Калининградский янтарный комбинат планирует провести первый аукцион по продаже 3 тонн янтаря. Первые торги в форме аукциона назначены на 5 октября и будут проведены в поселке Янтарный, где и располагается комбинат.
На торги будут выставлены 30 лотов на право купли-продажи янтаря, по 100 кг каждый. Самые дорогие лоты представлены категорией камней более 32 мм и весом не более 50 г. Начальная цена за центнер такого янтаря составляет более 2 млн рублей с учетом НДС. Участниками торгов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
Аукцион станет новым шагом в истории реализации "солнечного камня". Предприятие больше десятилетия после распада СССР было втянуто в "серые" либо совсем криминальные схемы продажи сырья: добытый госпредприятием янтарь в необработанном виде реализовывался через фирмы (нередко – подставные), принадлежавшие сомнительным людям, и за бесценок уходил за рубеж. Там "эксклюзивные" покупатели перепродавали янтарь по совсем другим ценам. Комбинат работал, продавая весь янтарь по минимальным нерыночным ценам, и ежегодно множил убытки. Как рассказывают эксперты янтарной отрасли, производственное оборудование и прочая техника, оставшиеся со времен Союза, эксплуатировались до полного выхода из строя, необходимых инвестиций в развитие не осуществлялось, а прибыль от продажи минерала оседала в карманах "партнеров" комбината. В итоге, во всем мире сегодня янтарь стоит дорого, по сути – как драгоценный камень, а в России он до сих пор недооценен и воспринимается как сувенирный материал.
В феврале 2015 года Янтарный комбинат перешел в ведение "Ростеха", и новое руководство по прямому указанию президента Владимира Путина приступило к декриминализации отрасли. Не без серьезного сопротивления разного рода криминальных структур, но с "серыми" схемами было покончено. Перед комбинатом встала задача извлекать прибыль от добычи камня, а в деле реализации сырья пришло время ориентироваться на изготовление изделий с высокой добавленной стоимостью. В том числе поэтому предстоящий аукцион в Янтарном рассматривается руководством комбината как важнейшая часть процесса возрождения отечественной янтарной отрасли.
Торги позволят выявить подлинную цену янтаря. В настоящее время у комбината еще отсутствует утвержденная методика рыночного ценообразования на продукцию. Вместе с тем, откровенные публикации в прессе, в том числе в иностранных изданиях, в частности, в журнале Baltic Jewellery, предупреждают о возможной недооценке продукции предприятия. Слишком долго янтарь продавался, а фактически — уступался, "своим людям" по удобным им ценам, и все привыкли к тому, что "солнечный камень" недорог.
Совет директоров АО "Калининградский янтарный комбинат" решил утвердить техзадание на разработку методик ценообразования на янтарную продукцию и регламент установления прейскурантных цен. Сейчас формируется перечень компаний-консультантов, которых рассмотрят в качестве потенциальных участников конкурса на данные услуги. Параллельно анализируется рынок сбыта продукции Янтарного комбината для получения первичных данных для выбора направлений по разработке регламентирующих документов по установлению цен на основе рыночных механизмов ценообразования, а также своевременного пересмотра прейскурантных цен.
Организация и проведение аукциона осуществляются собственными силами предприятия с привлечением представителей правительства Калининградской области, УФАС по Калининградской области, Торгово-промышленной палаты Калининградской и Калининградской областной думы, рассказали "Росбалту" на предприятии. Тридцать лотов, выставляемых на конкурс, содержат янтарь с различным фракционным составом. В настоящий момент предприятием уже получено более 80 заявок на участие в аукционе. Отмечается, что торги позволят быстро определить подлинный спрос среди переработчиков камня и выйти на рыночные цены на стандартизированные пакеты продукции, сформированные из различных наименований сырья.
