5 лет волонтерства в больнице: что я из этого вынес

Раздел: Общество
30 октября 2015 г.

БОРОДКИН Алек­сей­

Ко­гда я впер­вые ле­пил зай­ца из пла­сти­ли­на вме­сте с детьми в НИИ им. Бур­ден­ко, за­яц ока­зал­ся ужа­сен. Он был про­сто от­вра­ти­те­лен. Де­ти сме­я­лись, да и я то­же

Алек­сей Бо­род­кин — во­лон­тeр в дет­ском от­де­ле­нии НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко.Фо­то с сай­та danilovcy.ru

Шел в во­лон­те­ры как на вой­ну, но все ока­за­лось ина­че

До мо­е­го при­хо­да в «Да­ни­лов­цы» боль­нич­ная те­ма бы­ла для ме­ня не но­ва. Де­ло в том, что я окон­чил ме­ди­цин­ский ин­сти­тут по спе­ци­аль­но­сти «врач-ки­бер­не­тик». С од­ной сто­ро­ны, это бы­ло обу­че­ние по всей мыс­ли­мой ме­ди­ци­не: от ана­то­мии с фи­зио­ло­ги­ей до па­та­ло­ги­че­ской ана­то­мии и пе­ди­ат­рии, с дру­гой сто­ро­ны – обу­че­ние бы­ло на­це­ле­но на мас­су точ­ных дис­ци­плин: ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, хи­мия, ки­бер­не­ти­ка, си­стем­ный ана­лиз. Сло­вом, опыт уже был.

Тем не ме­нее, боль­нич­ная те­ма раз­вер­ну­лась со­вер­шен­но с дру­гой сто­ро­ны, ко­гда я стал во­лон­те­ром в НИИ ней­ро­хи­рур­гии им. Бур­ден­ко. Пре­жде все­го по­то­му, что я был здесь не в ро­ли мед­пер­со­на­ла, а в ро­ли тре­тьей сто­ро­ны, со­вер­шен­но не­фор­мат­ной для боль­ни­цы­

К де­тям ме­ня при­ве­ла со­всем не ме­ди­ци­на — Гос­подь по­звал, по-дру­го­му я да­же и ска­зать не мо­гу. В тот мо­мент в мо­ей жиз­ни про­изо­шло мно­го со­бы­тий — и чу­дес­ных, и страш­ных, — ко­то­рые за­ста­ви­ли за­ду­мать­ся об ис­тин­ных цен­но­стях. Я за­пи­сал­ся на пра­во­слав­ный ин­тер­нет-курс при Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре, окон­чил его. Вы­пуск­ной про­хо­дил там же в Да­ни­ло­вом, где я и по­зна­ко­мил­ся с Ан­дре­ем Ме­ще­ри­но­вым и На­стей Яр­мош — со­труд­ни­ка­ми «Да­ни­лов­цев». В тот мо­мент я уже за­ду­мы­вал­ся о во­лон­тер­стве – хо­те­лось по­сле обу­че­ния пе­рей­ти от «тео­рии» к де­лу. И сто­и­ло мне толь­ко вы­ска­зать эту мысль вслух – как сра­зу Ан­дрей и Настя «взя­ли ме­ня в обо­рот». Осо­бен­но их при­влек­ло, что я — во­лон­тер муж­ско­го по­ла. А это, как я по­том по­нял – са­мо по се­бе цен­но­сть­!

Пе­ред пер­вым при­хо­дом в боль­ни­цу на ме­ня очень да­ви­ло мое про­шлое. Вот я пред­став­лял — при­ду я сей­час в боль­ни­цу, да не про­сто в от­де­ле­ние, а в от­де­ле­ние ней­ро­хи­рур­ги­и! Я же имел чет­кое пред­став­ле­ние о боль­ни­цах из-за сво­е­го об­ра­зо­ва­ни­я! Я ожи­дал уви­деть пе­ре­го­рев­шие лам­пы, сла­бое осве­ще­ние, ро­ди­те­лей, си­дя­щих в ко­ри­до­ре с по­чер­нев­ши­ми от го­ря ли­ца­ми, ры­да­ю­щих и стра­да­ю­щих от сво­их ди­а­гно­зов де­тей, мед­пер­со­нал, все­гда не­до­воль­ный и эмо­ци­о­наль­ный, нерв­ную убор­щи­цу… И по­сре­ди все­го это­го я. В об­щем, шел ту­да как на вой­ну!

В ито­ге все ока­за­лось со­всем ина­че. От­сю­да у ме­ня пер­вый со­вет на­чи­на­ю­ще­му во­лон­те­ру – при­сми­рить свою фан­та­зию до пер­во­го по­се­ще­ни­я!

Во­лон­тер и де­ти: не гро­мо­от­вод, а от­ду­ши­на

Очу­тив­шись в боль­ни­це, я ока­зал­ся в рас­те­рян­но­сти. Ре­аль­ность ни­как не сов­па­да­ла с мо­и­ми ожи­да­ни­я­ми: по­ме­ще­ние чи­стое, свет­лое, про­стор­но­е; все спо­кой­но; доб­ро­же­ла­тель­ные ро­ди­те­ли; мед­пер­со­нал НИИ им Бур­ден­ко – это во­об­ще от­дель­ная те­ма! Пре­крас­ней­шие лю­ди!

Но боль­ше все­го ме­ня по­ра­зи­ли де­ти. Ока­за­лось, что они силь­но от­ли­ча­ют­ся от взрос­лых лю­дей с он­ко­ло­ги­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми. Вз­рос­лые лю­ди ча­сто за­мкну­ты, у них мно­го тре­во­ги — от ме­ня, мол, те­перь уй­дет же­на, ме­ня уво­лят с ра­бо­ты и что-то по­доб­ное. Ко­гда же к та­ким взрос­лым при­хо­дит че­ло­век, го­то­вый по­де­лить­ся с ни­ми по­зи­ти­вом, они вы­плес­ки­ва­ют на не­го все то, что их пе­ре­пол­ня­ет – а пе­ре­пол­ня­ет их не­га­тив.

