Обоснование необходимости подготовки проекта нормативно правового акта
пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статья 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
Краткое описание проблемы
отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации: Перечня должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней; Перечня видов специальных средств, оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней; Правил применения специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней.
Краткое изложение целей регулирования
утверждение правил применения оружия и специальных средств при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней, перечня видов разрешенного оружия и специальных средств, а также перечня лиц, которым представлено право его ношения и применения.
Срок переходного периода (в календарных днях)
0
Общая характеристика соответствующих общественных отношений
добыча драгоценных металлов и драгоценных камней.
Электронный адрес для отправки своих предложений
0455@minfin.ru
Дополнительные документы
Сводка предложений
Сводка поступивших предложений по итогам публикации уведомления акта 00_03-25672_05-15_21-14-3.docx
Обсуждение текста
Текущая версия текста проекта нормативного правового акта
Текст проекта 00/03-25672/05-15/21-14-3.zip
Дополнительные документы к тексту проекта
Степень регулирующего воздействия
Средняя
Сводный отчет по проекту нормативного правового акта
Сводный отчет, загруженный при публикации проекта 00/03-25672/05-15/21-14-3.xls
Дата начала публичного обсуждения
25 июня 2015 г.
Дата окончания публичного обсуждения
25 июля 2015 г.
Ответственный за разработку
Городниченко Александр Анатольевич
Электронный адрес для отправки своих предложений
0455@minfin.ru
Сводка предложений
2. Форма_прил_Сводка.docx
Сводный отчeт, загруженный при завершении этапа (Финальная версия)
2. Форма.xlsx
Доработанный по итогам обсуждений текст проекта нормативного правового акта
доработанный+ПЗ.docx
http://regulation.gov.ru/projects#npa=19519
проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от « »____________ 2015 г. №_____
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральным законом «Об оружии» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые:
Перечень должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
Перечень видов специальных средств и оружия для хранения и ношения должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
Нормы обеспечения должностных лиц специальными средствами, боевым, служебным и гражданским оружием и патронами к нему при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
Правила применения специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Установить, что право на получение во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия, приобретение служебного и гражданского оружия имеют юридические лица, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – субъекты добычи), имеющие оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии на пользование недрами.
3. Приобретение служебного и гражданского оружия (далее – оружие) осуществляется субъектами добычи в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оружии».
В случае прекращения у субъекта добычи действия лицензии на пользование недрами приобретенное оружие подлежит передаче в орган внутренних дел.
4. Субъекты добычи получают боевое ручное стрелковое оружие (далее – боевое оружие) во временное пользование в органах внутренних дел в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2010; 2000, № 10, ст. 1138; 2006, № 23, ст. 2526; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 49, ст. 6860).
В случае прекращения у субъекта добычи действия лицензии на пользование недрами, боевое оружие подлежит возврату в орган внутренних дел, выдавший боевое оружие.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»_______ 2015 г. №____
Перечень должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней
Должностные лица, осуществляющие контроль за оборотом и охрану обогащенного сырья, содержащего драгоценные металлы, драгоценные камни:
а) заместитель руководителя организации по режиму и сохранности;
б) начальник охраны;
в) охранник;
г) водитель-охранник;
д) заведующий, кассир кассы по приему драгоценных металлов, драгоценных камней.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»_______ 2015 г. №____
Перечень видов специальных средств и оружия для хранения и ношения должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Специальные средства:
а) палки резиновые специальные Пр-73, Пр-73М (ТУ АНВЯ6 354.031), Пр-89 (ТУ АНВЯ6 354.032) и Пр-90 (ТУ АНВЯ6 354.038);
б) палки универсальные специальные ПУС-1, ПУС-2 и ПУС-3 (ТУ2539-004-31041642-95);
в) наручники (ТУ 7399-031-31041642-97);
г) жилеты защитные 1 - 5 классов защиты отечественного производства.
2. Служебное и гражданское огнестрельное оружие:
а) пистолет МР-71 калибра 9 x 17 и патроны отечественного производства к этому оружию;
б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства калибров 12/70, 12/76, 16/70, 20/70, 20/76, 32/70 и 410/76, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации, патроны охотничьи и патроны травматического действия отечественного производства к этому оружию, разрешенные к обороту на территории Российской Федерации;
в) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства, патроны травматического действия отечественного производства к этому оружию, разрешенные к обороту на территории Российской Федерации.
