Крупные семьи всегда присутствовали в алмазно-бриллиантовой отрасли, и в течение столетий в большинстве случаев это были хасидские семьи. Они составляли основную опору алмазно-бриллиантовой отрасли Амстердама, а затем Антверпена. В начале 20-го века некоторые из евреев-торговцев алмазами и бриллиантами и огранщиков в Европе эмигрировали и создавали алмазно-бриллиантовые отрасли в новых местах.
Одним из таких мест стал Израиль, где формировалась новая нация. Потребность в талантах, предпринимательском духе и квалификации была источником жизненной силы развивающейся экономики, стремящейся выйти на мировую арену.
Торговцы бриллиантами в Амстердаме и Антверпене начали уезжать в Тель-Авив в 1930-х годах, так как в Европе разрастался антисемитизм. Они создавали небольшие, неофициальные зоны торговли бриллиантами в Тель-Авиве, где они управляли из небольших офисов и кафе в районе этого города под названием Ахузат Бейт.
К 1937 году после того, как британские мандатные власти отменили налог на импорт алмазов, отрасль начала набирать обороты. Местные торговцы объединились с целью создания первой алмазной биржи Израиля, Палестинского алмазного клуба (Palestine Diamond Club). Первое производство бриллиантов началось в стране в тот год с небольших камней в городе Петах Тиква. Очень быстро еще два центра производства бриллиантов начали развиваться в прибрежном городе Нетанья и в Тель-Авиве.
Но только после того, как разразилась Вторая мировая война, местная отрасль получила возможность значительного роста. Они начали заполнять пустоту, оставленную алмазно-бриллиантовой отраслью Европы, павшей жертвой этой войны. В конце 1940-х годов торговцы бриллиантами и огранщики, выжившие в войне, иммигрировали в Израиль, придав стране дополнительный импульс с притоком квалифицированных рабочих и опытных торговцев.
Постепенно они смогли получать больше алмазов, доказать свои возможности и, наконец, убедить De Beers поставлять им алмазы на регулярной основе. В середине 1960-х годов после многих переговоров и неудачных попыток построить здание алмазной биржи в Тель-Авиве, мэр Рамат Гана выделил крупный участок для здания первой алмазной биржи, Шимшон (Shimshon).
Это был революционный подход. Решение объединить все, что нужно, в одном здании, привело через несколько лет к созданию Израильской алмазной биржи (Israeli Diamond Exchange). Одно здание превратилось в комплекс взаимосвязанных зданий, предлагающих все – от офисов, занимающихся поставками бриллиантов, банков и грузоперевозчиков до ресторанов, синагоги и даже парикмахерской, все это обслуживает свыше 1 000 офисов, занимающихся алмазами и бриллиантами в закрытой и безопасной обстановке. Так как это был быстрорастущий алмазный центр, то вокруг него быстро появились производственные мощности, и это место превратилось в процветающий центр торговли алмазами и бриллиантами и эпицентр производства бриллиантов.
К 1970-м годам, располагая большой и современной алмазной биржей, обладая глубокими знаниями в области огранки крупных и особых бриллиантов, а также и обычных камней, имея опыт работы с драгоценными камнями фантазийных форм, Израиль приобрел ключевую роль в глобальной торговле бриллиантами. Вскоре он заменил Бельгию как крупнейшего в мире экспортера бриллиантов.
Израиль создал себе репутацию за счет высококачественной огранки камней и большой специализации в разных местах. Например, в Нетанье производители бриллиантов наработали большой опыт в работе с бриллиантами фантазийных форм. Местные производители бриллиантов стали известны благодаря своей высококачественной работе и способности максимально использовать алмаз для повышения выхода готовой продукции.
Вторая по популярности огранка «принцесса» была разработана в 1979 году в Израиле в результате совершенствования нескольких других квадратных форм бриллианта. Очень быстро эта форма огранки стала чрезвычайно популярной в мире - и с полным на то основанием.