В де­тях же, как я уви­дел, по­доб­ный не­га­тив от­сут­ству­ет. Не­га­тив у них как бы «о­прав­дан­ный», к при­ме­ру, от то­го, что ре­бен­ку фи­зи­че­ски сей­час боль­но, и он про­сто не мо­жет сдер­жать эту боль, но при этом не «пе­ре­ки­ды­ва­ет» все пло­хое на те­бя! В худ­шем слу­чае, что мо­жет быть при кон­так­те с та­ким ре­бен­ком – от­сут­ствие ре­ак­ции в от­вет на твои дей­ствия. Про­сто ни­че­го. По­вто­рюсь, это са­мый худ­ший ис­ход об­ще­ния с ре­бен­ком.

Для де­тей во­лон­те­ры — не гро­мо­от­во­ды. Ви­зит во­лон­те­ров – от­ду­ши­на в боль­ни­це, нор­маль­ная дет­ская жизнь на не­сколь­ко ча­сов. Ко­гда ты – «гро­мо­от­вод», че­ло­век сли­ва­ет на те­бя аб­со­лют­но весь не­га­тив; ко­гда ты – «от­ду­ши­на», это зна­чит, что для де­тей мы при­хо­дим, как «по­слан­ник» из внеш­не­го, «нор­маль­но­го» ми­ра, ко­то­ро­му ре­бе­нок мо­жет и хо­чет рас­ска­зать все, что есть на ду­ше. Во­лон­тер – это че­ло­век не из род­ных или мед пер­со­на­ла. Он — тре­тье ли­цо, в чем-то друг.

Об­ще­ние с ни­ми – это еще и по­учи­тель­но: им не свой­ствен­но уны­ние, они вос­при­ни­ма­ют мир пре­дель­но чи­сто. Все эти го­ды для ме­ня очень ак­ту­аль­ны сло­ва: «Будь­те как де­ти!» Это озна­ча­ет, быть детьми не по ра­зу­му, а по чи­сто­те по­мыс­лов, и это вы­ра­же­ние как нель­зя луч­ше опи­сы­ва­ет про­цесс об­ще­ния с детьми.

Вс­по­ми­наю слу­чай. Де­воч­ка из Крас­но­да­ра. 9 лет, че­рез пол­го­да долж­но ис­пол­нить­ся 10. С 6-ти лет в боль­ни­цах. Ра­ко­вое за­бо­ле­ва­ние. На од­ной из встреч, мы си­де­ли и во что-то иг­ра­ли. Все бы­ло здо­ро­во. Во вре­мя иг­ры де­воч­ка ска­за­ла мне, что ее за­вет­ным же­ла­ни­ем бы­ло — про­жить эти пол­го­да и встре­тить свой 10-ти лет­ний юби­лей. В та­кие мо­мен­ты ты по­ни­ма­ешь, что все твои не­взго­ды и про­бле­мы не сто­ят ни в ка­ком срав­не­нии с тем, что го­во­рит эта де­воч­ка.

Еще от­кры­ти­ем бы­ло то, что при об­ще­нии с детьми, ты не толь­ко от­да­ешь свои эмо­ции и энер­гию, но и мно­гое от них по­лу­ча­ешь. Бы­ва­ло, идешь по­сле ра­бо­ты, по ощу­ще­ни­ям, край­не устав­ший, из­мо­тан­ный, ду­ма­ешь: «И что же я в та­ком со­сто­я­нии мо­гу дать де­тям?» И все рав­но при­хо­дишь. За­ни­ма­ешь­ся с ни­ми, иг­ра­ешь, раз­го­ва­ри­ва­ешь, и ухо­дишь от­ту­да с ощу­ще­ни­ем по­явив­ших­ся кры­льев!

Та­ким об­ра­зом, про­ис­хо­дит об­мен, двух­сто­рон­ний кон­такт. Об­мен эмо­ци­я­ми, ин­фор­ма­ци­ей. Ты не про­сто при­хо­дишь ту­да, от­дав все эмо­ции и во­об­ще все­го се­бя, чув­ствуя «вы­жа­тым как тря­поч­ка», а ты, на­о­бо­рот, об­ме­ни­ва­ешь­ся. Это бы­ло еще од­ним от­кры­ти­ем для ме­ня при по­се­ще­нии дет­ской боль­ни­цы.

Меж­ду ре­бен­ком и ро­ди­те­ля­ми: где мое ме­сто?

От­но­ше­ния де­тей и ро­ди­те­лей бы­ва­ют слож­ные. Бы­ва­ют да­же очень слож­ные. Я мно­го ду­мал о том, где тут ме­сто во­лон­те­ра, что мы мо­жем. Для ме­ня мно­гое про­яс­нил один из тре­нин­гов, под­го­тов­лен­ный для на­шей во­лон­тер­ской груп­пы спе­ци­а­ли­ста­ми по со­про­вож­де­нию во­лон­те­ров в Да­ни­лов­цах. По­сле двух­ча­со­вой ра­бо­ты на­ми был сде­лан очень лю­бо­пыт­ный вы­вод – не на­до пы­тать­ся рас­смат­ри­вать и тем бо­лее оце­ни­вать ре­бен­ка и ро­ди­те­ля по от­дель­но­сти, их от­но­ше­ния — это нечто це­лое, это еди­ная си­сте­ма. При этом ре­бе­нок мо­жет жа­ло­вать­ся на то, что ему не­ком­форт­но с ро­ди­те­лем, и что ро­ди­тель да­вит, но они зна­ют друг дру­га, они род­ные друг дру­гу. Ес­ли в этот ду­эт вторг­нуть­ся, то ты сде­ла­ешь не­при­ят­но и ро­ди­те­лю, и ре­бен­ку.

