Не давайте рекламным заявлениям, которые преподносят дефицит как основание для инвесторов вкладывать доллары в алмазодобывающий сектор, вводить себя в заблуждение. На самом деле, как и многие другие товары в мире сейчас, алмазодобывающая отрасль тоже «тонет» в избытке предложения. Еще хуже то, что на фоне всех разговоров о сокращении объемов продаж алмазов, мировой объем производства на самом деле вырос в первом полугодии и, похоже, продолжит свой рост в оставшуюся часть 2015 года.
Совокупный объем производства пяти основных алмазодобывающих компаний в мире вырос до 47,26 млн каратов за шесть месяцев, окончившихся 30 июня, что на 8 процентов выше результатов прошлого года. На долю АЛРОСА, De Beers, Rio Tinto, Dominion Diamond Corp. и Petra Diamonds приходится примерно 70 процентов мирового объема предложения. Принимая во внимание их соответствующие планы, намечен рост объемов производства на 5 процентов до более 50 млн каратов во втором полугодии, что является самым высоким уровнем объема производства за полугодие со времени финансового кризиса 2008 года (см. график).
Ограниченный спрос на бриллианты
Конечно, ни рынок алмазов, ни рынок бриллиантов не гарантирует такие объемы в 2015 году. Спрос на алмазы в июле упал до новых рекордно низких значений, так как производители бриллиантов сократили объемы своих закупок алмазного сырья из-за высоких цен на алмазы и переизбытка запасов бриллиантов.
Осознавая слабость рынка, De Beers разрешила сайтхолдерам отложить до 75 процентов выделенных им предложений на оставшуюся часть контрактного года, а АЛРОСА сделала аналогичные уступки для своих клиентов – отложить выделенные им объемы в июле и августе. De Beers также понизила свои цены почти на 10 процентов на августовском сайте, что повлияло на то, что некоторые сайтхолдеры попросили вернуть уже отложенные ими товары. Этот сайт закрылся с оценочной суммой $300 млн по сравнению с первоначально прогнозируемой суммой $250 миллионов.
Все-таки спрос на алмазы ограничен, и в торговле бриллиантами сохраняется осторожность. «Люди покупают меньше и пытаются сохранять небольшие запасы, - сказал антверпенский дилер, принимавший участнике в Международной алмазной неделе (International Diamond Week) в Рамат Гане на этой неделе. – Но на рынке все еще много товара».
Дилеры на этом мероприятии говорили, что спрос со стороны Соединенных Штатов поддерживает рынок, так как спрос со стороны Китая и - в меньшей степени - Индии снизился. Кроме того, прогноз для Китая сократился, тем самым уменьшив долгосрочные перспективы роста для отрасли и увеличивая излишки.
Алмазодобытчики строят планы
Дез Килали (Des Kilalea), аналитик из RBC Capital Markets, ожидает, что на рынке сохранится избыток, по меньшей мере, до 2018 года. Он сказал, что уровни ликвидности и снижение цен на алмазы помогут повысить спрос и сократить излишки. Но Килали также подчеркнул, что будут оказывать влияние решения по объемам производства крупных алмазодобывающих компаний.
В свете ослабления рынка De Beers является единственной среди этих пяти компаний, кто сократил план по объемам производства на этот год с 32-34 млн каратов, прогнозируемых в январе до 29-31 млн каратов в настоящее время. Пол Роули (Paul Rowley), руководитель De Beers по глобальным продажам сайтхолдерам, сообщил Rapaport News, что алмазодобывающая компания не планирует дальнейшее сокращение своих объемов производства, хотя она продолжит пристально отслеживать рынок.
Поэтому почему бы другим компаниям не отрегулировать соответствующим образом свои объемы производства?
Может быть, самым показательным стало то, что Игорь Куличик, директор по финансам АЛРОСА, сказал во время недавней телеконференции, что российская компания предпочтет наращивать запасы, а не снижать объем производства ввиду высоких затрат на операции по регулированию производства. Он сообщил, что запасы АЛРОСА уже подскочили с 14 млн каратов в начале этого года до 17 млн каратов в конце первого полугодия. Хотя компания подтвердила свой прогноз по объему производства в размере 38 млн каратов на 2015 год, он добавил, что до конца года, возможно, запасы вырастут еще больше.
Некоторые предполагают, что АЛРОСА может позволить себе сохранять полный объем производства, как они сделали это во время финансового кризиса 2008-2009 года, потому что она может продать излишки запасов в Гохран, в государственную казну. Но представитель АЛРОСА сказал, что компания не продавала никакого объема алмазов в Гохран в этом году, добавив, что «трудно прогнозировать, будут ли такие продажи до конца 2015 года».
