ван­ша­хов, а в цен­тре брил­ли­ант – все­ми лю­би­мый Иче­ри­ше­хер.

Мы со­зда­ли кол­лек­цию с фан­та­сти­че­ски­ми пти­ца­ми, ко­то­рых мож­но ча­сто встре­тить на ков­рах, а так­же ке­ра­ми­че­ских из­де­ли­ях, про­из­ве­де­ни­ях зод­че­ства. Есть кол­лек­ции, свя­зан­ные с гра­на­том – «на­ром», ко­то­рый как и тра­ди­ци­он­ный бу­та яв­ля­ет­ся са­мы­ми из­вест­ны­ми мо­ти­ва­ми в на­ци­о­наль­ных ор­на­мен­тах.

В на­ших из­де­ли­ях от­ра­же­ны тра­ди­ции, ис­то­рия. На­при­мер, мо­ло­дые по­ку­па­тель­ни­цы ча­ще все­го об­ра­ща­ют вни­ма­ние на ку­лон с ча­ры­ка­ми. Эти азер­бай­джан­ские та­поч­ки с за­ост­рен­ны­ми мы­са­ми но­си­ли в ста­ри­ну и обя­за­тель­но да­ри­ли не­ве­стам на сва­дьбу. А эта брошь на­зы­ва­ет­ся «Чай­ный на­бор». В Азер­бай­джа­не лю­бое за­сто­лье обя­за­тель­но на­чи­на­ет­ся и за­вер­ша­ет­ся чае­пи­ти­ем. Из­де­лие со­сто­ит из тро­и­цы: са­мо­ва­ра, ста­ка­на ар­му­ды и на­ци­о­наль­ной сла­до­сти ша­кер­бу­ры. Кста­ти, са­мо­вар вы­бра­ли не­слу­чай­но. Хо­тя он ча­ще все­го ас­со­ци­и­ру­ет­ся с Рос­си­ей, тем не ме­нее, пер­вый гли­ня­ный са­мо­вар был най­ден при рас­коп­ках в го­ро­де Ше­ки, а его воз­раст - око­ло 3700 лет.

- Я за­ме­ти­ла в ва­шей кол­лек­ции и ста­рин­ные азер­бай­джан­ские укра­ше­ния, ко­то­рые ко­гда-то но­си­ли на­ши ба­буш­ки…

- Кол­лек­ция «ше­бе­ке» это сво­е­го ро­да воз­вра­ще­ни­ем к ис­то­кам тра­ди­ци­он­ных укра­ше­ний, это уни­каль­ная тех­ни­ка со­зда­ния фи­ли­гран­ной ажур­ной вя­зи. Нам уда­лось дать вто­рую жизнь ста­рин­ным юве­лир­ным из­де­ли­ям азер­бай­джан­ских ма­сте­ров. Посмот­ри­те на этот брас­лет, он на­зы­ва­ет­ся «Лам­ба­ло», при его со­зда­нии бы­ли ис­поль­зо­ва­ны узо­ры бор­дюр­ных ор­на­мен­тов, по­пу­ляр­ные на юге Азер­бай­джа­на.

- В ва­шей кол­лек­ции на­шлось ме­сто и цвет­ку Ха­ры-бюль­бюль­…

- Ха­ры-бюль­бюль это сим­вол го­ро­да Шу­ши, один из ред­ких ви­дов ор­хидей, ко­то­рый рас­тет толь­ко в Ка­ра­ба­хе. С этим не­ве­ро­ят­но кра­си­вым цвет­ком свя­за­ны мно­го ле­генд и пре­да­ний. В пе­ре­во­де с азер­бай­джан­ско­го язы­ка «хар» озна­ча­ет «шип», а «бюль­бюль» - со­ло­вей. По од­ной из ле­генд, со­ло­вей влю­бил­ся в пре­крас­ный цве­ток. Ве­тер хо­тел их раз­лу­чить, и со­ло­вью при­шлось при­крыть со­бой цве­ток, что­бы спа­сти его от ги­бе­ли. Так и по­явил­ся Ха­ры-бюль­бюль, цве­ток люб­ви и ми­ра. Со­глас­но дру­гой ле­ген­де, дочь ка­ра­бах­ско­го ха­на вы­шла за­муж за иран­ско­го пра­ви­те­ля. Она силь­но тос­ко­ва­ла по ро­ди­не, и то­гда шах, что­бы со­греть ее серд­це, ре­шил раз­бить сад с цве­та­ми, по­доб­ный то­му, что был в Ка­ра­ба­хе. Все рас­те­ния при­ви­лись, кро­ме од­но­го – ха­ры-бюль­бюль, не тер­пя­ще­го раз­лу­ку и цве­ту­ще­го толь­ко в Ка­ра­ба­хе. Из­де­лия с ха­ры-бюль­бюль – од­ни из са­мых яр­ких в на­шей кол­лек­ции, при их со­зда­нии ис­поль­зо­ва­лись сап­фи­ры, аме­ти­сты, гра­на­ты, изу­мру­ды.