Бы­ва­ли слож­ные мо­мен­ты. На­при­мер, си­дим вме­сте с ре­бен­ком, ри­су­ем. Ре­бе­нок тя­нет­ся к крас­кам. Ро­ди­тель одер­ги­ва­ет его и го­во­рит, что не сто­ит ри­со­вать, ибо, по мне­нию взрос­ло­го, ре­бе­нок не уме­ет. Ты так­тич­но сгла­жи­ва­ешь слег­ка на­пря­жен­ную об­ста­нов­ку в этот мо­мент, по­яс­няя, что у ре­бен­ка есть же­ла­ние, и что, ве­ро­ят­но, ес­ли ро­ди­тель не про­тив, ма­лы­шу сто­ит по­про­бо­вать. В ито­ге, у ре­бен­ка от­лич­но по­лу­ча­ет­ся ри­со­вать­!

За все эти го­ды я так и не разо­брал­ся до кон­ца, по­че­му ро­ди­те­ли ино­гда так се­бя ве­дут. Ко­неч­но, в боль­ни­це, ро­ди­тель на­пря­жен эмо­ци­о­наль­но очень силь­но и по­это­му не все­гда мо­жет оце­ни­вать что-то объ­ек­тив­но и по­зи­тив­но. На­при­мер, ма­ма де­воч­ки, ко­то­рая учи­лась 5 лет в ху­до­же­ствен­ной шко­ле, пе­ре­нес­ла опе­ра­цию, по­сле ко­то­рой ста­ла пло­хо ри­со­вать, сты­ди­лась то­го, что ее дочь пу­та­ет цве­та. В та­кие мо­мен­ты важ­но смяг­чит и вы­ров­нять си­ту­а­цию, не на­ру­шая пра­ва каж­до­го из участ­ни­ков.

Что мне по­мо­га­ло не вы­го­реть?

В ито­ге я за­дер­жал­ся в «Да­ни­лов­цах» на пять лет, три с по­ло­ви­ной го­да из ко­то­рых был ко­ор­ди­на­то­ром. Я шел не аб­стракт­но «с­па­сать мир», а чет­ко по­ни­мал, что мной дви­жет, по­че­му я хо­чу ид­ти. Я не ду­мал, что я иду к де­тям, что­бы удо­вле­тво­рить свои за­про­сы, по­чув­ство­вать се­бя очень-очень нуж­ным или не­за­ме­ни­мым. Я хо­тел по­де­лить­ся тем, что из ме­ня «про­си­лось», тем, че­го бы­ло в из­быт­ке. Эта мо­ти­ва­ция ока­за­лась са­мой важ­ной! Да­же в са­мые слож­ные мо­мен­ты, ко­то­рые, опре­де­лен­но, бы­ли у ме­ня, по­ни­ма­ние то­го, «за­чем и по­че­му» по­мог­ли дви­гать­ся даль­ше, не­взи­рая ни на что.

На пер­вых по­рах ме­ня мно­го­му учил ко­ор­ди­на­тор во­лон­тер­ской груп­пы Ан­дрей Ме­ще­ри­нов. Ан­дрей все­гда на­хо­дил­ся ря­дом на пер­вых эта­пах. Он ин­те­ре­со­вал­ся, как идут де­ла, спра­ши­вал о мо­их внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ни­ях, о дру­гих ве­щах.

Кста­ти, еще один со­вет но­вич­кам – не стес­нять­ся об­ра­щать­ся к ко­ор­ди­на­то­ру груп­пы за под­держ­кой в лю­бое вре­мя и по­сто­ян­но на­блю­дать, что де­ла­ют ря­дом опыт­ные во­лон­те­ры.

Бо­лее то­го, ска­жу, что под­держ­ка во­лон­те­ров очень важ­на, ко­гда ты яв­ля­ешь­ся уже и ко­ор­ди­на­то­ро­м! Про­цесс ра­бо­та­ет в обе сто­ро­ны. Во­лон­те­ру важ­но по­ни­мать, что он не один, и по­мощь ему бу­дет ока­за­на в лю­бой мо­мент. Ко­ор­ди­на­то­ру важ­но по­ни­мать, что он вы­сту­па­ет не толь­ко в ро­ли ад­ми­ни­стра­то­ра, ко­то­рый зна­ет, как пра­виль­но ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту, но и ва­жен для во­лон­те­ров, как по­мощ­ни­к! Ко­ор­ди­на­то­ру важ­но по­ни­мать, что при пра­виль­но вы­стро­ен­ной ра­бо­те, он мо­жет рас­счи­ты­вать на во­лон­те­ров, как на очень важ­ную под­держ­ку!

Важ­ные ис­то­рии

Ме­ня силь­но под­дер­жи­ва­ли ис­то­рии, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли не­ожи­дан­но, и на­все­гда ста­но­ви­лись ча­стью мо­ей жиз­ни. Ста­но­ви­лись бук­валь­но «сим­во­ла­ми»! Ча­сто это бы­ли ис­то­рии из раз­ря­да «меж­ду жиз­нью и смер­тью». Взять хо­тя бы ис­то­рию о маль­чи­ке Та­ги­ре, ко­то­рый по­сле тя­же­лой опе­ра­ции ожил на мо­их гла­за­х! Или ис­то­рия о том, как ро­ди­тель ре­бен­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в ужас­ном со­сто­я­нии, а по­том пе­ре­нес­ше­го все ис­пы­та­ния и по­шед­ше­го на по­прав­ку, в точ­но­сти ис­пы­ты­вал то же са­мое. Это уди­ви­тель­но. Ты про­жи­ва­ешь с ни­ми ма­лень­кие жиз­ни, про­хо­дя че­рез все эти ис­пы­та­ния.