Три создателя огранки «принцесса» - Йигал Перлман (Yigal Perlman), Бецалель Амбар (Betzalel Ambar) и Израиль Ицковиц (Israel Itzkowitz) – стремились создать бриллиант, который был бы и прекрасным, и экономичным. В результате получился бриллиант с высоким показателем блеска и высоким выходом продукции. Сочетание этих двух характеристик позволило сделать эту форму очень популярной, особенно в Соединенных Штатах.
Одним из секретов успеха израильского алмазного центра являются большие инвестиции в научно-исследовательские работы. Получив название «Нация стартапов» (Startup Nation), Израильская высокотехнологичная отрасль и ее многочисленные инженеры разработали новые технологии, которые усовершенствовали производство бриллиантов. С помощью этих средств израильская отрасль смогла повысить эффективность и снизить затраты на производство бриллиантов.
Среди этих средств – робототехника, средства идентификации и планирования алмазов, а также технические средства обнаружения. За несколько лет эти технологии стали популярными предметами израильского экспорта в другие алмазные центры.
Одной из прекраснейших возможностей Израиля является производство крупных дорогостоящих бриллиантов. Такие товары, требующие очень тщательного планирования и исключительно высокого мастерства изготовления, присылаются в Израиль со всего мира для огранки и полировки силами местных мастеров огранки.
Многие из крупнейших компаний начинали с малого. Огранщики и полировщики, которые начинали производство самостоятельно, могли, имея некоторый предпринимательский дух, организовать работу на более высоком уровне и постепенно накопить достаточно капитала для самостоятельной покупки алмазов, становясь со временем производителем бриллиантов.
В последние несколько лет мелким огранщикам и полировщикам стало труднее производить такие преобразования из-за роста затрат на производство бриллиантов и снижения маржи. В настоящее время производственных мощностей в Петах Тикве и Нетанье уже нет. Многие из гранильных предприятий в этом месте около биржи уже тоже закрылись, так как производство бриллиантов переместилось в страны с более низкими трудовыми затратами, например, в Индию и Китай.
Несмотря на сокращение производства бриллиантов в стране, израильские алмазно-бриллиантовые компании находятся в числе крупнейших в мире. Сейчас крупные глобальные игроки - израильтяне владеют предприятиями по огранке в таких странах, как Ботсвана, Таиланд и др.
Израильская отрасль предпринимала попытки сохранить свое глобальное положение за последние несколько лет. Сюда входит увеличение банковского финансирования и продолжение укрепления базы научно-технологического развития. Недавно была открыта фабрика по огранке и полировке с целью сохранения ноу-хау и уменьшения затрат, что позволит израильским компаниям проводить огранку и полировку своих камней на этой фабрике с меньшими затратами.
IDE – это оживленный комплекс, ежегодно он принимает порядка 330 000 посетителей и иностранных покупателей. В него входят около 3 000 членов и около 1 200 компаний, в которых непосредственно работает свыше 20 000 человек. Среди них много клиентов, имеющих контракты с ведущими алмазодобывающими компаниями, включая 12 сайтхолдеров и аккредитованных покупателей компании De Beers. Израильская алмазно-бриллиантовая отрасль ежегодно приносит около $800 млн в израильский платежный баланс.
Чистый объем торговли в 2014 году:
Объем импорта алмазов: 9,8 млн каратов, $4,02 млрд
Объем экспорта алмазов: 11,7 млн каратов, $3,06 млрд
Объем импорта бриллиантов: 2,4 млн каратов, $4,51 млрд
Объем экспорта бриллиантов: 2,5 млн каратов, $6,26 млрд
Ведущие страны назначения экспорта в 2014 году:
США $2,37 млрд
Гонконг $1,86 млрд
Бельгия $532 млн
Швейцария $405 млн
Великобритания $234 млн
Другие $856 млн
Общий объем чистого экспорта $6,26 млрд