До сравнительно недавнего времени синтетические бриллианты очень часто были для людей средством получения дополнительных прибылей путем обмана покупателей. Даже эксперты не могут распознать синтетические бриллианты без специального оборудования, а в течение многих лет такого оборудования не было. Да, лаборатории могут распознавать MMD, но вполне можно предположить, что только небольшой процент заходил так далеко – большинство синтетических бриллиантов – это некрупные камни. Кроме того, объемы производства были настолько небольшими, что их обнаружение было чаще случайным, чем в результате целенаправленного поиска.
Я помню, что несколько лет назад мне сказали, что нью-йоркская лаборатория обнаружила синтетические бриллианты, потому что аукционный дом в обязательном порядке проверял все выставляемые на аукцион бриллианты, вставленные в изделие или неоправленные. Я никогда не слышал, чтобы какая-то другая компания это делала.
Конечно «поддельные» бриллианты находятся в обращении в течение долгого времени. Всегда было стекло, но также и кристаллы алюмоиттриевого граната и кубический диоксид циркония. Кубический диоксид циркония нашел свое место в ювелирном бизнесе. Но ни один из них или камни типа белых сапфиров или муассонита не рассматривались в качестве заменителя бриллиантов. Но у всех них есть свое назначение – предложить людям более дешевую альтернативу бриллиантам и/или драгоценные камни, которые выглядят, как бриллианты.
Люди понимали это, и в то же время они также понимали, что существуют очень разные преимущества и выгоды от обладания «настоящим бриллиантом». Существует непреходящая ценность изделия, и есть много психологических моментов, когда преподносится ювелирное украшение с «настоящим» камнем.
В таком случае, при росте цен на драгоценные металлы и камни (не только бриллианты, но также и на цветные драгоценные камни), многие дизайнеры и производители бриллиантов предпочли в последние несколько лет соединить два мира бижутерии и ювелирных изделий из драгоценных камней. Мы наблюдали бум в отношении бриллиантов, например, вставленных в серебро, а это, я уверен, было то, что производители бриллиантов не очень рады были наблюдать. В конце концов, это позволило перенести большую часть стоимости на камни, а не на металл, и дать им некоторую возможность, как предполагается, для повышения цен. Нет смысла оставлять слишком высокую прибыль для других.
Инновации происходят повсюду! В борьбе за контроль над ценами мы видим использование латуни, циркония, покрытого бриллиантами и различные покрытия металлами, а сейчас видим коллекции разнообразных синтетических бриллиантов, во многих из них используется сочетание природных и синтетических бриллиантов.
Предостережение, которое я делаю, заключается в том, что, хотя сценарии, которые я описывал в последних двух публикациях, могут показаться очень правдоподобными, время их наступления предсказать труднее. Как я отмечал, эти рыночные силы, разрушительные по своей природе, могут набирать силу медленнее, чем ожидается. Наша отрасль обладает устойчивой инерцией, даже перед лицом очевидных изменений в бизнесе. Мы знаем выражение: «Эта отрасль никогда не упускает возможности упустить возможность». Но есть тысячи видов бизнеса, в значительной мере инвестирующие в трубопровод природных бриллиантов, и большинство будет бороться за сохранение существующих бизнес моделей. Ничего не поделаешь.
Даже не зная, как и когда будут развиваться эти изменения, возникает вопрос: каков конец игры? Вполне логично теперь, не обсуждая любой возможный результат, перейти к рассмотрению переломного момента номер 3.
Мы начнем с ситуации, которую я в последний раз описал, - общераспространенное и широкое применение природных и синтетических бриллиантов. Люди, в основном, приняли такую ситуацию, я думаю, и мы увидим, вероятно, довольно устойчивый рынок. Вопрос заключается в том, кто будет поставщиками?
Если сделать разумное предположение, что цены на бриллианты, как на синтетические, так и на природные бриллианты, будут определяться синтетическими бриллиантами, даже если между ними будет некоторый разрыв. (Я исключаю крупные камни, на которые, вероятно, будет освой собственный рынок, особенно на камни известного происхождения).
Но здесь у нас наблюдается настоящее расхождение в возможностях. Если производство синтетических бриллиантов будет распространенным и производственные мощности будут намного превышать потребности рынка, то можно ожидать падения цен, возможно, резкого падения. Это подразумевает, что стоимость оборудования и поставок для производства бриллиантов упадет достаточно низко, чтобы гарантировать широкое использование. Если это произойдет, имидж бриллиантов может сильно пострадать. Могут быть разрушены такие свойства, как редкость и «средство для инвестиций». Объем продаж ювелирных изделий может сохраниться, но исторически сложившееся эмоциональное содержание, которое у нас ассоциируется с бриллиантами, может уйти в прошлое.
Если это выглядит пугающим, то другой результат может быть еще страшнее. Если стоимость оборудования и поставок останется сравнительно высокой, то компании, производящие синтетические бриллианты сейчас, когда цены на камни все еще высокие, получат большие конкурентные преимущества, когда цены на камни упадут. Многие мощности сейчас быстро растут, потому что высокие цены на синтетические бриллианты (которым достаточно быть примерно на 30% ниже цен на природные бриллианты, чтобы стать привлекательными) позволят оборудованию амортизироваться примерно за 18 месяцев. Когда такая база создана, новые участники рынка не смогут оправдать затраты по сравнению с доходами. И объем производства синтетических бриллиантов будут контролироваться горсткой компаний.
Мне это напоминает простые золотые браслеты – еще один товар. Никто не может решиться начать заниматься этим бизнесом в настоящее время. Стоимость нового оборудования может быть под силу только тем немногим компаниям, которые уже владеют этим бизнесом и имеют хорошо зарекомендовавшие себя производственные мощности.
В итоге, в этом случае – кому принадлежит этот бизнес? В одном недавнем разговоре человек, собиравшийся заняться ритейлом синтетических бриллиантов, больше всего был обеспокоен вопросом обеспечения регулярных поставок, а не тем, что в будущем может оказаться, что производители захотят питать только свой собственный канал. Это кажется знакомым? Так и должно быть. Это то, как De Beers управляла своими объемами продаж и распределением в течение десятилетий. Можем ли мы получить еще один картель? Картель может видеть, что цены достаточно высоки для поддержания воспринимаемой ценности бриллиантов, но довольно низкая, чтобы побеждать конкурентов. В лучшем случае, это будет трудно удерживаемое равновесие.
Или мы увидим, что бриллианты получают гораздо более широкую базу потребителей, так как низкие цены сделают бриллиантовые ювелирные изделия доступными для гораздо большего числа людей. Но что с имиджем?
Я не ставлю здесь целью напугать людей или сделать мрачные предсказания. Я не преследую корыстную цель. Но технология относится ко всем одинаково, и разумным людям нужно смотреть вперед и оценивать возможные разрушения, которые могут принести синтетические бриллианты для отрасли. Необходимо некоторое перспективное мышление и планирование.
Все это, конечно, заглядывая далеко вперед на перспективу. Или, может, не далеко.