Мне по­вез­ло, я не был сви­де­те­лем со­всем пе­чаль­ных ис­то­рий. Но до ме­ня до­хо­ди­ли рас­ска­зы от дру­гих во­лон­те­ров, что они за­ни­ма­лись с детьми про­дол­жи­тель­ное вре­мя, а од­на­ж­ды, кто-то из де­тей не при­шел. В та­кие мо­мен­ты не­лов­ко спро­сить у мед­пер­со­на­ла и у ро­ди­те­лей (в осо­бен­но­сти), что же ста­ло с ре­бен­ком: то ли он вы­пи­сал­ся, то ли… Ес­ли бы та­кое про­ис­хо­ди­ло со мной, то мне, ско­рей, по­мог бы мой опыт обу­че­ния в мед ин­сти­ту­те. Я по­ни­маю, что бо­лезнь мо­жет при­ве­сти к раз­но­му ис­хо­ду.

Кста­ти, в этом пре­иму­ще­ство во­лон­тeр­ства – ты не на­хо­дишь­ся в те­ме ди­а­гно­зов и про­гно­зов. Мы про­сто с детьми. Мы об­ща­ем­ся с ре­бен­ком здесь и сей­час, не­взи­рая ни на что. Не­за­ви­си­мо от то­го, уви­дим мы его зав­тра или нет. Мы так­же не да­ем обе­ща­ние вер­нуть­ся в сле­ду­ю­щий по­не­дель­ник или сре­ду. У нас есть 2,5 ча­са, ко­то­рые мы тра­тим толь­ко на об­ще­ние.

5 со­ве­тов на­чи­на­ю­щим во­лон­те­рам

Пер­вое: не па­ни­ко­вать. В во­лон­тер­стве нет ни­че­го та­ко­го, что «вы­тя­ги­ва­ет из те­бя жи­лы». Во­лон­тер­ство – это сво­бод­ная во­ля.

Вто­рое: быть чест­ным пе­ред са­мим со­бой, по­нять, за­чем те­бе во­лон­тер­ство. Это бы­ва­ет слож­но сде­лать, но это очень важ­но! Важ­но имен­но про­го­во­рить, чет­ко вы­ра­зить идею.

Тре­тий со­вет: не бо­ять­ся де­тей, об­щать­ся с ни­ми как с взрос­лы­ми.

Фо­то с сай­та danilovcy.ru

Чет­вер­тый – не за­бы­вать про зо­ну от­вет­ствен­но­сти и вре­мен­ные гра­ни­цы.

Пя­тый – ин­тен­сив­но об­щать­ся с ко­ор­ди­на­то­ром во­лон­тер­ской груп­пы: рас­ска­зы­вать про свои стра­хи, про на­блю­де­ния, про со­мне­ния. Стра­хи, как пра­ви­ло, у всех оди­на­ко­вые. Про­го­ва­ри­вая стра­хи, но­вич­ку лег­че вли­вать­ся в про­цесс.

О близ­ких кон­так­тах с под­опеч­ны­ми

Во­прос о том, мож­но ли во­об­ще за­во­дить близ­кие кон­так­ты с род­ствен­ни­ка­ми боль­ных — очень слож­ный и все­гда ин­ди­ви­ду­аль­ный.

Для ме­ня лич­но нет од­но­го об­ще­го пра­ви­ла, с кем мож­но за­во­дить кон­так­ты, с кем – нет. Од­на­ко, ко­гда речь идет о во­лон­те­рах, то уве­рен­но мо­гу ска­зать, что луч­ше тес­ные от­но­ше­ния с ро­ди­те­лем и ре­бен­ком уста­нав­ли­вать с раз­ре­ше­ния ко­ор­ди­на­то­ра груп­пы. Бы­ва­ет так, что и ре­бе­нок, и ро­ди­тель на­чи­на­ют поль­зо­вать­ся во­лон­те­ром край­не часто, по­рой да­же ис­поль­зуя его в сво­их це­лях. Де­ло в том, что ес­ли во­лон­тер да­ет ро­ди­те­лю свои кон­так­ты, то об­ще­ние про­ис­хо­дит и вне ра­мок вре­ме­ни во­лон­тер­ства. Об­ще­ние по­гло­ща­ет все боль­ше и боль­ше вре­ме­ни. И ес­ли вдруг по ка­кой-то при­чи­не во­лон­тер не под­дер­жи­ва­ет кон­такт даль­ше, это мо­жет за­кон­чить­ся оби­дой ро­ди­те­ля. При­чем, ес­ли ро­ди­тель вдруг ре­шит пре­рвать об­ще­ние – это нор­маль­но, а вот ес­ли во­лон­тер пре­ры­ва­ет – это не бу­дет рас­це­не­но хо­ро­шо.

Хо­тя слу­чаи, ко­неч­но, бы­ва­ют раз­ные. Од­на­ж­ды об­ща­лись с очень ин­те­рес­ной се­мьей из ка­кой-то да­ле­кой об­ла­сти на Ура­ле. Этой се­мье ну­жен был ло­го­пед, ко­то­рый смог бы за­ни­мать­ся с ре­бен­ком ди­стан­ци­он­но. У се­бя в ре­ги­о­не най­ти та­ко­го ло­го­пе­да они не смо­гли. Я вы­звал­ся им по­мочь. Со­брал мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство кон­так­тов, и пе­ре­дал их этой се­мье. Си­ту­а­цию ре­ши­ли. Од­на­ко, на это по­тре­бо­ва­лось не­ма­ло вре­ме­ни и сил. Ко­неч­но, под­дер­жи­вать та­кие от­но­ше­ния с каж­дой се­мьей не­воз­мож­но. Я бы про­сто «вы­го­рел». Во всех этих си­ту­а­ци­ях нуж­но до­зи­ро­вать вни­ма­ние, что­бы не рас­те­рять се­бя.