"О необходимости проведения аукциона долго говорили, и вот, наконец, принято решение. Задача первого аукциона – проверить, прощупать рынок на предмет реальной цены. К сожалению, мы все еще имеем "черный" рынок перепродаж. В разных источниках приводят различные данные маржи на "черном" рынке, но известно, что цены ходовых фракций янтаря на рынке в 4-5 раз выше, чем их отпускная цена на комбинате. Хотя можно еще сделать скидку на то, что критерии оценки стоимости могут быть различными. Комбинату надо выйти на свои производственные мощности, провести техническое перевооружение, а для этого нужно, чтобы он получил те доходы, которые сегодня уходят деятелям "черного" рынка", – рассказал агентству исполнительный директор АО "Калининградский янтарный комбинат" Ринат Минажетдинов.
Механизм аукциона должен отрезать от торгов полукриминальные и прочие сомнительные структуры, допустив к торгам только добросовестных покупателей. Такой новый подход к реализации янтаря приветствовали представители фирм-переработчиков. "Аукцион – это правильный путь. Это хорошо, что комбинат ищет цивилизованные пути и хочет понять, какой должна быть рыночная цена. Хорошо также то, что на торги выставляются лоты с отсортированным янтарем. У покупателя есть выбор. Ведь у переработчиков разное оборудование установлено, разные технологии применяются, да и продукция выпускается различная. Поэтому они смогут выбрать, что им выгоднее купить: крупную фракцию, мелкую или "микс". Это позитивный шаг", – уверен член Ассоциации производителей и переработчиков янтаря, представитель мануфактуры "Емельянов и сыновья" Илья Емельянов.
Ринат Минажетдинов полагает, что наибольший спрос на аукционе будет на ликвидные фракции янтаря (+23 и +32). Собственно, в этом и заключается одна из целей торгов: понять предпочтения покупателя.
Кроме желания отсечь все компании с сомнительной репутацией, перед организаторами аукциона также стоит задача привлечь максимальное количество российских переработчиков. Поэтому лоты сделаны небольшими – по 100 кг, чтобы как можно больше покупателей могли приобрести товар. Интерес к поддержке покупателя такого лота объясняется желанием сформировать сегмент производителей янтарных изделий средней ценовой категории. Ведь не секрет, что на розничном рынке в основном представлены или дешевые сувениры, или сравнительно дорогие изделия из янтаря.
По мнению экспертов отрасли, следует ожидать, что с учетом перечисленных факторов новая отпускная цена на янтарь-сырец в итоге вырастет. Эксперты отмечают, что в течение 2015 года отпускные цены на сырье уже дважды поднимались комбинатом: 1 января и 1 сентября. Постепенное выравнивание цены преследует цель адаптировать переработчиков к новым условиям работы.
"Цены будут расти в зависимости от того, как будет объективно развиваться рынок. Ненормальной является ситуация, когда отпускные цены на комбинате значительно ниже, чем на рынке. Поэтому надо будет найти "золотую середину": не продавать янтарь по дешевке, но и не резко задирать цену, а сделать плавный переход к рыночным ценам", – уточнил Ринат Минажетдинов.
Изменение цены не пугает и солидных переработчиков. Их больше занимают другие проблемы развития отрасли. "Определение цены рынком – это цивилизованный метод. Добросовестные производители могут покупать и перерабатывать янтарь при его реальной цене. Надо, чтобы янтарь не уходил за границу в виде сырья, а перерабатывался на территории Калининградской области. Это – дизайн, торговые площадки, рабочие места. Главное, чтобы не зашли недобросовестные псевдопроизводители с "шальными" деньгами, которые могут купить янтарь и вывезти его в третьи страны. Но это проблема не комбината, а вопрос законодательного уровня", – заметил Илья Емельянов.
Первый аукцион Янтарного комбината станет своеобразным исследовательским шагом, который позволит прояснить ситуацию, сложившуюся в отрасли. Исходя из его результатов, можно будет наметить дальнейший путь развития производства, отмечают эксперты. По их мнению, цены должны быть приведены к оптимальным и при этом максимально учтены интересы отечественных переработчиков. Прибыль от производства "солнечного камня" должна доставаться тем, кто его добывает и обрабатывает, и пополнять бюджет в виде налогов, а не уходить в карманы спекулянтов и представителей криминального мира.