На самом деле, российский Гохран имеет свои собственные ограничения в 2015 году после того, как рубль обесценился на 76 процентов за последние 12 месяцев ввиду падения цен на нефть, создав большую брешь в государственном бюджете. Также следует отметить, что АЛРОСА продала 18 млн каратов в первом полугодии, что равняется объему ее производства, несмотря на 21-процентный рост запасов.
Аналогично этому, за шесть месяцев, включая июнь, объем продаж Petra Diamonds составил 1,77 млн каратов по сравнению с объемом производства в размере 1,58 млн каратов. Несмотря на то, что Petra стремится достичь годовой запланированный объем производства 5 млн каратов в 2019 году, представитель компании отметил, что объем компании недостаточно большой, чтобы оказать влияние на условия глобального рынка. Представитель компании Dominion отказался комментировать это сообщение, так как у компании наблюдается спокойный период перед опубликованием на следующей неделе данных о доходах.
Кроме того, Rio Tinto находится на пути к достижению объема производства 20 млн каратов в 2015 году, что на 44 процента выше объема предыдущего года, и основной объем этого роста приходится на рудник Аргайл (Argyle) в Австралии. Килали сказал, что повышение предложения на рынке с рудника Аргайл могло бы компенсировать сокращение объема производства с месторождений Маранге (Marange) в Зимбабве, где схожие типы алмазов низкого качества. В 2014 году объем производства в Зимбабве резко упал на 55 процентов до 4,77 млн каратов, согласно данным Сертификационной Схемы Кимберлийского процесса (Kimberley Process Certification Scheme), и в этом году ожидается дальнейшее его падение.
Рынки, движущей силой которых является предложение
Представитель Rio Tinto отметил, что рудники Аргайл и Даявик (Diavik), принадлежащие компании, являются полностью подземными производствами, которые невозможно регулировать. На самом деле, создание запасов вполне может быть вопросом стоимости, а не вопросом, связанным с рынком. Алмазодобывающие компании могут также захотеть сохранить уровни объемов производства, поскольку основные затраты на производство сравнительно низкие, принимая во внимание то, что цены на энергию ниже $50 за баррель, а валюта, например, российский рубль, ранд ЮАР и канадский доллар торгуются близко к рекордно низким уровням. De Beers сообщила, что ее себестоимость в первом полугодии 2015 года снизилась на 10 процентов по сравнению с таким же периодом предыдущего года.
Это проливает свет на то, почему объемы производства продолжат расти в 2015 году, и не будут снижаться в ближайшие годы. В дополнение к планам производства крупных компаний вводится в эксплуатацию ряд новых рудников, что еще больше увеличивает избыточные объемы предложения. Рудник имени Гриба компании Лукойл был пущен в эксплуатацию в 2014 году и наращивает производство до полной мощности, как и рудник Гхагху (Ghaghoo) компании Gem Diamonds. Рудник Гачо Куэй (Gahcho Kué), имеющий высокий объем и являющийся совместным предприятием между De Beers и Mountain Province, по графику должен войти в эксплуатацию в следующем году, хотя Stornoway Diamonds заявила, что ее рудник Ренар (Renard) будет готов к началу производства в 2017 году. Это обеспечивает дополнительно еще 11 млн каратов в год к объемам предложения с четырех рудников при работе на полную мощность.
По мере ввода тех проектов в эксплуатацию и закрытия старых рудников, De Beers и Bain & Company прогнозировали в своих отчетах, что мировой объем производства постепенно будет снижаться с 2020 года после достижения пика примерно в 2018 году. Это может быть так, но, похоже, будет существовать более крупный объем алмазов для продажи в течение долгого времени после этих сроков, так как алмазодобывающие компании накапливают запасы.
Остается один из двух возможных сценариев для остальной части рынка в ближайшие годы. Алмазодобывающие компании могут либо продать те излишки алмазов по сниженным ценам – в конечном счете, каждый продукт продается по какой-то цене - либо они могут придержать эти алмазы и выдавать их постепенно, когда спрос будет поддерживать цену, которую предпочитают алмазодобывающие компании.
Этот второй сценарий позволяет представить в более широком контексте стратегии прошедших нескольких месяцев. Несмотря на то, что цены на алмазы скорректированы примерно на 10 процентов в августе, маловероятно, чтобы они резко снова упали в этом году, несмотря на длительное недовольство по поводу низких прибылей производителей бриллиантов. Так как алмазодобывающие компании предпочитают хранить алмазы в своих хранилищах, а не в недрах земли, они, конечно, предпочитают уменьшить предложение и подождать, когда на рынке улучшаться цены. Поэтому излишек запасов бриллиантов постепенно сокращается, запасы алмазов алмазодобывающих компаний быстро растут. Вероятно, это позволит им убедить инвесторов в том, что в среднесрочной-долгосрочной перспективе спрос на самом деле превышает предложение.