Для ме­ня тес­ные от­но­ше­ния с под­опеч­ны­ми и их род­ны­ми — еди­нич­ные слу­чаи. Раз пять за всю мою ис­то­рию. У во­лон­те­ров-де­ву­шек та­кие си­ту­а­ции про­ис­хо­дят ча­ще. Они ча­ще об­ме­ни­ва­ют­ся кон­так­та­ми, под­дер­жи­ва­ют связь с се­мья­ми. С та­ки­ми кон­так­та­ми нуж­но быть пре­дель­но ак­ку­рат­ны­ми еще и по­то­му, что они про­ис­хо­дят вне зо­ны ви­ди­мо­сти ко­ор­ди­на­то­ра, вне вре­ме­ни на­хож­де­ния в боль­ни­це, вне вре­ме­ни, от­ве­ден­но­го на во­лон­тер­ство. Ес­ли что-то пой­дет не не так, вряд ли во­лон­тер бу­дет де­лить­ся этим с ко­ор­ди­на­то­ром, по­сколь­ку это про­ис­хо­дит вне боль­ни­цы. По­том по­лу­ча­ет­ся не­га­тив, «вы­го­ра­ние» и, как след­ствие, де­мо­ти­ва­ция. Это вли­я­ет на по­все­днев­ную жизнь во­лон­те­ра. Ко­ор­ди­на­тор при этом мо­жет во­об­ще не знать, что про­изо­шло. Это ка­са­ет­ся не толь­ко кон­так­тов, но и ка­ких-ли­бо ак­тив­но­стей, про­ис­хо­дя­щих вне боль­ни­цы.

У нас, на­при­мер, бы­ло стро­гое пра­ви­ло, ка­са­ю­ще­е­ся во­лон­тер­ской по­мо­щи се­мьям: лю­бая по­мощь ока­зы­ва­ет­ся толь­ко с раз­ре­ше­ния ко­ор­ди­на­то­ра. В это за­ло­жен пра­виль­ный смысл. Это по­мо­га­ет из­бе­жать си­ту­а­ций – не очень хо­ро­ших, как пра­ви­ло, тех, ко­то­рые про­ис­хо­дят вне зо­ны ви­ди­мо­сти ко­ор­ди­на­то­ра, и из­бе­жать вы­го­ра­ния во­лон­те­ра. Это ка­са­ет­ся та­ких слу­ча­ев как, на­при­мер, по­мочь до­вез­ти ве­щи до по­ез­да. Се­год­ня ты в свое не­ра­бо­чее вре­мя ре­ша­ешь по­мочь се­мье ре­бен­ка от­не­сти ве­щи на вок­зал, зав­тра об этом узна­ют дру­гие се­мьи, по­сле зав­тра – ес­ли ты от­ка­жешь в по­доб­ной услу­ге дру­гим, мо­гут воз­ник­нуть не­до­по­ни­ма­ния и оби­ды.

Не­пра­виль­но сме­ши­вать вре­мя, от­ве­ден­ное на во­лон­тер­ство, со сво­ей лич­ной жиз­нью, ра­бо­той, про­чи­ми се­мей­ны­ми де­ла­ми. Со­блю­де­ние ди­стан­ции – это очень важ­ный мо­мент в про­фи­лак­ти­ке вы­го­ра­ния во­лон­те­ра. Важ­но по­ни­мать пре­де­лы. Ко­гда ты в боль­ни­це – за­ни­май­ся тем, чем ты мо­жешь быть по­ле­зен там. Вне боль­ни­цы же не нуж­но взва­ли­вать на се­бя не­ре­шен­ные во­про­сы, ка­са­ю­щи­е­ся де­тей и их се­мей. Этим луч­ше за­ни­мать­ся в ред­чай­ших слу­ча­ях.

Осо­бен­ность вы­го­ра­ния в том, что боль­шин­ство из нас не мо­гут рас­по­знать его в мо­мент на­коп­ле­ния. И лишь то­гда, ко­гда оно до­сти­га­ет край­ней сте­пе­ни, ста­но­вит­ся оче­вид­ным, мы по­ни­ма­ем, что это оно. Очень важ­но со­из­ме­рять свои си­лы, чет­ко по­ни­мать, что ты мо­жешь де­лать, а что – нет. Важ­но плав­но вхо­дить в во­лон­тер­ство и плав­но вы­хо­дить. Для на­ча­ла нуж­но опре­де­лить точ­ное ме­сто для во­лон­тер­ства, что­бы не бы­ло та­ко­го: ты и в НИИ им. Бур­ден­ко, и в ин­тер­на­те, и в «Доб­рые Ру­ки», и без­дом­ным по­мо­га­ешь. Я, на­при­мер, ко­гда стал ко­ор­ди­на­то­ром в сво­ей груп­пе, за­пре­щал во­лон­те­рам при­ез­жать в боль­ни­цу ча­ще од­но­го ра­за в не­де­лю на про­тя­же­нии пер­вых 3-4 не­дель.

Ка­кие на­вы­ки нуж­ны, что­бы ра­бо­тать с детьми

Я ду­маю, что на­ли­чие на­вы­ков об­ще­ния с детьми иг­ра­ет боль­шую роль. Это, ко­неч­но, не зна­чит, что не на­до ид­ти в во­лон­те­ры, ес­ли та­кие на­вы­ки от­сут­ству­ют. Но, на­при­мер, очень вос­тре­бо­ва­ны на­вы­ки управ­ле­ния груп­пой де­тей. Де­ти все край­не раз­ные: с раз­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми, из раз­ных се­мей с раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ста­ту­са­ми. Во­лон­те­ры так­же раз­ные: с раз­ным опы­том, раз­ных воз­рас­тов и т.д. За свою прак­ти­ку я за­ме­тил, что во­лон­те­ры из мно­го­дет­ных се­мей лег­ко и уме­ю­чи справ­ля­ют­ся с ор­га­ни­за­ци­ей дет­ско­го кол­лек­ти­ва. Им тре­бу­ет­ся в ра­зы мень­ше вре­ме­ни для то­го, что­бы ор­га­ни­зо­вать груп­пу и друж­но за­нять­ся об­щим де­лом.

