Цены на алмазы продолжают падение, так как снижается активность рынка. Отчасти снижение объясняется ежегодным периодом летних отпусков, и отчасти продолжается корректировка цены на ослабленном рынке.
Но является ли это только корректировкой цены, или это более масштабное изменение - корректировка рынка? Большинство на рынке согласны с тем, что слишком много компаний ведут конкуренцию за очень маленький «кусок пирога». Нынешний кризис настолько суровый, что эти компании с менее прочными основами могут оказаться вне игры, что приводит к уменьшению числа компаний, действующих в алмазопроводе.
Многие удивляются: продолжат ли индийские банки предоставлять кредитные линии и финансировать местные компании по производству бриллиантов, которые имеют крупные производства и высокие накладные расходы? Или существующие сейчас реалии побудят их сократить свое участие в этих капиталоемких предприятиях? Если так поступить, то компании станут более оптимизированными, более эффективными и упрочатся основы, а некоторые компании уйдут.
Как часть этого процесса оздоровления, компании могут преобразовать свои закупки алмазов в более рациональные закупки. Одним из видов преобразований в результате этого процесса является вертикальная консолидация. De Beers уже предприняла небольшой шаг в направлении вертикально интегрированных компаний, таких как Tiffany & Co., Chow Tai Fook и Sterling, все из которых являются сайтхолдерами, производителями бриллиантов, изготовителями ювелирных изделий и ритейлерами. Сама De Beers вместе с компаниями De Beers Jewelers и Forevermark движется в этом направлении.
Бельгийский, израильский и даже американский алмазные центры – все они прошли через период ускоренного роста, сопровождавшийся кризисом и процессом становления, который привел к созданию меньших и более устойчивых центров. Проходит ли Индия через такой же процесс? Страдают ли они сейчас от стадии кризиса после роста, который закончится сжатием и консолидацией? Если так, то это положительное направление развития, которое приведет к оздоровлению рынка.
Я уверен в одном – рынок алмазов и бриллиантов никогда не останется прежним. Мы никогда не вернемся к существующей структуре. С момента потери компанией De Beers монополистической доли на рынке, что привело бизнес к средней части алмазопровода в 2000 году, родился новый бизнес. Бизнес, который проходит через болезненные процессы расширения и роста. Я считаю, что из руин, которые мы наблюдаем сегодня, мы даем рождение бизнесу с более совершенной структурой. Бизнесу, который более прибылен, имеет основательную экономическую логику, и в котором все участники понимают стоимость денежных средств и какой доход на них должен быть для их владельца в области бриллиантов и в любом другом бизнесе в любой другой отрасли.
Ослабление рынка не обошло De Beers, которая сообщила о 9-процентном снижении объема продаж до 13,3 млн каратов в первые шесть месяцев 2015 года. Стоимость объема продаж алмазов упала на 23% до $2,7 миллиарда.
В ответ на сохраняющиеся рыночные условия материнская компания Anglo American заявила, что De Beers пересмотрела прогнозные значения по объему производства на 2015 год до 20-31 млн каратов. Это согласуется с моим прогнозом о сокращении предложения.
Эта новая политика, вероятно, служила мотивацией для принятия компанией De Beers решения о том, чтобы на предстоящем сайте разрешить бόльшие объемы отсрочек покупки, чем обычно. В августе сайтхолдеры могут отложить до 75% выделенных им объемов. Компания дает им возможность изменить свое мнение после просмотра товара и ознакомления с ценами на него.
De Beers также объявила, что после сайта сайтхолдеры могут изменить свой запланированный график поставки остального объема по текущему ITO (намерению сделать предложение), которое заканчивается в марте 2016 года – еще шесть сайтов. Это среднесрочное изменение позволяет принять решение о поставках на основании состояния рынка в настоящее время. Это отличается от решений, которые были приняты в конце 2014 года, когда кризис уже наступил, сопровождавшихся надеждой на то, что рынок улучшится в ближайшее время. Так как De Beers является эталоном для отрасли, то я надеюсь, что все производители алмазов последуют ее примеру. Это является удачной возможностью для решения основной проблемы средней части алмазопровода: минимальной нормы прибыли!
Надеяться на повышение цен на алмазы или бриллианты – это не решение вопроса. Нам всем известно выражение: «собака идет по ложному следу». Почему это ложный след? Потому что кошка забралась на другое дерево! Ожидание повышения цен – это то же самое, что взять ложный след? Я думаю, что проблемы нашей отрасли спрятаны на другом дереве.
