Государственная политика в области предпринимательства последних лет декларирует прекращение избыточного государственного вмешательства в деятельность субъектов. Такое отношение исходит из того, что они действуют добросовестно и сами заинтересованы в создании самостоятельных механизмов контроля, которые избавляют их от излишнего взаимодействия с государством.
Регулируя определенную сферу бизнеса, и обеспечивая при этом необходимый уровень защиты прав потребителей в этой отрасли, государство, вправе предоставить отрасли право на самоорганизацию в том случае, если в ней присутствует должная концентрация профессионалов. Такое право предоставляется все большему числу отраслей путем установления законодательных требований об обязательности объединения в саморегулируемую организацию (СРО) предприятий отрасли.
Одновременно наблюдается и тенденция, когда отдельные отрасли консолидируются на добровольных началах, создавая СРО и там, где обязательного объединения в саморегулируемые организации не требуется. Создание СРО на добровольной основе продиктовано ожиданиями введения обязательного членства в СРО для той или иной отрасли либо тем, что сами субъекты профессиональной деятельности ощущают потребность в объединении для решения задач отрасли.
В последнее время можно наблюдать активный процесс законодательного установления обязательного саморегулирования для целого ряда отраслей. Например, федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ-223) ввел требование к регулированию деятельности ломбардов, которые обязаны с 11.01.2016 состоять в СРО, если к тому моменту таковые будут созданы. Ювелирное бизнес-сообщество отреагировало на эту законодательную новеллу очередным всплеском интереса к идее создания СРО в ювелирной сфере. Что же такое СРО и какие преимущества оно дает своим участникам?
Все еще звучащий в новинку термин «саморегулируемая организация» по сути представляет собой объединение профессионалов той или иной сферы деятельности, которые создаются для поддержки своего дела, контроля качества и развития интереса к результатам своей деятельности. Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стало сообщество врачей. Клятва Гиппократа – это, по сути, первый стандарт их деятельности. Одними из первых объединений, признанных государством, можно считать коллегии (в том числе погребальные общества) в Древнем Риме, которые со временем трансформировались и развивались, охватывая все большие сферы деятельности. Следующим этапом развития профессионального саморегулирования стал цех. Родиной цеховой организации производства стала Италия. Цеха и гильдии в средние века объединяли представителей одной профессии. Цели такого объединения актуальны и по сей день: отстаивание интересов профессионалов перед властью, поддержание честной конкуренции внутри объединения, укрепление собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров.
Отправной точкой развития СРО в России стал 2007 год, когда был принят Федеральный закон № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Кроме установления общих принципов саморегулирования, закон уточнил общие требования к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО с учитом специфики профессиональной деятельности. На данный момент можно выделить три основных подхода законодателя к предоставлению саморегулирования той или иной сфере деятельности:
К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в следующих сферах деятельности, как арбитражное управление, аудит, кредитная кооперация, оценочная деятельность, архитектурно-строительное проектирование и строительство. В настоящее время в Государственную думу внесено более 10 законопроектов, направленных на введение саморегулирования на обязательной основе в различных других сферах деятельности;
Законодательством предоставлена возможность проявить инициативу и доказать заинтересованность в создании саморегулируемых организаций для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности еще ряда сфер, где на сегодня такая форма объединения является добровольной: рынок ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, кадастровая и рекламная деятельность и др.
ФЗ-223 предоставил возможность широкому кругу профессиональных отраслей проявить способность и интерес к объединению. Чтобы сделать процесс самоорганизации более быстрым, а результат эффективным, в законе предусмотрена обязательность членства в СРО субъектов, осуществляющих деятельность в указанных выше сферах, с момента как СРО в такой сфере будет создано (п.1 ст. 8 ФЗ-223);
По общему правилу из смысла ст.5 315-ФЗ саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка. На добровольных началах уже созданы СРО производителей стройматериалов, переработчиков мусора, лифтовиков, управляющих недвижимостью, производителей в сфере физической культуры и спорта, пожарной безопасности. СРО, созданные полностью на добровольной основе, являются важными сигналами органам законодательной власти о том, что данная отрасль, бизнес, рынок готов к «самостоятельному плаванию».
По данным Минэкономразвития, в Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 920 различных саморегулируемых организации, и их количество продолжает расти - в основном за счет СРО, возникающих на добровольных основаниях, которых уже насчитывается более 100. При этом необходимо учитывать, что единственным принципиальным отличием между СРО с обязательной формой участия и добровольной являются правовые последствия, которые возникают в связи с членством в составе саморегулируемой организации. В ситуации, когда оно является обязательным условием, т.е., предписано законом, членство в такой организации является формой предоставления специальной правоспособности, (аналогичной, например, лицензированию). Основными мотивами этого процесса является то, что в каждой отрасли имеются свои специфические и системные проблемы взаимодействия с государством, решить которые поодиночке предприятия не в состоянии. Кроме того, СРО предоставляет своим членам целый ряд конкурентных преимуществ.