3. Боевое ручное стрелковое оружие:
9 мм пистолет ПМ, патроны к нему
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»_______ 2015 г. №____
Нормы обеспечения должностных лиц специальными средствами, боевым, служебным и гражданским оружием и патронами к нему при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Специальные средства
№ |
Наименование должностей |
Палка
резиновая
(универсальная специальная) (шт) |
Наручники (шт) |
Жилет
защитный (шт) |
|
Должностные лица, осуществляющие контроль за оборотом и охрану обогащенного сырья, содержащего драгоценные металлы, драгоценные камни |
1 |
Заместитель руководителя организации по режиму и сохранности |
1 |
1 |
1 |
2 |
Начальник охраны |
1 |
1 |
1 |
3 |
Охранник |
1 |
1 |
1 |
4 |
Водитель-охранник |
1 |
|
1 |
5 |
Заведующий, кассир кассы по приему драгоценных металлов, драгоценных камней |
1 |
|
1 |
2. Боевое ручное стрелковое оружие
№ |
Наименование должностей |
Пистолет (шт) |
|
Должностные лица, осуществляющие контроль за оборотом и охрану обогащенного сырья, содержащего драгоценные металлы, драгоценные камни |
1 |
Охранник |
1 |
2 |
Водитель-охранник |
1 |
3 |
Заведующий, кассир кассы по приему драгоценных металлов, драгоценных камней |
1 |
3. Служебное, гражданское огнестрельное оружие
№ |
Наименование должностей |
Пистолет
(шт) |
Гладкоствольное длинноствольное оружие (шт) |
Огнестрельное оружие ограниченного поражения (шт) |
|
Должностные лица, осуществляющие контроль за оборотом и охрану обогащенного сырья, содержащего драгоценные металлы, драгоценные камни |
1 |
Начальник охраны |
1 |
1 |
|
2 |
Охранник |
1 |
1 |
1 |
3 |
Водитель-охранник |
1 |
|
1 |
4 |
Заведующий, кассир кассы по приему драгоценных металлов, драгоценных камней |
1 |
|
1 |
Примечание. Для выполнения возложенных задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней должностные лица могут получать один вид боевого ручного стрелкового оружия, либо служебного или гражданского оружия.
4. Патроны к боевому, служебному и гражданскому оружию
Наименование оружия |
Неснижаемый запас
(на единицу оружия) |
Расход патронов |
На проверку боя и приведение к нормальному бою (на каждую единицу оружия 2 раза в год) |
На учебную стрельбу
(на каждого сотрудника в год) |
Для проведения контрольного отстрела
(на каждую единицу оружия 1 раз в 5 лет) |
9 мм пистолет ПМ |
2 магазина, снаряженных патронами |
8 патронов с обыкновенной пулей |
80 патронов с обыкновенной пулей |
3 патрона с обыкновенной пулей |
Пистолет
МР-71
калибра 9х17 |
2 магазина, снаряженных патронами |
8 патронов с обыкновенной пулей |
80 патронов с обыкновенной пулей |
3 патрона с обыкновенной пулей |
Огнестрельное гладкостволь-ное длинностволь-ное оружие |
20 охотничьих патронов, 20 патронов травматичес-кого действия |
8 охотничьих патронов |
40 охотничьих патронов,
40 патронов травматичес-кого действия |
Контрольный отстрел не производится |
Огнестрельное оружие ограниченного поражения |
40 патронов травматичес-кого действия |
8 патронов травматичес-кого действия |
80 патронов травматичес-кого действия |
Контрольный отстрел не производится |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»_______ 2015 г. № ____
Правила
применения специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней
Настоящие Правила устанавливают порядок применения специальных средств, боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия должностными лицами юридических лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – должностные лица).
І. Правила применения специальных средств
1. Должностные лица имеют право на применение специальных средств при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней в следующих случаях:
а) для отражения нападения на гражданина или должностное лицо;
б) для пресечения преступления или административного правонарушения, совершаемого в здании, помещении, сооружении, транспортном средстве, осуществляющем перевозку драгоценных металлов и/или драгоценных камней, и ином объекте организации, осуществляющей добычу драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – производственные объекты) ;
в) для пресечения сопротивления, оказываемого должностному лицу при выполнении им задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
г) для задержания лица, застигнутого на производственном объекте при совершении преступления и пытающегося скрыться;
д) для освобождения захваченного производственного объекта, насильственно удерживаемых на этом объекте лиц;
е) для защиты производственного объекта от лиц, совершающих противоправные действия.