Существует несколько долгосрочных проблем, вызывающих нынешний кризис:
• 5 000 компаний, составляющих среднюю часть алмазопровода, ведут борьбу за переполненный рынок и минимальные прибыли;
• финансовая структура и коэффициент само-капитализации;
• олигополия распределения алмазов (семь основных производителей алмазов, несколько открытых тендеров на рынке и несколько продавцов алмазов на открытом рынке - это и есть все предложение алмазного сырья!);
• 200 000 оптовых продавцов бриллиантов, борющихся за продажу практически по любой цене;
• снижение уровня потребительского спроса на бриллиантовые ювелирные изделия из-за отсутствия видового маркетинга;
• высокая цена на бриллиантовые ювелирные украшения, что подталкивает потребителей к альтернативным продуктам;
• нерешенная и растущая проблема необъявленных выращенных в лаборатории алмазов и бриллиантов;
• и последнее, но не по значимости: рост доли рынка объявленных выращенных в лаборатории бриллиантов ввиду бόльших прибылей для их продавцов.
Не является ли это «кошкой, сидящей на другом дереве»? Все эти причины заставляют меня считать, что наша отрасль никогда не будет прежней после этого кризиса. Ожидание того, что цены на бриллианты поднимутся – это клише. Как мы видели в прошлом, когда цены на бриллианты растут, растут и цены на алмазы. Маржа никогда не растет, оставаясь минимальной.
Спад на рынке означает, что остальные из числа основных источников алмазного сырья сократят свое предложение и понизят цены. Это по многим причинам неизбежно, так как начались летние отпуска и при такой неопределенности участники рынка говорят, что они скорее подождут до августа или начала сентября прежде, чем будут принимать решение о том, чтό покупать и по какой цене они хотят сделать эти покупки.
Еще одним аспектом этого решения является воздержание от крупных финансовых затрат в виде денежных средств, когда ясно, что товар будет просто лежать в виде запасов до тех пор, пока люди не вернутся к работе после отпусков. Нет необходимости в увеличении финансового бремени без достаточно веской на то причины.
Игроки рынка воздерживаются от покупки алмазов, предпочитая подождать изменения условий. Когда их спрашивают, что будет, если цена на алмазы начнет расти, они говорят, что предпочитают покупать по более высоким ценам, когда рынок укрепляется, чем при нынешнем слабом рынке. Многие ключевые игроки на индийском рынке проводят реорганизацию своей производственной инфраструктуры и офисов продаж по всему миру. Они не ожидают большого спроса, когда вернутся из отпусков.
Опасения по поводу синтетических CVD-бриллиантов
Среди участников средней части рынка растут опасения по поводу проникновения необъявленных синтетических алмазов и бриллиантов, полученных химическим осаждением из паровой фазы (CVD). В частности, опасения по поводу CVD-алмазов, смешанных с природными алмазами из Африки.
Лаборатория HRD Antwerp сообщала о том, что китайская компания производит почти бесцветные синтетические CVD-алмазы восьмиугольных и других «природных» форм. Они еще сравнительно небольших размеров, 0,01-0,04 карата, но можно ожидать продвижения вперед в области этого технологического продукта, и появление камней большего размера – это лишь вопрос времени.
Эти CVD-алмазы, имеющие вид натуральных, могут продаваться ничего не подозревающим покупателям, и может оказаться, что они проводят их огранку и полировку и передают их дальше – неумышленно – как природные бриллианты. Большинство производителей бриллиантов проводят проверку купленных бриллиантов во избежание получения выращенных в лаборатории бриллиантов. Они не проводят проверку алмазов или бриллиантов, которые сами производят.
Это может невольно поставить их под угрозу. В настоящее время не известно, насколько обоснованы эти опасения или сколько было случаев необъявленных поставок CVD-алмазов.
Разве не будет наносить вред отсутствие контроля за соблюдением законов и требований по документированию производства, торговли и производства синтетических бриллиантов тем огромным достижениям Кимберлийского процесса, которые позволили очистить сектор природных бриллиантов от конфликтных алмазов?
Резкий обвал на Шанхайской фондовой бирже может оказать негативное воздействие на спрос на бриллианты и бриллиантовые ювелирные изделия. Этот обвал нанес ущерб – в разной степени – сбережениям и инвестициям многих людей. Имея меньше средств на руках, многие, вероятно, меньше стремятся тратить их на предметы роскоши.
Цены на большинство товаров падают из-за снижения спроса со стороны Китая, который медленно переходит от индустриальной экономики к экономике, ориентированной на услуги. Это замедляет ежегодные темпы роста, что в свою очередь, может снизить их аппетит на бриллиантовые ювелирные изделия. Это в дополнение к введению антикоррупционных законов и мощному стимулированию правительством отказа от роскошной жизни.
Трейдеры в Бельгии и Израиле уходят в летние отпуска на этой неделе. Как и каждый год, некоторые из мировых алмазных бирж закрывают бизнес, и это создает атмосферу летних отпусков в алмазно-бриллиантовой отрасли.
У трейдеров сейчас есть время забыть обо всех проблемах и отвлечься. Хотя у них мало надежды на радикальные изменения, некоторые продолжают беспокоиться, хотя они уходят в отпуска, надеясь взяться за работу с новыми силами, когда вернутся к работе.
Я надеюсь, что участники рынка прочитают эту статью и попытаются по-новому взглянуть на ситуацию, а также объединят усилия по изменению нашего будущего, поняв, что «собака взяла ложный след».