В настоящее время деятельность в области оборота драгоценных металлов и камней регулируется множеством нормативных правовых актов: Федеральным законом от 26 марта 1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», приказами Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 327 «Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Минфине РФ», от 29 августа 2001 г. № 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», от 11 января 2009 г. № 1н «Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора», от 16 июня 2003 г. № 51н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» и многие другими подзаконными, ведомственными и техническими документами. Не все из них обеспечивают необходимый комфортный для бизнеса уровень регулирования, который не создавал бы дополнительных, избыточных рисков и затрат. Однако механизмов «обратной связи», которые бы позволили отрасли влиять на изменение правил, сегодня не существует.
Именно СРО является способом оперативного мониторинга отрасли, который позволяет «держать руку на пульсе» проблем каждого члена сообщества, каждого вовлеченного в саморегулируемую часть бизнеса лица. Как мы знаем, специфических отраслевых проблем, требующих решения, в ювелирной отрасли накопилось немало. Среди них можно выделить следующие:
1) Отсутствие реального контроля качества выпускаемых продуктов (в первую очередь камней); по металлам – речь идет в первую очередь, об ограничении количественной возможности клеймения металла Пробирной палатой;
2) Неизбежное падение доверия потребителей к ювелирным изделиям в связи с увеличивающимся объемом контрафакта (через таможню) и необходимость выработки в этой связи системы обмена информацией о контрафакте и юридического механизма борьбы с ней, включая взыскание убытков в пользу добросовестных участников ювелирного рынка;
3) Недобросовестность торговых сетей (указание недостоверной информации о качестве, составе ювелирного изделия);
4) Действия торговых сетей в нарушение закона «О конкуренции»;
5) Взаимодействие с государственными органами при проведении проверок;
6) Организация проектов по сотрудничеству производителей и розницы;
7) Выявление резервов развития отрасли за счет снижения издержек и рисков деятельности, устранение избыточного регулирования;
Повышение уровня доверия государства к деятельности членов СРО за счет разработки и внедрения последним правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми его членами. Это могут быть специфические отраслевые требования, требования к профессиональной подготовке и обучению, этические стандарты, добровольная сертификация оборудования, аттестация производства и др.
Как следствие, повышается доверие клиентов и госорганов к членам СРО. Кроме того, в случае возникновения споров с госорганами член СРО получает возможность ссылаться на доказательства соблюдения им стандартов и правил СРО, что снижает риски и размер ответственности. Это особенно важно в свете того, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. В случае его принятия юридическое лицо при возбуждении уголовного дела будет вынуждено прибегать к аргументам в свою защиту, например, соблюдения в своей деятельности тех или иных норм и правил. Заключения СРО в этом плане могут выглядеть весомым аргументом защиты.
Членство в СРО уменьшает количество проверок и делает их прогнозируемыми. Согласно ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотрено, что проверка членов СРО проводится в отношении не более 10% от общего числе членов СРО и не менее чем 2-х членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения проверок;
СРО защищает права и законные интересы своих членов. Она вправе от своего имени оспаривать в порядке, предусмотренном законодательством, любые акты, решения, действия или бездействия органов государственной власти, нарушающие права членов СРО или создающие угрозу их нарушения.
При СРО может быть создан третейский суд, где конфиденциально и оперативно, без издержек, присущих текущему российскому судопроизводству, могут решаться отраслевые конфликты. В будущем данный суд может стать и местом урегулирования разногласий с потребителями.
СРО создаются по правилам, предусмотренным законодательством о некоммерческих организациях. В его составе не может быть менее 25 субъектов предпринимательской деятельности. Сведения о создании СРО вносятся в специальный реестр саморегулируемых организаций. СРО должно иметь сайт, вести реестр своих членов и сформировать компенсационный фонд в размере не менее 3 000 рублей на каждого члена. Если участвующие в саморегулировании лица желают застраховать свою ответственность перед третьими лицами в страховой компании, размер страхового взноса составит не менее 30 000 рублей. Особо отметим, что СРО имеет право инвестирования средств компенсационного фонда и получения дохода от этой деятельности.
К расходам СРО, финансируемым за счет взносов участников, также будут относиться расходы на материальное обеспечение для достижения поставленных целей – аккредитацию участников, лабораторий, проведение выездных проверок, конференций для участников.
Рассматриваемый выше вариант инициативного саморегулирования на примере ФЗ-223 устанавливает порядок создания СРО из некоммерческой организации: любая такая организация, объединив 26% участников рынка, может быть «реорганизована» в СРО.
Объединение для целей саморегулирования являет собой одну из высших форм осознания бизнесом своих интересов и самоорганизации. Результатом создания СРО станет гармонично развивающийся бизнес, открытый к конструктивному диалогу с партнерами, конкурентами и всеми возможными регуляторами. Отстаивание интересов всех на основе СРО дает больший уровень защиты, чем та же работа поодиночке.
Но какой бы из путей саморегулирования не был избран в ювелирной отрасли, очевидным является необходимость объединения этого сообщества для эффективного разрешения отраслевых проблем в масштабе всей страны. Полагаем, что на сегодняшний момент оптимальной выглядит стратегия постепенного движения отрасли от добровольного саморегулирования к инициативному.
Сергей Кислов, партнер, юридическая фирма Lidings,
Петр Никитенко, советник, юридическая фирма Lidings