2. Должностное лицо имеет право применять следующие специальные средства:
а) палки резиновые специальные (универсальные специальные) – в случаях, предусмотренных подпунктами «а» - «е» пункта 1 настоящих Правил.
При применении указанных специальных средств не допускается нанесение человеку ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
б) наручники – в случаях, предусмотренных подпунктами «в», «г» пункта 1 настоящих Правил;
в) жилеты защитные – в случаях, предусмотренных подпунктами «а» - «е» пункта 1 настоящих Правил.
3. Должностное лицо имеет право применять специальные средства во всех случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 настоящих Правил.
4. Должностному лицу запрещается применять специальные средства:
а) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или должностному лицу;
б) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают функционирование производственных объектов.
5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных пунктом 4 настоящих Правил, если специальные средства применяются должностным лицом для защиты другого лица либо себя от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни или здоровья .
6. Должностные лица обязаны незамедлительно, в течение одних суток, сообщить в соответствующий орган внутренних дел о каждом случае применения специальных средств, повлекшем за собой тяжкий или средней тяжести вред, причиненный здоровью человека или гибель человека.
ІІ. Правила применения боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия
7. Должностные лица имеют право на применение боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия (далее – огнестрельное оружие) при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней в следующих случаях:
а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
б) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием у должностных лиц;
в) для отражения группового или вооруженного нападения на производственные объекты.
Вооруженным нападением признается нападение, совершаемое с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть;
г) для задержания лица, застигнутого на производственных объектах при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными способами задержать это лицо не представляется возможным;
д) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
8. Должностные лица имеют право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения наряду со случаями, предусмотренными пунктом 7 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) для пресечения сопротивления, оказываемого должностному лицу при выполнении им задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
б) для задержания лица, застигнутого на производственном объекте при совершении преступления и пытающегося скрыться;
в) для освобождения захваченного производственного объекта, лиц, насильственно удерживаемых на этом объекте.
9. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен должностному лицу, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, должностному лицу.
10. Должностное лицо не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
11. Должностные лица обязаны незамедлительно, в течение одних суток, сообщить в соответствующий орган внутренних дел о каждом случае применения огнестрельного оружия, повлекшем за собой тяжкий или средней тяжести вред, причиненный здоровью человека или гибель человека.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней»
Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации всегда находилась в зоне особого внимания государства.
Драгоценные металлы и драгоценные камни добываются преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, в основном в безлюдных или малонаселенных районах Крайнего Севера.
До 1992 года добыча велась государственными организациями и артелями старателей, с которыми государственные предприятия заключали договоры на добычу золота. Охрана добываемого золота на государственных предприятиях осуществлялась подразделениями ВОХР, сотрудники которых были вооружены боевым оружием, а в артелях старателей самими работниками артели, которые получали в аренду от ВОХР государственных предприятий боевое оружие.
В функции сотрудников ВОХР входила охрана мест добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, транспортировка ценностей до золотоприемных касс, а золото, добываемое артелями старателей, охраняли сами старатели. Далее добытые драгоценные металлы передавались сотрудникам фельдсвязи, которые доставляли их на аффинажные заводы. Такая система охраны оправдала себя и надежно обеспечивала безопасность добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней. Разбойные нападения на места добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней были единичны и в большинстве случаев пресекались сотрудниками ВОХР либо членами артелей старателей. Серьезным сдерживающим фактором являлось наличие у этих сотрудников именно полноценного боевого оружия, значительно превосходящего по своим характеристикам оружие, имевшееся в распоряжении преступного элемента.
В 1992 году государственная монополия на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней была отменена, специализированные государственные предприятия были ликвидированы и добыча драгоценных металлов и драгоценных камней была передана артелям старателей, создаваемым в форме хозяйственных обществ или производственных кооперативов, и другим золотодобывающим предприятиям.
В настоящее время насчитывается около 400 предприятий, имеющих лицензии на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней. В основном это небольшие артели старателей численностью 20-30 человек, добывающие от 10 до 100 кг золота в год.