- Ес­ли у вас из­де­лия для муж­чин?

- Для муж­чин мы со­зда­ли об­шир­ную кол­лек­цию че­ток и за­по­нок на лю­бой вкус. Сре­ди них есть яр­кие ве­щи, од­на­ко ос­нов­ная кол­лек­ция вы­дер­жа­на в стро­гом сти­ле.

- Кто ва­ши ос­нов­ные по­ку­па­те­ли?

- Пер­во­на­чаль­ная идея бы­ла про­па­ган­ди­ро­вать азер­бай­джан­скую куль­ту­ру сре­ди ино­стран­ных го­стей. К каж­до­му укра­ше­нию у нас при­ла­га­ет­ся сер­ти­фи­кат, в ко­то­ром со­дер­жит­ся ис­то­рия и зна­че­ние ор­на­мен­тов из­де­лия. Со вре­ме­нем, по­сте­пен­но мы пе­ре­шли от «су­ве­нир­ной» идеи в сто­ро­ну со­зда­ния на­ци­о­наль­но­го юве­лир­но­го брен­да. Се­год­ня у нас две ка­те­го­рии кли­ен­тов - это на­ши со­оте­че­ствен­ни­ки, ко­то­рых при­вле­ка­ют на­ци­о­наль­ные ор­на­мен­ты и ино­стран­цы, по­ки­да­ю­щие Азер­бай­джан с ча­стич­кой на­шей куль­ту­ры. Сре­ди на­ших по­ку­па­те­лей – кор­по­ра­тив­ные кли­ен­ты, круп­ные ком­па­нии, при­об­ре­та­ю­щие юве­лир­ные из­де­лия для важ­ных го­стей.

- На ком из из­вест­ных лю­дей мож­но уви­деть укра­ше­ния Resm?

- Нам при­ят­но, что на­ши юве­лир­ные из­де­лия но­сит пер­вая ле­ди Азер­бай­джа­на Мехри­бан Али­е­ва. За­пон­ки Resm мож­но уви­деть на ита­льян­ском пев­це Аль Ба­но. А в про­шлом го­ду в Ба­ку про­хо­дил кон­церт ита­льян­ско­го ком­по­зи­то­ра Эн­нио Мор­ри­ко­не. Я обо­жаю его му­зы­ку, мне уда­лось по­об­щать­ся с ним, рас­ска­зать о на­ших из­де­ли­ях, на про­ща­ние мы по­да­ри­ли ему за­пон­ки, а его су­пру­ге ку­лон из кол­лек­ции Resm.

- Из­де­лия, по­кры­тые эма­лью, про­из­ве­ли не­ве­ро­ят­ный эф­фект в Азер­бай­джа­не, ведь преж­де мест­ные юве­ли­ры не ра­бо­та­ли с та­кой тех­ни­кой. Как от­нес­лись к этой идее ва­ши близ­кие?

- Вна­ча­ле ме­ня не все под­дер­жа­ли. Да­же мой отец-юве­лир рас­кри­ти­ко­вал эту идею, он счи­тал, что на­ше об­ще­ство не го­то­во к нов­ше­ствам, его мож­но при­влечь толь­ко брил­ли­ан­та­ми, а не по­кры­ты­ми эма­лью из­де­ли­я­ми. К то­му же, это тру­до­ем­кий и до­ро­го­сто­я­щий про­цесс, ко­то­рый мог и не оку­пить­ся. Но ме­ня это не оста­но­ви­ло, я про­дол­жа­ла ра­бо­тать, со вре­ме­нем Resm стал по­пу­ляр­ным, «по­ку­па­е­мым», с по­мо­щью ко­то­ро­го лю­ди зна­ко­мят­ся с ис­то­ри­ей и куль­ту­рой Азер­бай­джа­на. Се­год­ня я по­ни­маю, что сде­ла­ла пра­виль­ный вы­бор.

[ moscow-baku.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->