Один из важ­ней­ших сек­ре­тов – об­щать­ся с ре­бен­ком как с взрос­лым. Па­ра­док­саль­но, как быст­ро ре­бе­нок на­чи­на­ет от­ве­чать те­бе тем же. Бе­з­услов­но, ты при этом де­ла­ешь скид­ку на то, что это ре­бе­нок, при­чем, боль­ной ре­бе­но­к; но это ра­бо­та­ет: ре­бе­нок слу­ша­ет те­бя, го­во­рит с то­бой, вос­при­ни­ма­ет все­рьез. Со­вет вряд ли под­хо­дит для ро­ди­те­лей этих де­тей, по­то­му как им все рав­но нуж­но вы­дер­жи­вать свою «ро­ди­тель­скую роль». А вот с во­лон­те­ра­ми это ра­бо­та­ет иде­аль­но.

Фо­то с сай­та danilovcy.ru

Здо­ро­во, ко­неч­но, ес­ли во­лон­тер зна­ет ру­ко­де­лие или мо­жет ри­со­вать, на­при­мер, и уме­ет обу­чить это­му ре­бен­ка. Од­на­ко, от­сут­ствие та­ко­го на­вы­ка не кри­тич­но. Знаю по сво­е­му опы­ту. Ко­гда я впер­вые ле­пил зай­ца из пла­сти­ли­на вме­сте с детьми, ока­зав­шись в НИИ им. Бур­ден­ко, за­яц ока­зал­ся ужа­сен. Он был про­сто от­вра­ти­те­лен. Де­ти сме­я­лись, да и я то­же. За­то они на­дол­го за­пом­ни­ли, кто из во­лон­те­ров его со­тво­рил. Еще и дру­гим по­ка­зы­ва­ли и ме­ня и зай­ца! Все про­сто: де­ти не оце­ни­ва­ют эс­те­тич­ность и пра­виль­ность тво­их по­де­лок. Им важ­ны те ста­ра­ния, ко­то­рые ты вло­жил, а не ху­до­же­ствен­ные на­вы­ки, по­это­му, ру­ко­дель­ные на­вы­ки в слу­чае их на­ли­чия – за­ме­ча­тель­ны, од­на­ко, их от­сут­ствие не ме­ша­ет успеш­но­му об­ще­нию.

Про мо­ти­ва­цию

Я знаю по опы­ту, что важ­но про­го­во­рить для са­мо­го се­бя — за­чем и по­че­му ты идешь к де­тям. По­ло­жи­тель­ная мо­ти­ва­ция по-раз­но­му ска­зы­ва­лась на по­ве­де­нии во­лон­те­ров муж­ско­го и жен­ско­го по­ла. На мо­ей прак­ти­ке по­лу­ча­лось так, что из пар­ней в во­лон­те­рах на­дол­го за­дер­жи­ва­лись те, кто в са­мом на­ча­ле мог чет­ко про­го­во­рить свою мо­ти­ва­цию: за­чем и по­че­му я здесь, че­го они ожи­да­ют. Де­вуш­кам слож­нее чет­ко про­го­во­рить мо­ти­ва­цию. Бы­ло на­мно­го мень­ше та­ких де­ву­шек, ко­то­рые смог­ли чет­ко про­го­во­рить мо­ти­ва­цию. Они, как пра­ви­ло, дей­ству­ют ир­ра­ци­о­наль­но, по зо­ву внут­рен­не­го го­ло­са, по зо­ву при­ро­ды сво­ей: стре­ми­тель­ное же­ла­ние по­мо­гать де­тям.

За 3,5 го­да я про­вел штук 70-80 со­бе­се­до­ва­ний с во­лон­те­ра­ми. И по­нял, что пар­ням ее про­ще сфор­ми­ро­вать, про­го­во­рить. Де­вуш­кам слож­нее при­дер­жи­вать­ся чет­ко­сти. Мо­ти­ва­ция как та­ко­вая мо­жет от­сут­ство­вать. Это мо­гут быть объ­яс­не­ния ти­па «М­не на тре­нин­ге ска­за­ли, что сей­час я долж­на по­мо­гать де­тям, тво­рить доб­ро», про­чее.

На од­ной из встреч, в раз­гар раз­го­во­ров о кри­зи­се и па­де­нии руб­ля мы пы­та­лись вы­яс­нить вза­и­мо­связь меж­ду со­бы­ти­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в стра­не, и по­се­ще­ни­я­ми во­лон­те­ра­ми боль­ни­цы. Ока­за­лось, во­лон­те­ры хо­ди­ли ре­же, а по­том и во­все про­па­да­ли из-за от­сут­ствия внут­рен­ней ста­биль­но­сти, от­сут­ствия уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне. Эта не­ста­биль­ность рас­ша­ты­ва­ла их внут­рен­нюю уве­рен­ность и, как след­ствие, же­ла­ние быть во­лон­те­ром, иметь до­ста­точ­но сил для это­го. Они ста­ли при­хо­дить ре­же. За­тем, сты­дясь то­го, что они ста­ли при­хо­дить ре­же, мно­гие пе­ре­ста­ли при­хо­дить во­об­ще. Бо­лее это­го, они сты­ди­лись, что пе­ре­ста­ли хо­дить во­об­ще. Эта си­ту­а­ция лишь до­бав­ля­ла рас­строй­ства. Хо­тя ка­та­стро­фы не про­изо­шло ни­ка­кой. Эти во­лон­те­ры мог­ли бы вер­нуть­ся в лю­бое вре­мя!

В тот мо­мент не­об­хо­ди­мо бы­ло со­здать внут­ри­г­руп­по­вую уве­рен­ность в том, что для нас все хо­ро­шо, имен­но на на­ше де­ло кри­зис не вли­я­ет. Бо­лее то­го, у нас по­яви­лось по­ни­ма­ние, что имен­но во­лон­тер­ство с его воз­мож­ной ста­биль­но­стью, мо­жет стать сво­е­го ро­да опо­рой и для под­опеч­ных. Кри­зис кри­зи­сом, да это пло­хо, но во­лон­те­ры все рав­но при­хо­дят по рас­пи­са­нию. Ока­за­лось, что это очень важ­но и для во­лон­те­ров, и для де­тей. Уве­рен­ность в во­лон­те­рах и их от­вет­ствен­но­сти по­мо­га­ет и ре­бен­ку, и ро­ди­те­лю.

