Но не ювелирные изделия, как это было в 1998 году, когда курс доллара подскочил в несколько раз и россияне спускали многолетние накопления всей семьи на килограммы золотых колец, серег и цепочек. Действительно ли золото и «лучшие друзья девушек» потеряли статус вечных ценностей, разбирался корреспондент «В».
– Мы не ощутили ажиотажа в период резкого роста доллара, – рассказывает один из владельцев ювелирного магазина во Владивостоке. – Пока народ расхватывал холодильники про запас, золотые украшения раскупались традиционно к юбилеям, как новогодние и рождественские подарки – в таком же объеме, как обычно в декабре. Не было такого, как в 1998 году: доллар скакнул в 6 раз – и четыре милиционера не могли сдержать очередь к прилавкам с золотом.
Продавец еще одного из магазинов в приморской столице сетует: перед Новым годом пришлось переписывать ценники в сторону повышения – поставщик потребовал, ссылаясь на то, что товар оплачен валютой. Надежды на то, что новые цены не остановят покупателей, скупающих все в преддверии праздника и нестабильного курса рубля, не оправдались: покупатели прошли мимо. И даже 8 Марта не слишком активизировало покупателей.
В России по итогам января – мая объем реализации ювелирных изделий в целом сократился на 11 процентов за счет резкого падения в эконом– и бюджетном ценовых сегментах, приводит данные исследований компании Y-Consulting и отчета Всемирного золотого совета (World Gold Council) портал Retailer, пытающийся выяснить причины падения спроса на драгоценности. И это еще оптимальные показатели. Так, по словам представителя Московского ювелирного завода, продажи в целом в магазинах сети с начала года сократились на 30%, трафик упал на 50%. Процент случайной покупки снизился до минимума.
Причем снижение интереса к прилавкам с золотом и самоцветами наблюдалось еще с прошлого года. Так, если в 1-м квартале 2014 г. в России было куплено 19,6 тонны украшений, то в 4-м квартале продано лишь 13,9 тонны золотых украшений. Хотя именно в этот пе-риод случился «черный» вторник и традиционный предновогодний потребительский бум в декабре был многократно усилен стремлением населения буквально в национальном масштабе избавиться от скоротечно обесценивающегося рубля. Тренд на падение спроса продолжился и в этом году: в 1-м квартале уже 2015-го общий вес проданных ювелирных украшений составил 11,8 тонны.
Ряд экспертов предполагают: снижению спроса на ювелирные изделия послужило резкое подорожание в бюджетном сегменте, который, в свою очередь, напрямую зависит от курса доллара. В России, обосновывают свое мнение аналитики, прилавки профильных магазинов давно уже заполонили недорогие украшения из импортного золота и серебра. И завозных драгоценностей много больше, чем может показаться неискушенному обывателю: часто на бирке в производителях числится отечественный завод, вклад которого минимален – всего лишь финишная доработка завозных изделий. С ростом курса доллара зарубежные серьги, кольца, подвески и цепочки заметно подорожали, причем представители именно массового сектора – с простым дизайном, слабо подтвержденным качеством драгметалла и вставок. То, что вчера было незатейливым, но и недорогим, нынче по стоимости перешло в сегмент «роскошь». Но по сути таковым не является – в «люксе» платят не за вес, а за ювелирное искусство, репутацию производителя, которая гарантирует безупречное качество как материалов, так и самой работы ювелиров. Поэтому основная масса импортных ювелирных украшений стала невостребованной – кому неинтересен заурядный дизайн, а кому – несоответствующая товару цена. Магазины, ориентирующиеся на зарубежные компании, потеряли клиентов, а с ними и поставщиков – нечем платить за очередные партии товара.
В Приморье наблюдаются все российские веяния на золотом розничном рынке. Ювелирные салоны, специализирующиеся на импорте, действительно испытывают большие трудности. Их нетрудно вычислить – полупустые прилавки и отсутствие покупателей. По словам хозяйки одного из владивостокских ювелирных салонов, стремительный рост курса иностранной валюты показал, насколько рискованно работать с импортом.
– Из ста российских заводов – наших поставщиков – 16 потребовали повышения цен перед Новым годом, – рассказала владелица бизнеса. – Но делать этого нельзя было: народ уже приметил изделие, приценился, а тут переоценка, да еще и существенная! Решили вернуть им товар. Видимо, не мы одни, поскольку некоторые предприятия-изготовители, имеющие тысячи магазинов по всей стране, даже вынуждены были закрыться. И все потому, что много на импортном золоте работали, а когда доллар взлетел, товар не выдержал ценовой конкуренции. Остальные сегодня звонят и говорят, что не задирать цены – это был верный выбор.
