Потом я прочитал о том, что клубы Helzberg и Sam, каждый из которых занимается несколько разными сегментами рынка, оба предлагают крупные бриллианты розового, желтого и белого цвета стоимостью в тысячи [долларов].
Итак, первый переломный момент, может, уже наступает – скорее, чем я думал.
Существует несколько веских причин для перехода к синтетическим бриллиантам, кроме разницы в цене. Основные производители природных бриллиантов - De Beers, АЛРОСА, Rio Tinto и другие – знают, что грядет, по существу, конец. Поэтому у них есть три важных мотивации. Продать как можно больше, как можно быстрее и по самой высокой цене, потому что правила игры могут резко измениться. Отсюда поддержка работы по маркетингу (я вижу, что снова запускается слоган «Бриллиант – это навсегда»), порочащие высказывания о тех бриллиантах, которые создавались не миллионы лет (всего 300 часов) и выдавливание каждого гривенника из сайтхолдеров. Мартин Рапапорт (Martin Rapaport) на своем активно посещаемом ежегодном завтраке на выставке JCK Show в Лас-Вегасе сказал, что производителям сырья необходимо следить за тем, чтобы вся цепочка производства и распределения, вплоть до потребителя, была защищена. Совсем не похоже, что те об этом думают. Их перспективы слишком коротки.
Все это вызвало отрицательный эффект переполнения алмазопровода бриллиантами (Рапапорт утверждает, что его RapNet содержит свыше миллиона камней), что разрушает прибыли для огранщиков и удерживает банкиров от ведения такого бизнеса с низкими маржами). Но у производителей мало вариантов. Они не могут на самом деле сократить объемы производства в попытке создать дефицит, потому что они никогда не смогут договориться между собой об этом (даже ОРЕК не может этого) и потому что они могут не достичь желаемого эффекта! Бриллианты повторного обращения и синтетические бриллианты могут заполнить брешь и по более низкой цене, тем самым еще больше подрывая бизнес производителей алмазов.
Поэтому мы увидим, что продолжится повышение цен, будут заключаться внеплановые специальные сделки и размер сайтов и цены будут сокращаться только в последний момент, когда будет явным возмущение сайтхолдеров.
Это не назовешь нормальным коммерческим бизнесом. В любом другом виде товаров, когда спрос низкий, цены падают и сворачивается горная добыча. Потребности покупателя являются движущей силой объемов производства и цен.
Изобретение синтетических бриллиантов создало другие опасности для производителей алмазов. De Beers проделала огромную работу по созданию имиджа бриллиантов как редкого, дорогого подарка от Матери Земли. Мысль о том, что бриллианты изготавливаются как безделушка, является пугающей перспективой, особенно тогда, когда сталкиваешься не с дешевыми бриллиантами с изъянами, а с дешевыми бриллиантами самого высокого качества. Этот фактор может свести на нет эффективность многих рудников, производящих в основном низкокачественные алмазы.
Все это является причинами, по которым все производители сегодня мчатся вперед на всех парах.
В этих условиях возникает непреодолимый соблазн перейти на синтетические бриллианты (и избавиться, возможно, от сайтов), и этот переход надвигается. Основным аспектом, с которым сталкиваются производители бриллиантов, является производительность. Обеспечение загрузки фабрики работой имеет важное значение, поэтому мы столкнулись с таким количеством перехода на альтернативные материалы и камни. А объем имеет гораздо большее значение для них, чем движение бриллиантов. Потребитель покупает готовое ювелирное изделие. Бриллианты могут быть важным компонентом, но именно компонентом.
Это приводит нас к переломному моменту номер 2.
Разумно предположить, что производство и продажа синтетических бриллиантов под влиянием всех этих факторов будет расширяться намного быстрее, чем мы могли бы представить. Мы уже видим изделия, в которых сочетается применение синтетических и природных бриллиантов, некоторые в качестве камней в центре, некоторые по бокам. Наступит момент, и он на самом деле должен наступить, когда производителям бриллиантов потребуются определенные ассортименты и количества бриллиантов для выполнения заказов, и единственным путем для достижения этого станет использование для выполнения работы как природных бриллиантов и/или синтетических бриллиантов, имеющихся в наличии. Я бы рискнул сказать, что это уже происходит в течение какого-то времени, но без объявления. (Такие случаи известны, и производители бриллиантов, и ритейлеры были в ярости, когда с них взяли больше, не говоря уже о том, что их обманули).
Мы, конечно, знаем, обо всех усилиях, предпринимаемых для развития применения сканнеров и тестеров, позволяющих простое и массовое распознавание. Хорошая попытка, я скажу, но вероятность быстрого, дешевого, широкого распространения детекторных устройств очень мала. И если это даже чудесным образом случится, это не решит проблему наличия устойчивого надежного предложения по приемлемой цене, что все производители ювелирных изделий хотели бы видеть. Не в мире растущего спроса и снижения объемов производства природных бриллиантов (особенно в категории камней от среднего до высокого качества).
Итак, переломный момент номер 2 происходит, когда синтетические бриллианты находят широкое распространение, а оптовики и ритейлеры не хотят – или не могут – иметь дело с предоставлением гарантии использования природных бриллиантов. Ситуация становится почти неразрешимой. Поэтому все возвращаются к разговорам о том, что все эти камни являются «бриллиантами» и что некоторые или все они являются природными, а некоторые или все являются синтетическими бриллиантами.
Мир бриллиантов в этот момент значительно изменится. Мы назовем это сдвигом парадигмы, и парадигмы со многими возможными последствиями, которые я опишу в следующий раз, перед тем как предложить перейти к переломному моменту номер 3.