О ре­ли­ги­и

На мо­ей прак­ти­ке бы­ли ка­то­ли­ки, про­те­стан­ты, пра­во­слав­ные, ате­и­сты, не опре­де­лив­ши­е­ся лю­ди – вне ре­ли­гии. У хри­сти­ан чет­кая мо­ти­ва­ция: пол­ное по­ни­ма­ние, для че­го и для ко­го они хо­дят в боль­ни­цу. У них от­но­ше­ние к во­лон­тер­ству как к слу­же­нию. Доль­ше все­го за­дер­жи­ва­лись в во­лон­тер­стве хри­сти­а­не. Уход из во­лон­тер­ства у них был то­же не рез­кий.

Каж­дое на­ше по­се­ще­ние де­тей в боль­ни­це на­ша груп­па на­чи­на­ла и за­кан­чи­ва­ла мо­лит­вой. В эти мо­мен­ты я про­сил при­сут­ство­вать во­лон­те­ров и дру­го­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, воз­мож­но, чуть в сто­ро­не, ес­ли они не про­тив. Я про­сил их вос­при­ни­мать мо­лит­ву как сво­е­го ро­да по­стро­е­ние ко­манд­но­го ду­ха. Она да­ет воз­мож­ность на­стро­ить всех на нуж­ный тон, на­пом­нить, за­чем же мы все со­бра­лись здесь.

Ча­ще все­го с детьми мы мо­ли­лись в ко­ри­до­ре, а не в от­дель­ной ком­на­те. Од­на­ж­ды, па­рень-му­суль­ма­нин про­сто­ял все вре­мя мо­лит­вы, на­блю­дая за на­ми. По­сле че­го за­дал во­прос: «А что это вы тут де­ла­е­те?». Он был край­не удив­лен про­ис­хо­дя­щим: кто-то, по­ми­мо них — му­суль­ман, то­же все­рьез от­но­сит­ся к ре­ли­ги­и! Тут же по­шел де­лить­ся уви­ден­ным со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми.

Во­лон­тер­ство и ко­ор­ди­на­тор­ство для ме­ня – это боль­шая воз­мож­ность на­учит­ся ува­жать дру­го­го че­ло­ве­ка – аб­со­лют­но дру­го­го: с дру­ги­ми цен­но­стя­ми. Вза­и­мо­дей­ствуя с ним, учишь­ся при­ни­мать его с его цен­но­стя­ми. Мож­но и не раз­де­лять их, быть да­же идео­ло­ги­че­ским про­тив­ни­ком та­ких цен­но­стей. Но ува­жать че­ло­ве­ка. Остав­лять за ним пра­во жить его цен­но­стя­ми, не на­вя­зы­вая свои.

Лич­но мне во­лон­тер­ство да­ло огром­ную воз­мож­но­стью под­кре­пить свою ве­ру. Не тео­ре­ти­че­ски­ми ве­ща­ми, а прак­ти­кой. По­мо­гать де­тям не на ма­те­ри­аль­ной ос­но­ве, а по­то­му что те­бе так хо­чет­ся. Же­ла­ние идет из­нут­ри. Счи­таю, что к во­лон­тер­ству лю­ди при­хо­дят не по­то­му, что во­круг них так скла­ды­ва­ют­ся об­сто­я­тель­ства, а по­то­му что они до­шли до та­ко­го эта­па в сво­ей жиз­ни. В мо­ем слу­чае, это был пре­крас­ный опыт, с ко­то­рым нуж­но дви­гать­ся даль­ше. Это, кста­ти, к те­ме жиз­нен­но­го цик­ла во­лон­тер­ства. За­кон­чен один этап, на­чи­на­ет­ся дру­гой. Нуж­но дви­гать­ся даль­ше с те­ми на­вы­ка­ми, что я по­лу­чил за это вре­мя.

Со­ве­ты на­чи­на­ю­ще­му ко­ор­ди­на­то­ру

При­нять все то, что те­бе пе­ре­да­ет преды­ду­щий ко­ор­ди­на­тор вме­сте с груп­пой, в том ви­де, в ко­то­ром он это ор­га­ни­зо­вал. При­ни­мая груп­пу от преды­ду­ще­го ко­ор­ди­на­то­ра, хо­ро­шо бы вме­сте с ним по­ра­бо­тать, по­смот­реть, как он се­бя ве­дет, что де­ла­ет. По­ра­бо­тать имен­но в ста­ту­се но­во­го ко­ор­ди­на­то­ра, а не во­лон­те­ра. Это со­вер­шен­но дру­гая по­зи­ция и взгляд. На­до обя­за­тель­но за­да­вать во­про­сы.

Для со­хра­не­ния груп­пы важ­но, в слу­чае, ес­ли во­лон­тер опыт­ный и хо­дит дав­но, не пе­ре­ла­мы­вать вос­при­я­тие груп­пы, по­то­му что так мож­но и во­лон­те­ров по­те­рять, и груп­пу. Оче­вид­но, что ко­ман­да фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко силь­ным ко­ор­ди­на­то­ром, но и участ­ни­ка­ми груп­пы. Важ­но не де­лать в на­ча­ле рез­ких дви­же­ний. По-мо­е­му, нуж­но мяг­ко при­нять то, что те­бе пе­ре­да­ет на­став­ник, а уже по­том со­вер­шен­ство­вать то, что это­го тре­бу­ет.