И все же без коррекции цен не обошлось и здесь: пусть постепенно, но золото, серебро и самоцветы, никогда не покидавшие пределы страны, подорожали к этому времени на 40 – 100 процентов – отечественный рынок не мог не отреагировать на стремительное удешевление рубля. Тем не менее клиентов в магазинах, формирующих ассортимент из российских ювелирных изделий, стало только больше: к ним перетекли покупатели, не удовлетворенные скудным предложением в салонах, подкошенных импортом.
И еще один нюанс, который отмечают продавцы благородного металла именно во Владивостоке: в городе стало заключаться много браков.
– В день, бывает, приходят выбирать обручальные кольца до 40 пар, – констатирует продавец одного из магазинов, специализирущихся на отечественной ювелирной продукции. – Казалось бы, кризис, но когда мы открыли второй салон в городе и готовились к продолжительной рекламной кампании, то оказалось, что и без масштабного «паблесити» наплыв покупателей просто огромный. Мы не ожидали такого.
Русское золото выбирают не только соотечественники, предпочитающие благородные металлы в качестве подарка к памятной дате или просто, чтобы порадовать себя, но и гости из Китая. Туристы из соседней страны и ранее не упускали случая обзавестись по случаю ювелирным украшением «made in Russia». А когда удешевление рубля усилило покупательскую мощь юаня, то китайцы принялись скупать ювелирные в оптовых масштабах. Мало того, для жителей Поднебесной даже стали организовывать специальные «золотые» туры во Владивосток.
– Я в ювелирном бизнесе работаю около 20 лет, но впервые сталкиваюсь с тем, что туристы из КНР буквально не переводятся в магазине, – отмечает бизнесвумен. – Раньше китайцы шли исключительно сезонно, с мая по октябрь. Но в эту зиму-весну их делегации не переводились, пусть не в таких количествах, как летом, но и не как в прошлые годы, когда туристы из Поднебесной исчезали разом в октябре и до мая их не было видно в магазинах города.
По словам специалистов, наши соседи по региону активно скупают цепи, браслеты, колье, кольца и подвески из благородных металлов, а также золотые механические часы. Серьги не пользуются спросом – учение фэншуй, которого придерживается большинство жителей Поднебесной, не рекомендует делать проколы в своем теле.
Драгоценности от российских ювелиров привлекают китайцев европейским дизайном. В КНР производят украшения согласно национальным традициям. В основном их мастерские предлагают так называемое желтое золото и белые камни. И очень мало изделий с цветными камнями.
– Наши золотые сплавы они любят за качество, прочность, за многообразие цветовых вставок. У российских обработчиков есть интересный дизайн, наработки, традиции обработки, также они используют в работе и мировые тренды. В российских изделиях много натуральных драгоценных и полудрагоценных камней, которые в КНР не добывают. И потому, если там они и попадаются в ювелирных магазинах, цена баснословная, – рассказывает о предпочтениях жителей соседней страны хозяйка ювелирного магазина. – Например, бусы из турмалина с золотой застежкой у нас продают по 49 тыс. рублей, а там аналогичные стоят сейчас, после взлета юаня, полмиллиона рублей. Очень популярны у них изделия из янтаря. Китайцы его обожают – это на Востоке символ счастья, богатства и благополучия. В России добывается до 90 процентов мировых объемов янтаря, потому у нас он недорогой.
Как уверяют эксперты золотого рынка, бриллианты и классические формы украшений всегда будут в цене. Но если говорить о новомодных течениях, то сейчас в тренде объемные формы, крупные изделия, а также ювелирные вставки, которые ранее не продавались в ювелирных магазинах. Это опять-таки натуральные полудрагоценные камни: танзаниты, цавориты, уваровиты, турмалины, агаты, шпинели и т.д. Это интересно, это новая цветовая палитра. Они идут в обрамлении драгоценных камней, и это дизайн новый и интересный.
В общем, золото не потеряло своего статуса «вечной ценности». Несмотря на непростые времена, как принято называть сегодняшнюю ситуацию в экономике страны, изделия из злата-серебра и драгоценных камней пусть уже и не рассматриваются населением в качестве инвестиционной альтернативы квартирам, авто и холодильникам, но все равно в качестве дорогого и памятного подарка им практически нет равных. При условии, что это будет действительно золото, а не имитация благородных металлов и самоцветов.