«Алросе», как и любой другой компании, необходимо развивать производство продукции с более высокой добавленной стоимостью, заявил Трутнев (его слова передает «Интерфакс»). Трутнев имел в виду развитие ограночного бизнеса, отмечает собеседник «Ведомостей» в правительстве. Он добавляет, что в ближайшие две недели Трутнев посетит Якутск, где руководство «Алросы» представит ему основные положения новой стратегии. Об этом передает ДВ-РОСС.
Еще один федеральный чиновник утверждает, что «Алроса» вместе с чиновниками должны будут создать систему преференций для ограночных предприятий в Якутии. Встречу подтверждает и источник, близкий к компании, но не говорит, о чем она будет. Представитель «Алросы» это комментировать отказался.
Трутнев поднимает вопрос о развитии ограночного бизнеса не первый год. Но до сих пор компания придерживалась стратегии, принятой при предыдущем президенте компании Федоре Андрееве, в которой приоритет был отдан добыче алмазов.
Назначенный в апреле президент «Алросы» Андрей Жарков в середине июня говорил, что не видит необходимости менять стратегию, но допускал «ручную настройку» некоторых механизмов сбытовой политики. Любые вопросы корректировки стратегии – в компетенции акционеров, отмечает представитель «Алросы».
Крупнейшие производители алмазов De Beers (занимает 25% рынка) и Rio Tinto (11%), как и «Алроса», выборочно производят огранку алмазов. Например, первая гранит на своем предприятии в Намибии (от 0,5 до 10 каратов), а Rio Tinto в год производит только по 55–60 бриллиантов розового, красного и голубого цвета на своем предприятии в Австралии.
У «Алросы» есть собственная огранка: «Бриллианты Алросы», «Орел-Алроса», барнаульский «Кристалл». Продажа бриллиантов в 2014 г. принесла «Алросе» около 3% выручки – 5,4 млрд руб. Себестоимость огранки камней в России очень высока.
Но чиновники призывают «Алросу» не просто развивать собственную огранку, но и поддерживать российские предприятия. Прошлой осенью обсуждалось создание в республике территории опережающего развития (ТОР) «Бриллиантовая долина».
«Сейчас речь пока идет о закупках в «Алросе» якутскими предприятиями алмазов до $300 млн. К 2020 г. объемы увеличатся до $500 млн», – оценивал покупательную способность резидентов председатель алмазного совета при президенте Якутии Ньургун Тимофеев (цитата по «Интерфаксу»).
Тогда инвестбанки – Citi и Morgan Stanley – опасались, что для резидентов ТОР «Алроса» будет продавать камни с дисконтом. Citi оценивал потребность резидентов в шесть млн каратов (в 2014 г. «Алроса» добыла 36,2 млн каратов), а Morgan Stanley подсчитал, что один млн каратов алмазов, проданный с 20%-ным дисконтом, – это 1,5% от прогнозной EBITDA 2015 г. Если ТОР будет перерабатывать пять млн каратов с 50%-ной скидкой, EBITDA 2015 г. сократится на 18,6%, приводил расчеты аналитиков «Интерфакс», пишут «Ведомости».