Очень важ­ны от­но­ше­ния с мед пер­со­на­лом, охра­ной, убор­щи­ца­ми. Важ­но вы­стро­ить их долж­ным об­ра­зом в са­мом на­ча­ле. Бы­ва­ют слу­чаи, ко­гда ты мо­жешь прий­ти во вне­уроч­ное вре­мя, по­про­сить что ли­бо оста­вить в боль­ни­це, да и во­об­ще по­про­сить их о чем бы то ни бы­ло. Хо­ро­шо, ко­гда они те­бя узна­ют, а не смот­рят каж­дый раз как в пер­вый. Очень важ­но при­нять это в том ви­де, как те­бе пе­ре­да­ет преж­ний ко­ор­ди­на­тор, со­хра­нить не­ко­то­рое вре­мя так, как есть, а по­том уже ме­нять, ес­ли в этом есть не­об­хо­ди­мо­сть, по­то­му что от­вет­ствен­ность очень боль­шая.

Важ­но на­ла­дить кон­такт с во­лон­те­ра­ми внут­ри груп­пы. На мо­мент мо­е­го ста­нов­ле­ния ко­ор­ди­на­то­ром, я был во­лон­те­ром про­дол­жи­тель­ное вре­мя. В свя­зи с этим, у ме­ня бы­ло ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство кон­фликт­ных си­ту­а­ций внут­ри груп­пы, ко­гда я стал ко­ор­ди­на­то­ром.

Не ме­нее зна­чи­мым яв­ля­ет­ся при­ня­тие се­бя как ко­ор­ди­на­то­ра по­сле то­го, как ты был во­лон­те­ром. Бе­з­услов­но, ты, так же, как и все во­лон­те­ры, при­ни­ма­ешь ак­тив­ное уча­стие в об­ще­нии с детьми, од­на­ко, глав­ной за­да­чей ста­но­вит­ся ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты всей груп­пы, а не се­бя ин­ди­ви­ду­аль­но.

Еще есть та­кой тон­кий мо­мент: мо­жешь по­чув­ство­вать се­бя не­нуж­ным в ка­кой-то мо­мент вре­ме­ни. На­при­мер, ко­гда вся груп­па за­ня­та, у всех во­лон­те­ров скла­ды­ва­ет­ся хо­ро­шее об­ще­ние с детьми, не воз­ни­ка­ет кон­флик­тов, ты хо­дишь как бы «без де­ла». Твоя ра­бо­та не вид­на фак­ти­че­ски. Не­об­хо­ди­мо по­ни­мать, что по-на­сто­я­ще­му хо­ро­шая ра­бо­та ко­ор­ди­на­то­ра оста­ет­ся не­за­мет­ной. Как раз это и долж­но быть наи­выс­шей на­гра­дой за пра­виль­но по­стро­ен­ную ко­манд­ную ра­бо­ту ко­ор­ди­на­то­ром.

Для ко­ор­ди­на­то­ра груп­пы важ­но вы­стра­и­ва­ние пра­виль­ной, чет­кой ком­му­ни­ка­ции внут­ри груп­пы во­лон­те­ров. Мне не уда­лось до­стичь иде­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, но я по­лу­чил пре­крас­ный опыт, ощу­тил всю зна­чи­мость это­го про­цес­са! Важ­но на­ли­чие ком­му­ни­ка­ции внут­ри груп­пы: будь то со­ци­аль­ная сеть (Вкон­так­те, на­при­мер), при­ло­же­ния для смарт­фо­на (WhatsApp, на­при­мер), а не об­ще­ние с каж­дым от­дель­но по смс, на­при­мер, да, сред­ства и спо­соб ком­му­ни­ка­ции долж­ны быть про­стым и не за­трат­ным, до­ступ­ным всем. Важ­но, что­бы это бы­ло не двух­сто­рон­нее об­ще­ние во­лон­тер-ко­ор­ди­на­тор и об­рат­но, а что­бы ре­пли­ки всех участ­ни­ков бы­ли до­ступ­ны всем участ­ни­кам.

Важ­ная ре­мар­ка для ко­ор­ди­на­то­ров – не тре­бо­вать от во­лон­те­ров жест­ко че­го-ли­бо. Не­об­хо­ди­мо по­яс­нить, что есть пра­ви­ла, усло­вия на­хож­де­ния в груп­пе. Не­об­хо­ди­мо про­яс­нить до­го­ворeн­но­сти, обо­зна­чить гра­ни­цы, в рам­ках ко­то­рых мо­жет дей­ство­вать во­лон­тер, обо­зна­чить пра­ви­ла, при этом, не от­ни­мая сво­бо­ды дей­ствий во­лон­те­ра.

Алек­сей Бо­род­кин.Фо­то: facebook.com

Край­не важ­ным для ко­ор­ди­на­то­ра яв­ля­ет­ся от­кры­тость ми­ру, на­блю­де­ние за всем про­ис­хо­дя­щим. Ме­ня­ют­ся лю­ди и об­сто­я­тель­ства. Нуж­но по­сто­ян­но от­сле­жи­вать про­ис­хо­дя­щие из­ме­не­ния, и во­вре­мя ре­а­ги­ро­вать на них. Од­на­ж­ды мы хо­те­ли по­здра­вить всех ро­ди­те­лей с Пас­хой. Не зная ве­ро­ис­по­ве­да­ние каж­до­го ро­ди­те­ля, нуж­но бы­ло так­тич­но узнать, не оби­дим ли мы лю­дей, пре­под­но­ся по­да­рок. Се­мьи му­суль­ман, в том числе, бра­ли по­дар­ки с боль­шим удо­воль­стви­ем, рас­це­ни­вая это как знак вни­ма­ния, теп­ла и за­бо­ты. Бу­дучи ко­ор­ди­на­то­ра­ми «Да­ни­лов­цев», мы не скры­ва­ли, но и не вы­пя­чи­ва­ли свою ре­ли­ги­оз­ную при­над­леж­но­сть. При этом, с удо­воль­стви­ем рас­ска­зы­ва­ем ис­то­рию по­яв­ле­ния «Да­ни­лов­цев», по­че­му мы так на­зы­ва­ем­ся.

[ miloserdie.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->