Ни численность, ни финансовые возможности этих артелей не позволили сохранить прежнюю систему обеспечения охраны ценностей, основанную на формировании специализированных подразделений охраны в структуре добывающих предприятий. Сотрудники старательских артелей, включая и руководителей, и рядовых съемщиков и промывщиков, совмещают свои производственные функции с охраной добываемых и перерабатываемых ценностей. В этих целях в структуре артелей создавались службы безопасности, которые в соответствии с действовавшей редакцией Федерального закона «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации» обеспечивались оружием.
После вступления в силу Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» службы безопасности предприятий не могут работать с оружием.
Изъятие оружия у работников артелей повлекло общее снижение безопасности их производственной деятельности, в том числе создало повышенную угрозу сохранности добытых драгоценных металлов и драгоценных камней.
По информации от добывающих организаций, участились случаи нападения на места добычи, хранения и перевозки ценностей.
Так, 2 октября 2009 года вооруженная группа в темное время суток осуществила нападение на кассу по приему драгоценных металлов старательской артели «Газимур», работающей в Забайкальском крае. Нападающие применили огнестрельное оружие и гранату «Ф-1», в результате чего был тяжело ранен охранявший кассу сотрудник.
В ночь с 12 на 13 июля 2010 года в результате вооруженного разбойного нападения на участок «Чепко» в Иркутской области было похищено около 2 кг золотосодержащих шлихов.
9 сентября 2010 года в той же Иркутской области на участке «Явлан» было совершено нападение с целью хищения 3,59 кг золотосодержащих шлихов.
7 мая 2012 года группа вооруженных лиц в количестве 5 человек на самоходном тягаче совершила нападение на золотоизвлекательные приборы участка «Мочи».
Зачастую нападения на артели старателей сопровождаются человеческими жертвами. Такие случаи зафиксированы в Нерюгринском районе Якутии, когда при нападении на участок золотодобычи были убиты горный мастер и съемщик золота, в Бодайбинском районе Иркутской области, когда при транспортировке золота были убиты заместитель руководителя артели по режиму и водитель автомашины.
За последние два года резко выросло количество попыток проникновения вооруженных посторонних людей на территории золотодобывающих участков – попытки их выдворения создают реальную угрозу жизни и здоровью работников артелей.
Вместе с тем в соответствии со статьей 29 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» организации, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны обеспечить охрану драгоценных металлов и драгоценных камней в рамках требований законодательства Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» указанные организации отнесены к юридическим лицам с особыми уставными задачами, которым нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предоставлено право приобретать гражданское и служебное оружие, а также получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по охране драгоценных металлов и драгоценных камней.
В соответствии с законодательством Российской Федерации перечни лиц, которым разрешено хранение и ношение оружия и специальных средств, перечни их видов и правила их применения определяются Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени такой правительственный нормативный акт отсутствует и, соответственно, отсутствуют правовые основания и порядок предоставления оружия должностным лицам и сотрудникам этих юридических лиц.
Проект постановления Правительства Российской Федерации утверждает правила применения оружия и специальных средств при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней, перечень видов разрешенного оружия и специальных средств, а также перечень лиц, которым представлено право его ношения и применения.
В предложенном проекте постановления Правительства Российской Федерации предлагается закрепить боевое ручное стрелковое оружие за следующими должностными лицами организаций, осуществляющих задачи по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней:
за охранниками — в их служебные обязанности входит обеспечение круглосуточной охраны золотоприемных касс, где накапливается обогащенный золотосодержащий концентрат в количестве до нескольких десятков килограмм. Кроме того, охранник осуществляет транспортировку обогащенного драгметалла на всех стадиях добычи и обогащения;
за водителями – охранниками — они обеспечивают регулярную доставку подготовленных партий золотосодержащего концентрата (в количестве до нескольких десятков килограмм) от мест добычи до аффинажных заводов.
За остальными должностными лицами и работниками, в служебные обязанности которых входит обеспечение сохранности добытых драгоценных металлов и драгоценных камней, предлагается закрепить отдельные виды служебного и гражданского огнестрельного оружия, специальные средства в соответствии с разработанными перечнями.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней» не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета, не вызовет негативных социально-экономических, политических и юридических последствий, не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты или их отмены.