«Предложение премьер-министра РА способствует урегулированию процессов ценообразования в Армении. Мы находимся в том положении, когда необходимые сырьевые, товарные ресурсы и энергоносители из стран ЕАЭС ввозятся на доллары США, дальнейшие процессы в Армении – оплаты и расчеты производятся в драмах РА, а затем договоры на вывоз заключаются и оплаты производятся на национальные валюты ЕАЭС.
В этом процессе большое влияние на ценообразование оказывает зафиксированное в последнее время колебание валюты», – сказал в беседе с «Аравот» первый заместитель министра по вопросам международной интеграции и реформам Сурен Караян, коснувшись предложения, выдвинутого премьер-министром РА Овиком Абрамяном на встрече премьер-министров стран – членов ЕАЭС. Напомним, что на этом заседании премьер-министр Овик Абрамян предложил странам – членам ЕАЭС совершить переход на расчет в рублях, отказавшись от увязывания торговли с долларом.
Предложение Овика Абрамяна, которое вот уже два дня стало поводом для бурных обсуждений, в основном касается коммерческих сделок по энергоносителям. До этого президент России Владимир Путин представил в Государственную Думу РФ законопроект, по которому предлагалось при осуществлении товарооборота между членами Евразийского экономического союза отказаться от промежуточного использования доллара и евро, и расчеты производить на национальную валюту.
Предложение премьер-министра Овика Абрамяна Сурен Караян обосновывает задачей обеспечения стабильности макроэкономической и финансовой стабильности в рамках ЕАЭС. «Предложение премьер-министра обусловлено двумя важнейшими проблемами: с одной стороны, это сокращение расходов на транзакции при продаже стратегического товара в рамках ЕАЭС, с другой стороны – устранение имеющихся искажений в сфере ценообразования», – сказал наш собеседник, отметив, что предложение, например, предполагает переход на расчет и оплаты в рублях РФ в сфере газоснабжения: «Армения ежегодно за импорт основных энергоносителей из РФ платит 400 млн. долларов, а из РФ в виде частных трансфертов в РА отправляется сумма, эквивалентная примерно 900 млн. долларам, большая часть которых осуществляется в рублях. С этой точки зрения, в случае продажи энергоносителей на русские рубли значительно сократятся затраты на обмен валюты. Банки РА соберут имеющуюся на местном рынке рублевую массу и перечислят ее как оплату за энергоносители. Сегодня эта денежная масса переводится и обменивается на биржах РФ, затем возвращается в Армению, формируя дополнительные расходы на транзакции».
На вопрос, какое влияние окажет на армянскую экономику переход на рублевые расчеты со странами – членами ЕАЭС, более обстоятельно в интервью для «Аравот» ответил доцент кафедры экономики и управления Армянского национального политехнического университета Саркис Манукян.
«Переход на рубль в межгосударственной торговле в рамках ЕАЭС существенно повышает риски, из которых я хотел бы особо отметить нестабильность рубля, как валюты, и связывание с ним нашего драма существенно повысит риски нашей национальной валюты. Факторы, способствующие нестабильности и ослаблению рубля, пока сильны и будут существовать еще долго. В настоящее время обесцененный рубль невыгоден нашим предприятиям-экспортерам, которые теряют и в конкуренции с российскими компаниями, и в результате обесценивания рубля, выручаемого от экспорта в Россию. Из-за слабого рубля, к сожалению, значительно теряют и наши граждане, и экономика, когда значительно сократились и обесценились посылаемые мигрантами в российских рублях трансферты. Несомненно, стабильность рубля исходит и из интересов нашей страны», – сказал он.
Наш собеседник считает существенным то, что премьер-министр особо отметил важность идеи отказа от доллара и полный переход на рубли во взаиморасчетах по продажам стратегических товаров: «Последние годы наши власти не раз пытались убедить русских платить России за природный газ не в долларах, а в рублях, на что русские не соглашались. Однако в настоящее время это может осуществиться по инициативе самих русских. Кроме того, мы можем выгадать и не только с продажи на рубли природного и сжиженного газа, но и нефтепродуктов, зерновых, бриллиантов, необработанного алюминия, ядерного топлива для атомной станции, где суммарная таможенная стоимость только вышеперечисленных товаров, импортируемых из России, составила в прошлом году примерно 800-900 млн. долларов. Примерно половину этой суммы составляет таможенная стоимость природного и сжиженного газа. Видимо премьер-министр под словами «стратегические товары», помимо природного и сжиженного газа, подразумевал и эту продукцию.
То есть, только по части внешней торговли из нашей страны ежегодно не будет уходить примерно 1 млрд. долларов. Не секрет, насколько в настоящее время нам как воздух и вода нужны валютные запасы».